Статья: «Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС. Музейная педагогика.»
статья (старшая группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методическая статья об использовании инновационных технологий в образовательной деятельности
в условиях внедрения ФГОС
Тема статьи: «Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС. Музейная педагогика.»
Составила воспитатель: Москвичева Наталья Юрьевна
Санкт-Петербург
2020 г.
Содержание:
- Введение
- Принципы музейной педагогики
- Цели музейной педагогики
- Формы взаимодействия с детьми
- Музейная педагогика в условиях дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._muzeynaya_pedagogika.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методическая статья об использовании инновационных технологий в образовательной деятельности
в условиях внедрения ФГОС
Тема статьи: «Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС. Музейная педагогика.»
Составила воспитатель: Москвичева Наталья Юрьевна
Санкт-Петербург
2020 г.
Содержание:
- Введение
- Принципы музейной педагогики
- Цели музейной педагогики
- Формы взаимодействия с детьми
- Музейная педагогика в условиях дистанционного обучения
Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС. Музейная педагогика.
Введение.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В настоящее время, музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений - экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев теперь рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
Принципы музейной педагогики.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
На сегодняшний день, музей, по сути, является нашим партнером по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. И как показывает 2020 год, в условиях дистанционной образовательной деятельности музейная педагогика тоже актуальна и прочно завоевала свое место.
Цели музейной педагогики.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду создаются «мини-музеи». Часть формулировки «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и четко определенную тематику такого музея. А в условиях дистанционного обучения доступными инструментами и помощниками музейной педагогики становятся информационно-компьютерные технологии.
Формы взаимодействия с детьми.
Работа по музейной педагогике включают в себя:
- Тематические беседы, занятия
- Проектно - исследовательская деятельность
- Дидактические развивающие игры, изготовленные для мини – музея
- Мероприятия по совместной деятельности детей и родителей
- Итоговые события (викторины, развлечения, праздники)
Хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в образовательную деятельность.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и многое другое.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Музейная педагогика в условиях дистанционного обучения.
В условиях дистанционной образовательной деятельности можно использовать следующие формы взаимодействия с детьми:
- Виртуальные экскурсии – наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места, дают общее представление об объекте в целом.
- Рассматривание картин и предметов
- Выставка-вернисаж: попросить детей с родителями найти дома книги или репродукции картин по определенной тематике, прислать фото (либо фото ребенка с книгой/репродукцией) и создать виртуальную выставку-вернисаж.
- Онлайн мастер-классы по созданию экспонатов для музея детского сада
- Сюж.-рол. игра «Школа маленького экскурсовода» – рассказ, исполненный ребёнком в форме монолога и в соответствии с требованиями устной публичной речи о каком-то известном месте, которое они посетили с родителями (можно по фото). «Путешествие по времени», «Путешествие в прошлое».
- Репортаж - рассказ о событии, свидетелем которого стал сам ребенок или взрослый.
- «Жизнь старинных вещей». Здесь важно способствовать пониманию того, что жизнь, а значит и предметы, которые окружают человека, меняются в связи с изменением в отношениях людей, с техническим прогрессом. Например: светец с лучиной, лампа керосиновая и электрическая; коромысло с вёдрами и водопроводный кран; чернильница, ручка со стальным пером, авторучка перьевая и ручка шариковая; ступка с пестиком и миксер; чугунок с ухватом и кастрюля; лапти и кроссовки. Можно сравнить предметы. Что в них различного и что общего? Какие предметы более удобны и почему они сейчас распространены? Назвать предметы, которые вышли из употребления и хранятся как экспонаты в музеях.
- Видео-экскурсы в историю предметов: путешествие в прошлое, история возникновения старинных предметах быта, например, утюга.
- Создание фото-музея на разные темы. Например: Кукла (игрушка) моей мамы. Книга моей мамы. Музей книжек-самоделок и многое другое.
- Тематические беседы
- Викторины
- Музейные игры - «Расскажи историю предмета». «Что сначала, что потом» (картинки-карточки с разнообразными предметами, сходными по функциональному значению, но используемые в разные исторические эпохи.) «Угадай, где я стою». «Узнай это место».
- Тематические экскурсии-сказки
- Сказки о музее и художниках
- Графические упражнения
- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ
заключается в следующем:
-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Очень важно осознать и сформулировать ближайшие задачи: на первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в жизни, научить самостоятельно анализировать, сопоставлять и делать выводы. Научить видеть то прекрасное, которое окружает нас в повседневной жизни в нашем городе, который, по сути, является музеем под открытым небом.
Таким образом, музейная педагогика вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту и неповторимость человеческих творений, погрузиться в историческое прошлое своего народа, своего города, научиться ценить и уважать его традиции, воспитать патриота.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию: способствует познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Приобщает к правильному и полезному проведению досуга и свободного времени, формирует целостное представление о мире и культуре.
Предлагаемые формы работы с детьми побуждают их думать, переживать, анализировать факты культуры, следовательно, идёт формирование свободной, творческой, инициативной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
В статье рассматривается актуальная форма работы для реализации положений ФГОС ДО – эстетический интегрированный кружок....
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическ...
Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
laquo;Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...
Технологии ТИКО моделирования для развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Технологии ТИКО...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...