Что мешает слушать ребенка?
статья
Статья посвящена актуальности развития навыка активного слушания у педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_meshaet_slushat_rebenka.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Родители, которые пытаются перестроиться и овладеть азами активного слушания сталкиваются с большой трудностью – автоматическими ответами.
Юлия Борисовна приводит 12 типов родительских высказываний, которые становятся помехой для формирования душевного благополучия ребенка. В этой статье мы рассмотрим шесть из них
- Приказы, команды.
«Немедленно прекрати!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!». Категоричность этих ответов дают ребенку понять нежелание родителей вникнуть в его проблему, пренебрежение им самим, а также неуважение к самостоятельности.
Что чувствует ребенок: Бесправие, брошенность «в беде»
Ответная реакция: Обида, упрямство, «бурчание».
- Предупреждение, предостережения, угрозы.
Классика жанра: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повториться, и я возьму ремень!» и т.д. к сожалению, каждый из нас без особого труда сможет продолжить этот список.
Угрозы бессмысленны, потому что в момент переживания они еще больше загоняют в тупик.
Что чувствует ребенок: страх, обида, негативизм.
Ответная реакция: Слезы, обвинения типа: «Ты плохая», «Не люблю тебя»
Угрозы и предупреждения еще плохи тем, что при их частом повторении к ним привыкают и когда это происходит, то взрослому, выбравшему такой метод воспитания, приходится увеличивать силу угрозы и ее интенсивность: от слов переходить к делу, от слабых наказаний к более сильным и даже жестоким.
- Мораль, нравоучение, проповеди.
«Веди себя прилично», «Ты должен уважать взрослых», «Будь человеком!». Очень неоднозначный прием воспитательной работы. С одной стороны, мы говорим о правильных вещах, а с другой, только лишь говорить мало. Нравственное воспитание не происходит на словах, иначе все люди при достижении определенного возраста становились святыми. Морализаторство и нравоучение –предписывающие фразы «пустышки», которые не несут никакой дополнительной информации. Предпосылки морального поведения формируются атмосферой в доме через подражание поведению взрослых. Поэтому часто если ребенок нарушает нормы поведения, то стоит посмотреть, нет ли аналогичного поведения у членов семьи? Если причина не в этом, то вероятнее всего ребенок «выходит за рамки» из-за внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия.
Что чувствует ребенок: давление внешнего авторитета. Иногда вину, скуку, а чаще все вместе взятое.
Ответная реакция: приспособление или игнорирование, а часто и то и другое. Когда ребенок приспосабливается к нравоучениям – не значит, что они будут восприняты им так, что воспитают в нем нравственность. У него формируется связь между нельзя и страхом наказания или пустыми разговорами. В пером случае он боится наказания, поэтому хороший. Т.е. получается своеобразный обмен, единица «приличного поведения» при родителях за некоторые единицы одобрения или отсутствия связанных с этим проблем. Таким образом, смысл «нельзя» начинает, отождествляется со страхом последствия. В этом случае «нельзя» – не прорастает в руководящие принципы, а останется установкой, которая работает при условии пока «не поймали», «не заметили», пока есть ощутимый контроль. А во втором случае, пренебрежение к соцально одобряемым формам поведения, потому что эмоциональные проблемы ребенка не были решены - его эмоции не приняли, «не вернули» отзеркаливанием, не подкрепили собственным примером. Получается сами не разобрались в ситуации, а ребенку надо себя «как-то вести» как «нужно кому-то», чтобы быть при этом «кем-то».
Конечно, это не значит, что с ребенком не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения. Надо, но не в напряженные, острые моменты, а в спокойной обстановке. Потому как нравоучения и проповеди в острый момент сделают момент еще более острым, а это мало помогает сеять «доброе и вечное».
- Советы, готовые решения.
«А ты возьми и скажи…», «По-моему надо пойти и извинится», «Я бы дал ему сдачи».
Очень популярный и часто используемый среди родителей метод общения с ребенком на деле оказывается неэффективным.
Что ребенок чувствует: что он маленький, неопытный, а взрослый умнее и наперед все знает.
Ответная реакция: Позиция «сверху» - назидание и снисхождения, которые в ней заложены раздражают детей (и не только детей). Конечно же такая позиция не оставляет желания делиться своей проблемой.
На мой взгляд, особенную актуальность воздержание от этого метода следует проявить родителям подростков. С дошкольниками и школьниками он не так ярко не работает, потому как у малышей еще не сформировано критическое мышление и они в большей степени «ведомы» и накапливают паттерны поведения - поведенческие установки к разным образам действий.
- Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции».
«Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки» «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась - пеняй на себя»
Ответная реакция: негативизм «Отстань!», «Сколько можно?». Перестает слышать - «смысловой барьер», «психологическая глухота».
Папа и пятилетняя девочка идут по весенней улице. Снег тает, вокруг лужи. Девочка прявляет интерес к лужам и сугробам.
Папа: Дочь если ты будешь наступать в воду. То промочишь ноги. Если промочить ноги, то организм охладится. Если он охладится, ты можешь подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе всюду много микробов.
Девочка: (наступая на очередную лужу):
Пап, а почему у дяденьки, который прошел такой красный нос?
- Критика, выговоры, обвинения.
«На что это похоже!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты!», «Зря на тебя понадеялась!»
В том, что никакой воспитательной ценностью такие фразы не обладают, пожалуй, согласятся все.
Ответная реакция: Защита, нападение, отрицание, озлобленность или подавленность, уныние и разочарование.
При преобладании такого способа общения формируется низкая самооценка, а низкая самооценка порождает целый ворох новых проблем. Вера некоторых людей в воспитательную роль критики настолько велика и безгранична, что они продолжают ее использовать даже не по отношению к своему ребенку – к близким и дальним, друзьям и родным, коллегам и сослуживцам. Сложно представить каково слышать такие высказывание ежедневно, а если помножить дни на недели, а недели на месяцы. Получатся печальные годы, где ребенка все больше придавливает тяжелым багажом отрицательных впечатлений от самых близких людей.
В этой статье мы разобрали 6 типов родительских высказываний. В следующей статье мы продолжим постигать секреты «активного слушания» и разберем оставшиеся типы высказываний.
Материал подготовлен с использованием книги Ю.Б. Гиппенрайтер «Чудеса активного слушания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"
Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...
Консультация "Слушаться или слушать? Что важнее?"
Консультация для родителей "Слушаться или слушать? Что важнее?"...
Рекомендации родителям по адаптации ребенка3-4 лет к детскому саду
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи.Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт к...
Родительское собрание «Как слушать своего ребенка и что нам мешает это делать».
Родительское собрание в разновозрастной группе 4-5, 5-6, 6-7 лет, об активном слушании ребенка и преградах на этом пути....
Игротренинг для родителей.Развиваем речь ребенка3-4 лет
Тема: «Развиваем речь ребенка 3-4лет»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с ...
Консультация для родителей «Развивающие игры для ребенка5-6лет»
Эффективность развивающих игр напрямую зависит от того, насколько предложенная игра или занятие интересно ребенку. К 5-6 годам у ребенка с одной стороны уже более осознанные желания и предпочтен...
Консультация для родителей Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка наши автоматические реакции и их 12 типов.
Двенадцать против одногоили что нам мешает слушать ребенканаши автоматические реакции и их 12 типов.Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности, на ум приход...