статья инновационные технологии
статья
Актуальность:
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы детского сада»
Аннотация:
В данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.
Гипотеза:
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Актуальность:
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Новизна:
Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Ключевые слова:
- технология
- инновация
- современность
- приоритет
- мотивация
- преемственность
- познавательный интерес
- взаимодействие
- развитие
- компонент
- модернизация
- прием
- модель
Введение:
Несколько прошедших лет были для нашего детского сада очень плодотворными и насыщенными событиями, которые обогатили работу новыми идеями и проектами. Команда педагогов детского сада была полностью погружена в новые интересные мероприятия и укрепила свои позиции в модернизации и преобразовании воспитательно-образовательного процесса, используя разнообразные технологии, которые дали возможность педагогам обогатить свой профессиональный опыт, вовлечь детей и родителей в новую интересную жизнь и поднять тем самым статус детского сада на ступень, которую уверенно можно назвать «Современный детский сад».
Использование этих технологий, направленное на достижение новых высот, педагоги успешно реализовывали в непрерывной и непосредственной образовательной деятельности, в проведении итоговых мероприятий, в открытом сотрудничестве с родителями.
Основная часть:
Описание педагогических технологий, их целей и способов реализации в процессе профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
1. Направление: «Популяризация чтения».
Название технологии: «Буккроссинг».
Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада.
Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела.
Цель: Пропаганда чтения.
Реализация:
- оформление «Литературного уголка» в холле
- организация: выставки портретов детских писателей и поэтов, выставки к Дням рождения писателей, выставки книг, иллюстраций, плакатов к событийным датам, выставки книг-новинок
- организация вернисажей и биеннале
- проведение тематических литературных досугов, литературно-музыкальных вечеров «Литературная гостиная»
- подбор аудиокниг для прослушивания
- проведение экскурсии в библиотеку
- организация встречи с детскими писателями
- проведение квестов: «Поможем Буратино», «Куда спрятались страницы», «Незнайка в гостях у Коротышек»
Название технологии: «Досуговое чтение».
Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома.Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде.
Цель: Возрождение традиций семейного чтения.
Реализация:
- подготовка родителями фотоотчетов «Читаем дома»
- создание творческих работ: «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»
- организация выставки «Наша домашняя библиотека», выставки-конкурса
- «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»;
- создание мини — библиотек в группах
- организация театральных постановок по прочитанным книгам
- проведение конкурса чтецов, КВН «Буриме», досуга с родителями
- «Синквейн»;
- изготовление лэпбуков.
Название технологии: «Книга года: выбирают дети».
Краткое описание: Воспитатели получают определенный набор книг для чтения в группе. Создается детское жюри из числа воспитанников. Дети оценивают конкурсные книги по определенным критериям. Результаты направляются учредителям конкурса.
Цель: Обучение детей критериальному оцениванию книг.
Реализация:
- оформление информационного стенда для родителей «Книга года: выбирают дети»
- создание «Почтового ящика» для написания отзыва о книге
- организация творческого конкурса: «Слово на обложку», «Какой иллюстрации не хватает», конкурса видеороликов «Моя любимая книга».
Название технологии: «Буктрейлер».
Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.
Реализация:
- проведение литературной викторины
- участие в конкурсе «Страна Читалия»
- показ интегрированной НОД для родителей и педагогов
- проведение мастер-класса для родителей «Фильм, фильм, фильм»
- выпуск газеты совместно с родителями «Мультфильмы моего детства».
- Планируемый результат реализации направления «Популяризация чтения»:
- расширение кругозора
- развитие воображения и памяти
- увеличение словарного запаса
2. Направление: «Социализация».
Название технологии: «Говорящие стены».
Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.
Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний.
Реализация:
- проведение «Утра улыбок»
- показ открытой интегрированной НОД для родителей и педагогов
- оформление «Говорящих стен» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада в целом
- введение билингвального обучения
- организация для родителей экскурсии по ДОУ «Детский сад – территория детства».
Название технологии: «Социальные акции».
Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость.
Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции
Реализация:
- участие в сборе макулатуры
- проведение конкурса «Кормушка для птиц»
- выпуск стенгазеты к знаменательным датам
- возложение цветов к памятнику героя ВОВ
- поздравление ветеранов
- участие родителей и детей в субботниках
- проведение акции «Вылечим книги»
- организация трудового десанта «Помоги дворнику»
- участие в сборе батареек
Название технологии: «Волонтерство».
Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам.
Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе
Реализация:
- создание эмблемы волонтеров
- проведение досуга «Посвящение в волонтеры»
- создание «Почтового ящика» для писем малышей
- работа волонтерского отряда по направлениям: конструирование
- продуктивная деятельность, одевание и раздевание, помощь на физкультурном занятии, обучение малышей самообслуживанию, совместные игры в группе и на прогулке;
- подготовка стенгазеты «Панорама добрых дел».
Название технологии: «Клубный час».
Краткое описание: Дети под незримым контролем взрослых свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях выбирают ту деятельность, которая им нравится.
Цель: Формирование умения планировать свои действия и саморегулировать поведение.
Реализация:
- создание плакатов с правилами
- подготовка поощрительных фишек
- условных знаков для помещений по видам деятельности
- организация открытого показа для родителей
- проведение праздника в форме «Клубного часа»
- проведение «Клубного часа» силами родителей
- изготовление костюмов для тематических «Клубных часов».
Названия технологии: «Утро улыбок».
Краткое описание: Дети вместе с воспитателем собираются возле «говорящей стены», сидя на ковре или на подушках.
Работа включает в себя три блока: блок эмоционального настроя, информационный блок и блок планирования на день.
Цель: Развитие умения обмениваться знаниями и опытом, формирование мотивации к текущим занятиям, установление эмоционального контакта.
Реализация:
- проведение бесед, интервьюирования, рефлексии, экспресс-опросов
- подбор плакатов, тематических картинок
- проведение открытого показа для родителей.
Название технологии: «Детский сад без обид».
Краткое описание: Для установления игрового контакта, прояснения и выражения сильных эмоций, снятия чувства вины за своё поведение у каждого из детей есть своя игрушка.
Дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте.
Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.
Реализация:
- пошив одежды для игрушки
- придумывание имени игрушки
- создание фоторепортажа о «жизни» игрушки дома
- написание писем для игрушки
- создание «Почты доверия: «Ларчик хороших слов и добрых пожеланий»
- (для родителей);
- проведение рефлексивного круга
- разыгрывание проблемной педагогической ситуации
Название технологии: «Элементы реджио-педагогики».
Краткое описание: В группе организован центр, где хранится разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности детей.
Цель: Развитие творческого мышления и умения самостоятельного выбора деятельности.
Реализация:
- организация самостоятельной деятельности в течение дня
- создание «Ателье полезных предметов»
- оформление «Уголка уединения»
- организация выставок самостоятельной продуктивной деятельности детей
- организация наблюдений на прогулке
- проведение бесед о предметах и явлениях.
Планируемый результат реализации направления «Социализация».
- развитие коммуникативных навыков
- возможность почувствовать себя полноценным членом общества
- развитие самостоятельности
- помощь в адаптации к школе.
3. Направление: «Здоровьесбережение».
Название технологии: «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение».
Краткое описание: В группе оформляется центр здоровья, где представлены материалы по данной теме.
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Реализация:
- изготовление ковриков для босохождения
- подбор книг и иллюстраций о здоровом образе жизни
- оформление гербария лекарственных растений
- проведение спортивного Клубного воскресенья с родителями
- разработка буклетов для родителей по валеологии
- проведение процедур закаливания в группах
- применение способа закаливания «Кофе Кнейпа»
- организация прогулок-походов, спортивных праздников и досугов
- участие в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»
- организация группового клуба «Здоровячок»
- использование ритмопластики, соляной лампы, фитотерапии, аромотерапии, песочной терапии, гелиотерапии в режиме дня
- знакомство с пирамидой питания
- пошив кукол-эмоций
- оформление «Сенсорной тропы»
- организация сюжетно-ролевых игр
- обучение детей оказанию первой медицинской помощи.
Планируемый результат реализации направления «Здоровьесбережение».
- укрепление здоровья и психоэмоционального состояния
- снижение заболеваемости
- формирование мотивации на здоровый образ жизни.
4. Направление «Познавательное развитие».
Название технологии: «Мнемотехника».
Краткое описание: Информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.
Цель: Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления.
Реализация:
- разработка мнемотаблиц, ассоциативных цепочек, мнемодорожек, мнемоквадратов
- проведение викторины по мнемотехнике
- подготовка заданий по мнемотехнике для родителей в сценарии праздника
- показ открытого занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники
- размещение материалов по мнемотехнике на «Говорящих стенах»
- проведение досугов «Реши кроссворды», «Найди ошибки у художника», «Отгадай загадку и назови героя», «Может быть – не может быть».
Название технологии: «Ковры В.В. Воскобовича».
Краткое описание: Ковер «Фиолетовый лес» и «Коврограф» вывешиваются в группах, кабинете психолога, в коридоре.
Цель: Ознакомление с окружающим миром и развитие познавательных интересов.
Реализация:
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий специалистов
- проведение интегрированной НОД, открытых показов НОД для родителей и педагогов
- организация свободной деятельности детей
- использование в «Клубном часе»
- проведение мастер-класса для родителей
- изготовление дополнительных материалов для использования на ковре.
Название технологии: «AVToys 3-D Конструктор».
Краткое описание: Конструктор находится в специальном контейнере, разделенном на ячейки для деталей, каждая из которых имеет свое название. К конструктору прилагаются схемы сборки моделей.
Цель: Пропедевтика формирования проектных умений и 3-D мышления на ступени ДО.
Реализация:
- организация индивидуальной и подгрупповой работы
- организация выставки готовых работ
- проведение мастер-класса для родителей на Дне открытых дверей
- проведение конкурса «Собери свой мир»
- создание конструкторского бюро в группе
- посещение интеллектуального досугового центра «Игры разума» открытых уроков в школе.
Название технологии: «Ноураша – цифровая лаборатория».
Краткое описание: Передвижной стеллаж, включающий 8 сцен цифровой лаборатории, которые посвящены разным темам: свет, температура, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.
Цель: Формирование познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса.
Реализация:
- организация экспериментариума
- проведение НОД
- проведение КВН «Юные исследователи», досуга «Мир открытий».
Название технологии: «Метеостанция (элемент экологического воспитания)».
Краткое описание: На уличной площадке располагается метеорологическое оборудование: флюгер, термометр, метеобудка, «ловец облаков», солнечные часы, линейка для измерения снежного покрова, термогигрометр, осадкомер, ветровой рукав.
Цель: Организация систематического наблюдения за погодой, повышение экологической культуры и грамотности.
Реализация:
- посадка растений на участках
- создание отряда «Зеленый патруль»
- конструирование из природного материала
- подбор дидактических игр о природе
- создание экологического уголка в группе
- сбор коллекций семян, камней, листьев
- оформление календаря экологических дат
- проведение досуга «Урожайная ярмарка», «День шарлоток и осенних угощений»
- труд и наблюдение в природе
- организация экспериментариума
- проведение экскурсий в природу
- оформление гербария растений
- подборка народных примет о погоде
- выращивание рассады в группе и озеленение участков
- непосредственная работа с метеостанцией: наблюдение за облаками, измерение температуры и т.д.
- ведение дневников наблюдения
- организация сюжетно-ролевых игры «Метеоролог», «Метеобюро»
Планируемые результаты реализации направления «Познавательное развитие».
- развитие интересов и любознательности
- формирование познавательных действий
- развитие творческой активности
- развитие познавательной мотивации.
- Заключительная часть:
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
В.В. Гербова «Развитие речи» -МОЗАИКА СИНТЕЗ.
Методические рекомендации «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда» / В.В. Воскобович.
https: //www. knigadeti. ru /Книга года: выбирают дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационные технологии, реализующие требования ФГОС нового поколения".
В современном мире с каждым годом возрастает значимость инновационных технологий для обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста. ...
Публикация статьи «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, по...
Статья: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность темы: Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, сам...
статья "Инновационные технологии: интерактивные игры с дошкольниками"
В статье отражено использование интерактивных игр для развития дошкольников 21 века. Приведены примеры авторских игр....
Статья "Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста".
quot;Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста"....
Статья: «Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС. Музейная педагогика.»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского районаСанкт-Петербурга Методическая статья об использовании инновационных технологий в образовател...
Статья: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Великий педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое ...