Конспект Занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. «Я живу на донской земле» Воспитатель: Мышанская Н.В.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мышанская Нина Васильевна

Цель: Создание условий для знакомства детей с историей Донского края.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

- формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о семейных отношениях;

- закрепить знания о казачьей кухне;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-Учить песни ритмично в соответствии с мелодией.

Образовательная область«Речевое развитие»
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;

- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, горница, саман, чугунок, коромысло, ухват, узвар
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области ;разучивание казачьих игр, пословиц; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков, рассматривание народных костюмов казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Оформление мини-музея, изготовление фотоальбома «Казачество на Дону». Чтение народных казачьих сказок.

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа, продуктивная деятельность.

Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, детские казачьи костюмы; символика Всевеликого Войска Донского; игрушечные кони; рушник; солёное тесто для изготовления вареников.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Донская степь раздольная -
Отечество моё,
Народами свободная,
Сплочённа горячо.
Ковыль степной колышится,
Охвачен ветерком
И вольно сердцем дышится,
Когда в краю я том.
Раскинутая сёлами,
А рядом река Дон,
Икристая, весёлая,
плескает рыба в нём!

Дети входят в зал под казачьи напевы

Казак: Здорово дневали, земляки!

Казак: Не понял?! Здравствоваться не хотите, али не знаете как?

Казачка: Ну, полно, полно тебе, ишь разбушевался! Ну откуда им, современным людям, знать казачьи обычаи, если столько лет казаки были изгоями на родной земле.

Казак: Да, это точно, в наших семьях не было принято говорить о предках, редко у кого даже дореволюционные семейные фотографии сохранились.

Казачка: А я более всего жалею из утраченного речь, язык, говор казачий. Он был настолько неповторимым, своеобразным,

Казачка: Выражения певучими, искромётными, - что современники не всегда смогут сегодня понять их смысл. Вот, например: «Чи я ня казачкя?»

Казак: Или: «Атец траву кося, ана исть ня прося».

Казачка: А слова, слова – то какие: жаних, вядро, страма, тяпло…

Казак: Кубыть, ноня, таперича, выспея…

Воспитатель: Отвечая на приветствие, казаки славили Бога тем самым, желая себе и другим, чтобы на сегодня все заладилось и задуманное свершилось. А теперь казак поздоровайся еще раз.

Казак: Здорово дневали, земляки!

Все: Слава Богу!

Воспитатель: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?

Дети: Донской Край

Воспитатель: А почему возникло такое название?

Казачка: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон.(приложение№1)

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Казак Река Дон – большая, широкая, полноводная с красивыми берегами.

Казачка: Она тянется далеко по всей нашей области.

Казак: По ней ходят корабли, теплоходы.

Казачка: По берегам расположены многочисленные деревни, сёла, города.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и покупаемся в нашем Дону.

Физминутка

Как приятно в речке плавать! ( Плавательные движения)

Берег слева, берег справа.( Повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди.( Потягивания –руки вперёд)

Сверху мостик – погляди.(Потягивания – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?( Плавательные движения)

Мы из речки вылезаем.( Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.( Дети приседают на корточки)

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение  Н.  Туроверова:

Средь донских степных полей, где река Дон течет

Гордый и лихой народ заслужил себе почёт:

Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несёт.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют

Песни звонкие поют

Память предков охраняют,

Веру в бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

- Что вы услышали из данного стихотворения? О ком говорится в этом стихотворении? 

- Да, ребята, правильно, о казаках! А кто такие казаки?

- В древние времена от тяжёлой неволи многие крепостные крестьяне бежали на Дон и другие окраины Русского государства. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными казаками. Все казаки служили Российскому государству по его охране. Как у каждого народа нашей России у них своя история, традиции

Казак 2: Да. Прапрадеды привозили свои семьи на  землю на Донскую.

Казачка 2: Место было основано по-хозяйски, в живописной долине реки Дон, с травами по пояс.(приложение№2)

Казак 3: Первый  курень был четырёхкомнатным, саманным, под камышовой крышей.

Казачка: Посредине дома - русская печь с лежанкой .

Казак: Всё что выходило из этой печи, было необыкновенно вкусно и духовито: каши, блины с каймаком…

Казачка: Оладьи, вареники, пирожки и ватрушки, лапша, взвар из сухофруктов. Казачья кухня – неповторима и уникальна.

Казак: А мне показывали глиняную утварь моего деда. Особенно запомнились: коржаки, кувшины, горшки. Ложки были деревянными и обязательно расписными.

Казачка: В святых углах кухни и залы висели иконы, на стенах отдельно были расположены семейные фотографии.

Казак: В хате была прялка. Жужжание прялки приносило в семью спокойствие и уют.

Воспитатель: Да. В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.

Загадки: Возле печи не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват)

 

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля, а… (чугунок)

 

Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)

 

Лохматый казак, посередине ушак.

По двору ходит, порядок наводит (веник)

 

Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)

Не казак, а с усами.

На 4-х ногах, а не конь.

Песни распевает каждые его знает (котёнок)

 

Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)

 

Для гостей дом отпускали в Дон.

Когда с воды подняли, всех гостей собрали (сети и рыба)

 

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. Дима, а что обычно хранится в сундуке у казаков?(приложение№3)

Казак : Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.

Воспитатель: В хате здесь сундук стоит. Что же он в себе таит? Его так просто не открыть. Нужно ласково попросить.

Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (воспит. открывает сундук).

Воспитатель: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную.

Казак : А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ).

Казачка : Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава . (приложение№4)           

Казачка : Для пышности костюма носили нижние юбки.

Казак : У казаков на стоячем воротнике рубахи вшивалась красная или синяя окантовка. (приложение№5)

Воспитатель: А вы знаете, что издавна на Дону, когда в семье рождался сын, казаки из родни приносили в дар (на зубок) патрон, пулю, лук, стрелу. С малого возраста казачонок верхом разъезжал по двору, а в 5 – 6 лет скакал уже в степи. Рукопашному бою учили с трёх лет, стрелять – с пяти.

Казачка : Если казаки одобряли какое-то решение, то кричали громко и дружно «Любо!» А ещё мы знаем, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб и печать.

Воспитатель: А я сейчас проверю. Подойдите, пожалуйста, к столу и соберите символику Всевеликого Войска Донского.

Дети собирают символику из нескольких частей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это флаг казачьего общества?

Казак : Флаг состоит из 3 продольных полос равной ширины.

Казачка : Синий цвет-это чистое небо и частая вода, жёлтый-цвет степи, красный-цвет крови, отваги и храбрости.

Воспитатель: А что изображено на гербе?

Казак : На гербе изображён бегущий олень, раненый стрелой.

Казачка : Казаки считали себя такими же сильными, свободными, как олень, никогда не сдаются врагу живыми.

Воспитатель: Вы правы. Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом

Казак : Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.

Игра «На коне»

Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?

Дети: «Любо!»

Игра «Забытые слова»

Слова: Командир-атаман; полотенце-рушник; дом-курень; балахон-платье; плётка-нагайка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка – ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк; корец – ковш; отец – батя; котелок – казан; говорить – гутарить; горница – комната; плетень – забор; ведмедь – медведь; цибарка – ведро.

Казак :  Мне говорили, что в казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи.

Воспитатель: Да  Это правда. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?

Казачка: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.

Казак: К отцу и матери обращались только на «Вы».

Казачка: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.

Воспитатель: А вы знаете какие - ни будь казачьи блюда?

Казак: У нас в реке Дон очень много водилось рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.

Казачка : Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,

Казак : Компот из сухофруктов - узвар называется.

Казачка : Вареники с творогом, картошкой.

Воспитатель: Прекрасно. Как много вы знаете о казачьей кухне! И сейчас я предлагаю слепить со мной вареники с картошкой. Давайте наденем фартуки, косыночки (на столе лежит раскатанное тесто). Тесто на столе уже раскатано, поэтому берём формочки и вырезаем кружочки, чтобы вареники были одинаковы. В середину положим начинку и краешки крепко-крепко залепим, чтобы начинка не убежала. А пока вы лепите вареники, послушайте интересную сказку про вареники.

«В одной донской станице жила - была казачка. Решила она как-то вареников налепит да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муки - вареников налепит да казачат накормит». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: « Речка-матушка, дай мне водицы, хочу, вареников налепит да казачат накормить». Речка дала ей водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка-хохлатка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яичко. Пошла хозяйка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито, просеяла муку, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто». Вот так казачке помогли, налепит вареники те, кто с ней рядом находится. Ну, вот мы и налепили вареники. А что с ними надо сделать?

Казак : Положить в чугунок и поставить в печь.

Дети кладут в чугунок вареники и ставят в печь

Воспитатель: А мы снимем фартуки и помоем руки. Ребята, вы – молодцы, присаживайтесь на стульчики. И сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Не атлет и не артист он...
Не летает в облаках,
Всё умеет, с ним не страшно
Он - простой, Донской…….. казак!

Совершенно верно. И сегодня к нам в гости пришёл настоящий Донской казак.

Входит казак

КАЗАК: Здорово дневали, земляки!

Все: Слава Богу!

КАЗАК: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?

Казак : Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.

Казачка : Они любят свою Родину и готовые ее защищать.

Воспитатель: Наши казачата тоже ловкие .

Игра « Ловкие казаки:

 Дети делятся на две команды и по сигналу перетягивают канат каждый на свою сторону кто перетянул , тот и победил

Воспитатель: А наши казачата  еще умеют и  песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!

Песня «ЭХ, ДОНСКИЕ КАЗАКИ»

КАЗАК: Любо, казачата, любо! Раз вы такие смелые, ловкие, трудолюбивые да и поёте хорошо, может угостите меня настоящей казачьей едой ухой.

                                       Игра «Свари уху»

 Знаете как ели уху казаки? Из одного чугунка черпали деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкали. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!

Все: С богом!

Воспитатель: Ну что ребята. Вот мы и узнали откуда мы, где наши корни. Голос родной крови неподвластен времени – от каждого из нас тянется в прошлое, незримая нить.

Казак : И даже если не знать о ней, она напомнит о себе зовом далёких предков.

Казачка : Откуда я?

Все: С Дона!

Казак : Где высь и простор.

Казачка : Где поле широко

Работа красна.

Где песня далеко – далеко слышна…

Казак : Где каждый мальчишка с рожденья – казак!

Казачка : И здесь не поруган обычай святой:

Все: Горой на врага.

И за друга – горой!

Воспитатель: Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите, пока они живы, узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит. Все мы родом из…

Все: Донского края!

Дети: До свидания, люди добрые! (поклон)

Дети уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_na_donu.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...

Календарно - тематическое планирование по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе на 2017-2018 учебный год.

Образовательная область «Познавательное развитие»Раздел: Ознакомление с предметным и социальным  окружением...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.   Данное занятие представлено с целью  обогатить...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе Тема: «В гостях у Федоры» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группеТема: «В гостях у Федоры» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:Познавательное развитие, речевое ра...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Донские казаки»

Автор Балабанова Вероника КареновнаЦель: способствовать развитию у детей познавательного интереса к обычаям, и творчеству народной культуры донских казаков...