Консультация для родителей Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка наши автоматические реакции и их 12 типов.
консультация

Чукавина Наталья Анатольевна

Двенадцать против одного

или что нам мешает слушать ребенка

наши автоматические реакции и их 12 типов.

Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности, на ум приходят привычные ответы-все, кроме необходимого. Давайте познакомимся с типами автоматических ответов родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_12_vs_1.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №105

 (ДОУ детский сад №105)

Консультация для родителей

Тема: «Двенадцать против одного

или что нам мешает слушать ребенка

наши автоматические реакции и их 12 типов»

Выполнила: воспитатель Чукавина Н. А.

воспитатель Бабурина Т. Г.

Ижевск, 2022

Двенадцать против одного

или что нам мешает слушать ребенка

наши автоматические реакции и их 12 типов.

Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности, на ум приходят привычные ответы-все, кроме необходимого. Давайте познакомимся с типами автоматических ответов родителей.

        1. Приказы,  команды:"сейчас же перестань!"убери!"вынеси ведро!""замолчи!""быстро в кровати!                                                        В этих категоричных фразах ребенок слышит не желание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности "в беде".В ответ дети сопротивляются,  бурчат, обижаются, упрямятся.

        2.Предупреждение,предостережение, угрозы:"если ты не прекратишь плакать, я уйду", еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень".Угрозы бессмысленны, если у ребенка неприятное переживание. Они загоняют его в еще больший тупик.                                                                         Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторение дети к ним привыкают и перестают на них реагировать .Некоторые родители  переходят от слов к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким.

        3.Мораль, нравоучения, проповеди:"ты обязан вести себя как подобает", "каждый человек должен трудиться"," ты должен уважать взрослых".                                                                                                Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это"в сто первый раз".Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме ,через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все трудятся, не лгут, делят домашнюю работу,- будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести. Если ребенок нарушает "нормы поведения", то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. В обоих случаях  словесные  поучения -самый не удачный способ помочь делу. С детьми надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения. Только в их спокойные минуты , а не в накаленной обстановке.

        4.Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "почему бы тебе не попробовать....", " я бы на твоем месте дал бы сдачи".                        Как правило мы не скупимся на такие советы. Считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя.                                        "Когда я был   в твоем возрасте" .Дети не склонны прислушиваться к нашим советам."Тебе легко говорить", без тебя знаю". За такими негативными реакциями стоит желание быть самостоятельными, принимать решение самому. Каждый раз, советуя ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и не опытен, а мы умнее его, наперед все знаем.                         Такая позиция родителей "сверху" раздражает детей и не оставляет желания рассказать о своей проблеме больше. Очень важно давать детям самим принять решение -это их путь к самостоятельности.

        5.Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции":"Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки"," сколько раз тебе говорила. "Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки"," сколько раз тебе говорила. Не послушалась пеняй на себя".                                                                        И здесь дети  отвечают:"Отстань", "сколько можно", "хватит". в лучшем случае  они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или психологической глухотой.

        6.Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "опять все сделала не так !","вечно ты!".                                                                                 Такой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту, ответное нападение, отрицание, озлобление, уныние, подавленность разочарование в себе и в своих отношениях  с родителям. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка, и он начинает думать что он плохой, безнадежный, что он не удачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.                 Старайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.

        7.Похвала. Различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале всегда есть элемент оценки:"молодец, ну ты просто  настоящий гений "ты у нас самая красивая".                                         Похвала-оценка плоха тем ,что когда часто хвалят , ребенок скоро начинает понимать :где похвала, там выговор. Хваля в одних случаях , его осудят в других. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать. Может заподозрить что вы неискренни, то есть хвалите его, из каких -то своих соображений.

        8.Обзывание, высмеивание: "Плакса- вакса ","не будь лапшой","ну просто дубина". Все это- лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. В таких случаях дети обижаются и защищаются:"а сама какая?"

        9.Догадки, интерпретации: "Я зная, это все из- за того, что ты...." "я все равно вижу, что ты меня обманываешь.."Приводит подростка в ярость. Кто из ребят (и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

        10. Выспрашивание, расследование: "Нет ты все таки скажи", "что же все таки случилось?""я все равно узнаю "                                                Удержаться в разговоре от вопросов очень трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.    Порой разница между вопросом и утвердительной фразой  может показаться нам почти незаметной. А для ребенка переживающего эта разница велика . Вопрос звучит как холодное любопытство;  утвердительные фразы как  понимание и участие.

        11.Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: Ребенку нужно сочувствие .Тем не менее  есть риск, что слова "я тебя понимаю","я тебе сочувствую", прозвучат слишком формально.                                                 Лучше просто промолчать, прижав ребенка к себе .А фраза "успокойся", "не обращай внимания"! ребенок услышит пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

        12.Отшучивание, уход от разговора: Родители проявляют чувство юмора, но проблема остается. Что говорить о таких словах  как "Отстань"."не до тебя""вечно ты со своими жалобами"                                                         Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками это не "естественные", а тоже выученные фразы .В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат  гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства ошибки, внимание к его заботам ,отказ  от родительской  позиции "сверху". Очень важно научиться слышать собственные  ошибки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дети против жестокости и насилия»

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различны...

Консультация для родителей. "Детские музыкальные мультфильмы и фильмы – сказки, которые помогут ребенку научиться слушать и полюбить музыку".

В материале описано какие музыкальные мультфильмы  и фильмы помогут ребенку научиться слушать и полюбить  музыку. А так же окажут положительное влияние на его обучение и развитие....

Консультация для родителей Вакцинация против гриппа

Консультация для родителей Вакцинация против гриппа...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников "Музыка и дети: слушать ее или нет?"

       Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?...

Консультация для родителей "Витамины против простудных заболеваний"

Консультация для родителей  Витамины против простудных заболеваний    Выполнила: Кудряшова О.С. воспитатель  Иногда родителям приходится сталкиваться ...

Что мешает слушать ребенка?

Статья посвящена актуальности развития навыка активного слушания у педагогов и родителей...