Статья "Инновационные технологии, реализующие требования ФГОС нового поколения".
статья по конструированию, ручному труду по теме
В современном мире с каждым годом возрастает значимость инновационных технологий для обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому в ДОУ все чаще прибегают к использованию их в образовательном процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Чтобы работа в этом направлении, была успешной, мы включили в неё конструирование и моделирование с помощью конструктора нового поколения «ТИКО». Данная статья призвана познакомить родителей детей с особенностями конструктора нового поколения «ТИКО», с его ролью в активизации и развитии мышления детей. Познакомить с задачами, которые решаются в педагогическом процессе при использовании этого конструктора, а также привлечь родителей к активному участию в его освоении. Ведь чем раньше, начинать развивать в детях навыки конструирования, математического мышления и любопытство к точным наукам, тем раньше раскроются у детей способности, активизируется их умственная деятельность, тем большую пользу принесут они своей семье, школе и стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.docx | 277.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии, реализующие требования ФГОС нового поколения.
Занятия конструированием теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветового восприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения), всё это с успехом реализуется в работе с конструктором нового поколения «ТИКО».
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Это является отличительной особенностью конструктора - возможностью шарнирного соединения деталей с помощью шарообразных выступов и выемок. Шарнирное соединение позволяет вращаться одной детали относительно другой, что даёт возможность конструировать большое количество как простых, так и сложных геометрических фигур и тел. Все детали конструктора изготовлены из экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пластмассы и выдерживают многократную сборку-разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной трансформируемостью и не расколются при падении или ударе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.
Технология «ТИКО» - моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
В процессе обучения развиваются:
Творческие умения детей – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из «ТИКО», тем самым, развивая творческое мышление.
Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять;
Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным «ТИКО» - конструированием, в процессе работы активно общаются, называют детали, ориентироваться в свойствах, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости. Используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы. Находить характерные признаки и опускать менее важные детали. Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос и пр.
Речевые умения - дети запоминают буквы, звуки (гласные - согласные, твердые - мягкие). Выполняют задания на звуковой анализ слов, поиск заданных звуков, составление слов и предложений.
Конструктор «ТИКО» может быть организован в детском саду в рамках:
- коллективной образовательной деятельности,
- проектной деятельности,
- игры-драматизации,
- свободной деятельности,
- сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
«ТИКО»- моделирование интересно не только детям, но и их родителям. Дома, совместные с родителями исследования, игры, фантазии с конструктором «ТИКО», будут хорошим закреплением знаний, полученных в детском саду.
Ожидаемые результаты работы с детьми разных возрастов: Дети (4-5 лет) к концу года смогут:
- классифицировать по 1 - 2 свойствам;
- конструировать плоские геометрические фигуры;
- различать и называть фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- анализировать и сравнивать по 1-2 признакам;
- ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между».
- считать и различать числа до 5;
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- конструировать по образцу.
Дети (5-6 лет) к концу года смогут:
- конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед;
- анализировать и сравнивать по 2 признакам;
- классифицировать по 2 свойствам;
- считать и различать числа до 10;
- конструировать по образцу и по собственному замыслу.
Дети (6-7 лет) к концу года смогут:
- конструировать различные виды многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «направо», «налево»;
- анализировать и сравнивать по 2-3 признакам;
- различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
- уметь вычислять периметр фигуры;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструировать объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед, шар, пирамида, призма.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что «ТИКО»- моделирование в детском саду помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор нового поколения «ТИКО» не только помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески, а в процессе творческой деятельности изменяет форму и способ мышления, личностные качества, способствует всестороннему полноценному развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС
Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС...
Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения»
Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения»...
«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»
Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов нового поколения
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспе...
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов нового поколения
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов нового поколения...
Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС
консультация по логопедии (старшая группа) на тему ...
Статья "Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"
В настоящее время невозможно не применять образовательные технологии - статья посвящена данному вопросу...