Конспект Занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. «Я живу на донской земле» Воспитатель: Мышанская Н.В.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для знакомства детей с историей Донского края.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
- формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о семейных отношениях;
- закрепить знания о казачьей кухне;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Учить песни ритмично в соответствии с мелодией.
Образовательная область«Речевое развитие»
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, горница, саман, чугунок, коромысло, ухват, узвар
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области ;разучивание казачьих игр, пословиц; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков, рассматривание народных костюмов казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Оформление мини-музея, изготовление фотоальбома «Казачество на Дону». Чтение народных казачьих сказок.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа, продуктивная деятельность.
Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, детские казачьи костюмы; символика Всевеликого Войска Донского; игрушечные кони; рушник; солёное тесто для изготовления вареников.
Ход занятия:
Воспитатель:
Донская степь раздольная -
Отечество моё,
Народами свободная,
Сплочённа горячо.
Ковыль степной колышится,
Охвачен ветерком
И вольно сердцем дышится,
Когда в краю я том.
Раскинутая сёлами,
А рядом река Дон,
Икристая, весёлая,
плескает рыба в нём!
Дети входят в зал под казачьи напевы
Казак: Здорово дневали, земляки!
Казак: Не понял?! Здравствоваться не хотите, али не знаете как?
Казачка: Ну, полно, полно тебе, ишь разбушевался! Ну откуда им, современным людям, знать казачьи обычаи, если столько лет казаки были изгоями на родной земле.
Казак: Да, это точно, в наших семьях не было принято говорить о предках, редко у кого даже дореволюционные семейные фотографии сохранились.
Казачка: А я более всего жалею из утраченного речь, язык, говор казачий. Он был настолько неповторимым, своеобразным,
Казачка: Выражения певучими, искромётными, - что современники не всегда смогут сегодня понять их смысл. Вот, например: «Чи я ня казачкя?»
Казак: Или: «Атец траву кося, ана исть ня прося».
Казачка: А слова, слова – то какие: жаних, вядро, страма, тяпло…
Казак: Кубыть, ноня, таперича, выспея…
Воспитатель: Отвечая на приветствие, казаки славили Бога тем самым, желая себе и другим, чтобы на сегодня все заладилось и задуманное свершилось. А теперь казак поздоровайся еще раз.
Казак: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
Воспитатель: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?
Дети: Донской Край
Воспитатель: А почему возникло такое название?
Казачка: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон.(приложение№1)
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Казак Река Дон – большая, широкая, полноводная с красивыми берегами.
Казачка: Она тянется далеко по всей нашей области.
Казак: По ней ходят корабли, теплоходы.
Казачка: По берегам расположены многочисленные деревни, сёла, города.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и покупаемся в нашем Дону.
Физминутка
Как приятно в речке плавать! ( Плавательные движения)
Берег слева, берег справа.( Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди.( Потягивания –руки вперёд)
Сверху мостик – погляди.(Потягивания – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?( Плавательные движения)
Мы из речки вылезаем.( Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем.( Дети приседают на корточки)
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение Н. Туроверова:
Средь донских степных полей, где река Дон течет
Гордый и лихой народ заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют
Песни звонкие поют
Память предков охраняют,
Веру в бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
- Что вы услышали из данного стихотворения? О ком говорится в этом стихотворении?
- Да, ребята, правильно, о казаках! А кто такие казаки?
- В древние времена от тяжёлой неволи многие крепостные крестьяне бежали на Дон и другие окраины Русского государства. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными казаками. Все казаки служили Российскому государству по его охране. Как у каждого народа нашей России у них своя история, традиции
Казак 2: Да. Прапрадеды привозили свои семьи на землю на Донскую.
Казачка 2: Место было основано по-хозяйски, в живописной долине реки Дон, с травами по пояс.(приложение№2)
Казак 3: Первый курень был четырёхкомнатным, саманным, под камышовой крышей.
Казачка: Посредине дома - русская печь с лежанкой .
Казак: Всё что выходило из этой печи, было необыкновенно вкусно и духовито: каши, блины с каймаком…
Казачка: Оладьи, вареники, пирожки и ватрушки, лапша, взвар из сухофруктов. Казачья кухня – неповторима и уникальна.
Казак: А мне показывали глиняную утварь моего деда. Особенно запомнились: коржаки, кувшины, горшки. Ложки были деревянными и обязательно расписными.
Казачка: В святых углах кухни и залы висели иконы, на стенах отдельно были расположены семейные фотографии.
Казак: В хате была прялка. Жужжание прялки приносило в семью спокойствие и уют.
Воспитатель: Да. В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.
Загадки: Возле печи не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват)
Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля, а… (чугунок)
Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.
Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)
Лохматый казак, посередине ушак.
По двору ходит, порядок наводит (веник)
Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)
Не казак, а с усами.
На 4-х ногах, а не конь.
Песни распевает каждые его знает (котёнок)
Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)
Для гостей дом отпускали в Дон.
Когда с воды подняли, всех гостей собрали (сети и рыба)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. Дима, а что обычно хранится в сундуке у казаков?(приложение№3)
Казак : Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.
Воспитатель: В хате здесь сундук стоит. Что же он в себе таит? Его так просто не открыть. Нужно ласково попросить.
Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (воспит. открывает сундук).
Воспитатель: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную.
Казак : А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ).
Казачка : Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава . (приложение№4)
Казачка : Для пышности костюма носили нижние юбки.
Казак : У казаков на стоячем воротнике рубахи вшивалась красная или синяя окантовка. (приложение№5)
Воспитатель: А вы знаете, что издавна на Дону, когда в семье рождался сын, казаки из родни приносили в дар (на зубок) патрон, пулю, лук, стрелу. С малого возраста казачонок верхом разъезжал по двору, а в 5 – 6 лет скакал уже в степи. Рукопашному бою учили с трёх лет, стрелять – с пяти.
Казачка : Если казаки одобряли какое-то решение, то кричали громко и дружно «Любо!» А ещё мы знаем, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб и печать.
Воспитатель: А я сейчас проверю. Подойдите, пожалуйста, к столу и соберите символику Всевеликого Войска Донского.
Дети собирают символику из нескольких частей
Воспитатель: Почему вы считаете, что это флаг казачьего общества?
Казак : Флаг состоит из 3 продольных полос равной ширины.
Казачка : Синий цвет-это чистое небо и частая вода, жёлтый-цвет степи, красный-цвет крови, отваги и храбрости.
Воспитатель: А что изображено на гербе?
Казак : На гербе изображён бегущий олень, раненый стрелой.
Казачка : Казаки считали себя такими же сильными, свободными, как олень, никогда не сдаются врагу живыми.
Воспитатель: Вы правы. Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывает с детства. Но и невозможно представить казака без коня, который является ему другом
Казак : Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.
Игра «На коне»
Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?
Дети: «Любо!»
Игра «Забытые слова»
Слова: Командир-атаман; полотенце-рушник; дом-курень; балахон-платье; плётка-нагайка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка – ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк; корец – ковш; отец – батя; котелок – казан; говорить – гутарить; горница – комната; плетень – забор; ведмедь – медведь; цибарка – ведро.
Казак : Мне говорили, что в казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи.
Воспитатель: Да Это правда. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?
Казачка: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.
Казак: К отцу и матери обращались только на «Вы».
Казачка: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.
Воспитатель: А вы знаете какие - ни будь казачьи блюда?
Казак: У нас в реке Дон очень много водилось рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.
Казачка : Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,
Казак : Компот из сухофруктов - узвар называется.
Казачка : Вареники с творогом, картошкой.
Воспитатель: Прекрасно. Как много вы знаете о казачьей кухне! И сейчас я предлагаю слепить со мной вареники с картошкой. Давайте наденем фартуки, косыночки (на столе лежит раскатанное тесто). Тесто на столе уже раскатано, поэтому берём формочки и вырезаем кружочки, чтобы вареники были одинаковы. В середину положим начинку и краешки крепко-крепко залепим, чтобы начинка не убежала. А пока вы лепите вареники, послушайте интересную сказку про вареники.
«В одной донской станице жила - была казачка. Решила она как-то вареников налепит да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет. Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муки - вареников налепит да казачат накормит». Мельник дал ей муки. Побежала она к речке: « Речка-матушка, дай мне водицы, хочу, вареников налепит да казачат накормить». Речка дала ей водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка-хохлатка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные. Дала курочка ей яичко. Пошла хозяйка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито, просеяла муку, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто». Вот так казачке помогли, налепит вареники те, кто с ней рядом находится. Ну, вот мы и налепили вареники. А что с ними надо сделать?
Казак : Положить в чугунок и поставить в печь.
Дети кладут в чугунок вареники и ставят в печь
Воспитатель: А мы снимем фартуки и помоем руки. Ребята, вы – молодцы, присаживайтесь на стульчики. И сейчас отгадайте ещё одну загадку.
Не атлет и не артист он...
Не летает в облаках,
Всё умеет, с ним не страшно
Он - простой, Донской…….. казак!
Совершенно верно. И сегодня к нам в гости пришёл настоящий Донской казак.
Входит казак
КАЗАК: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
КАЗАК: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?
Казак : Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.
Казачка : Они любят свою Родину и готовые ее защищать.
Воспитатель: Наши казачата тоже ловкие .
Игра « Ловкие казаки:
Дети делятся на две команды и по сигналу перетягивают канат каждый на свою сторону кто перетянул , тот и победил
Воспитатель: А наши казачата еще умеют и песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!
Песня «ЭХ, ДОНСКИЕ КАЗАКИ»
КАЗАК: Любо, казачата, любо! Раз вы такие смелые, ловкие, трудолюбивые да и поёте хорошо, может угостите меня настоящей казачьей едой ухой.
Игра «Свари уху»
Знаете как ели уху казаки? Из одного чугунка черпали деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкали. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!
Все: С богом!
Воспитатель: Ну что ребята. Вот мы и узнали откуда мы, где наши корни. Голос родной крови неподвластен времени – от каждого из нас тянется в прошлое, незримая нить.
Казак : И даже если не знать о ней, она напомнит о себе зовом далёких предков.
Казачка : Откуда я?
Все: С Дона!
Казак : Где высь и простор.
Казачка : Где поле широко
Работа красна.
Где песня далеко – далеко слышна…
Казак : Где каждый мальчишка с рожденья – казак!
Казачка : И здесь не поруган обычай святой:
Все: Горой на врага.
И за друга – горой!
Воспитатель: Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите, пока они живы, узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит. Все мы родом из…
Все: Донского края!
Дети: До свидания, люди добрые! (поклон)
Дети уходят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_zhivu_na_donu.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".
Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...
Календарно - тематическое планирование по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе на 2017-2018 учебный год.
Образовательная область «Познавательное развитие»Раздел: Ознакомление с предметным и социальным окружением...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»
Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний. Данное занятие представлено с целью обогатить...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе Тема: «В гостях у Федоры» Воспитатель: Мышанская Н.В.
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группеТема: «В гостях у Федоры» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:Познавательное развитие, речевое ра...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Донские казаки»
Автор Балабанова Вероника КареновнаЦель: способствовать развитию у детей познавательного интереса к обычаям, и творчеству народной культуры донских казаков...