Проект «На земле Иловлинской мы живем, край Донской наш, играя, познаем»
проект (старшая группа)

Чайникова Ольга Юрьевна

Одной из ведущих тенденций современного образования является усиление внимания работы по вопросу воспитания любви к Отчизне, гражданина и патриота своей  малой Родины.  История малой родины    тесно связана с историей казачества - это одна из  причин осознанной нами необходимости проводить  работу  по возрождению казачьих традиций, по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chaynikova_o.yu_.docx902.65 КБ

Предварительный просмотр:

»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Качалинский детский сад «МалышокC:\Users\acer\Desktop\maxresdefault.jpg

Проект

«На земле Иловлинской мы живем, край Донской наш, играя, познаем»

            Разработала:

                                                  Воспитатель  МБДОУ Качалинский

                                детский сад «Малышок»

                                     Чайникова Ольга Юрьевна

        

Ст.Качалино

2020 г.

Название: »На земле Иловлинской мы живем, край Донской наш, играя, познаем»

Автор: Чайникова Ольга Юрьевна

Вид проекта: групповой

Тип проекта: познавательный, творческий

Продолжительность: долгосрочный

Возрастная группа: 6-7 лет

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Актуальность.

Одной из ведущих тенденций современного образования является усиление внимания работы по вопросу воспитания любви к Отчизне, гражданина и патриота своей  малой Родины.  История малой родины    тесно связана с историей казачества - это одна из  причин осознанной нами необходимости проводить  работу  по возрождению казачьих традиций, по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине.

  Уникальное наследие народной и казачьей культуры,  прошлое казаков, проживание на донской земле дает возможность в данных условиях создать благоприятную для этого работу.

   Актуальность проекта  состоит в том, что он обеспечивает активное освоение культурного богатства казаков Дона. А  это не только интересно, но и познавательно. Изучая  историю, традиции, культуру, обычаи  донского казачества   дети будут приобщаться  к истокам народной культуры,  лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним. Это будет  способствовать  становлению  патриотов своей Родины.

Проблема

   В  настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема духовно -нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать? Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения содержания, методов, средств и форм приобщения к действительности.

  Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своей малой родиной. Корни этой связи - в языке, его песнях, играх, впечатлениях, праздниках, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей. 

  Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, задача в настоящее время особенно актуальная и сложная

Цель:  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе ознакомления с обычаями и традициями донского  казачества.

 Задачи:

- формирование представление детей о культуре донского  казачества;

- знакомство с  историей и бытом  донских казаков, их традициями и обычаями;

-развивать творческие способности детей через ознакомление с казачьими песнями, играми и танцами;

-развитие  познавательного интереса детей посредством ознакомления с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;

-воспитание   патриотических  чувств: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережного  отношения  к природе, чувства сопереживания, гордости за  свой народ, желание приумножать богатства;

риентирование  семьи на духовно-нравственное воспитание детей;

- совершенствование  коммуникативных умений в процессе общения и введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,

- формирование  активной жизненной позиции и личности.

  Ожидаемые результаты:

  1. расширение кругозора, получение первичных   знаний о своем родном крае;
  2. обогащение личного опыта общения детей;
  3. ориентация  на общечеловеческие ценности;
  4. уважительное отношение к истории и культуре родного края

Схема осуществления

        

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный

-Выявление проблемы

-Подборка материала по теме проекта

-Составление плана совместной деятельности

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Основной

-беседы

-НОД

- целевые прогулки и экскурсии

-развлечения

- спортивные соревнования;

- подвижные, хороводные казачьи игры

-чтение художественной литературы, а так же фольклора казаков,

- рассматривание тематических альбомов, фотографий

- ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, поделки из  соломы, лозы и т.д.)

- разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- посещение   казачьего уголка (горницы в группе),   музея  (казачьего подворья) под открытым небом

- выставки детского творчества

-встречи, беседы с представителями казачества;

 - просмотр фильмов о казаках, фотографий;

-  видео- путешествия

-создание макета казачьего дома – куреня.

Работа с родителями:

 Консультация  «Без прошлого – нет будущего»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель

Заключительный

-подготовка презентации проекта

-выступление на педсовете

- создание фильма «Мой родной казачий край»

-проведение итогового фольклорного праздника «Покров Пресвятой богородицы. Казачьи посиделки».

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Продуктом проекта « На земле Иловлинской мы живем, край Донской наш, играя, познаем» является фильм «Мой родной казачий край», фольклорный праздник «Покров Пресвятой Богородица. Казачьи посиделки», создание макета казачьего куреня.

Данный  проект  может быть использован педагогами ДОО, педагогами дополнительного образования. Проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, воспитать гордости за свою малую родину, свой народ и сохранение эмоциональной стороны семейного воспитания на основе казачьих традиций.

Список используемой литературы:

  1. Книга для чтения  «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс», г. Ростов – на- Дону, 2006 г.
  1. «Казачий Дон», очерки истории, издательств Волгоградского СМИ,  г. Волгоград.
  2. Казачье образование, «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм», НПК «Гефест», г. Волгоград, 2002 г.
  1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

3. Н. Г. Зеленова «Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитанию

  1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
  2. М.Д.Маханева, О.Л. Князева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, изд. «Детство- Пресс»  2002г.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством . под.ред. Т.А. Бударина, О.А. Маркеева Санкт-Петербург, изд. «Детство- Пресс»  2001г

 

        

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271109.JPG

«Покров Пресвятой Богородицы. Казачьи  посиделки»

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271059.JPG

         Чтение стихотворений о казачьем крае и исполнение  казачьих песен.         

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271062.JPG

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271068.JPG

Инсценировка песни «Аннушка»

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271065.JPG

Игра –эстафета «Перенеси яблоки»

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271076.JPG

Соревнование для родителей на знание казачьих песен.

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271086.JPG

Игра деда Матвея с девочками.

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271090.JPG

Игра «Сбей струю саблей»

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271104.JPG

Соревнование  девочек казачек в умение ношения коромысла.

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271105.JPG

Маленькие казачата.

C:\Users\Пользователь\Desktop\покров развлечение\SL271100.JPG

Гости праздника- Хозяйка и дед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Путешествуй и играй, познай любимый край»

Именно в дошкольном возрасте важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм,  закладываются и создаютс...

Проект Край донской - земли огромной долька.

В этом проекте внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанны...

План мероприятий, направленных на реализацию среднесрочного проекта «Край Донской – земли огромной долька»

Цель – воспитание интереса к природе донского края, системы ценностного отношения к природе Дона, формирование основ экологического сознания и культуры природолюбия. Задачи: Обобщить и сист...

Проект : «Есть земля, на которой живу я »

Вид проекта:По направленности: : творческий, игровой, познавательный,  общественно-полезный,По количеству участников: групповой.По продолжительности: краткосрочный (2 неделя)База проекта - МБДОУ...

Проект по патриотическому воспитанию "Край Донской, родной мой край!"

Проект предназначен для реализации  средних и старших группах детского сада. Способствует развитию чувства патриотизма к малой Родине, знакомство с костюмом,бытом, традициями казачества....

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Проект. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Тема: «Мой край донской»

Мой проект направлен на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников.  Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического...