«Азбука безопасности»
методическая разработка (старшая группа)
Тематическая неделя по правилам дорожного движения
в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Азбука безопасности»
Тематическая неделя по правилам дорожного движения
в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Пояснительная записка
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и выработать привычку соблюдать правила дорожного движения.
Обучение и развитие детей в МДОУ «Детский сад «Белоснежка» ведётся в соответствии с планом лексических тем, в который входит данная тема «Азбука безопасности». Учителем-логопедом разработан план тематической недели по обучению детей правилам дорожного движения. В нем прописано взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателя, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, родителей. Реализация плана воспитателем проходит через тематические беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, презентации, альбомы, НОД. Родителям предложены беседы и консультации, рекомендована художественная литература для чтения и обсуждения с детьми. Учителем-логопедом ведется работа по обогащению и активизации словарного запаса по теме, игры и упражнения на развитие грамматического строя речи, также развитие дыхания, общей и мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий по здоровьесбережению.
Предложенный материал будет полезен педагогам детского сада, родителям.
Цель: Научить детей правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- учить детей правилам дорожного движения;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
- воспитывать желание быть примерным пешеходом и всегда выполнять правила дорожного движения;
- пополнять словарный запас детей названиями различных видов транспорта, дорожных знаков.
Модель взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя | Взаимодействие с родителями | ||
Индивидуальная работа | Развитие дыхания: «Самолеты» Цель: формирование целенаправленной воздушной струи. Развитие мелкой моторики рук «Дорожных правил очень много» Цель: учить сопровождать слова движениями пальцев рук. Развивать мелкую моторику. «Еду, еду к бабе, к деду» Цель: развитие тактильного восприятия, ловкости через прокатывание шестигранного карандаша между ладонями, постепенно увеличивая темп. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи: «Посчитай транспорт «1-2-5» Цель: согласование числительных с существительными. «Кто работает на транспорте». Цель: закрепление профессий людей, работающих на транспорте, пополнение словарного запаса. «Что здесь лишнее?» Цели: уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме. | Утро | Утренняя гимнастика: «Автомобили» Цель: учить выполнять движения в игровом образе, эмоционально его окрашивая. Беседа: о транспорте, о труде водителя. Цель: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополняя их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя. Разучивание считалки «Стоп, машина! Стоп, мотор!» Цель: развивать память, речь, мышление Координация речи с движением: «Едем, едем на машине…» Цель: учить согласовывать движения со словами. Дидактическая игра: «Как я ехал на дачу» Цель: учить детей подбирать антонимы, глаголы с разными приставками. |
(Приложение)
|
Прогулка | Наблюдение за транспортом «Такие разные машины». Цель: продолжать знакомить с разнообразием транспорта, закреплять части. Подвижные игры: «Бегущий светофор». Цель: закреплять знания о цветах светофора, развивать внимание, ловкость. «Умелый пешеход» Цель: учить безопасному переходу через дорогу, закреплять правила дорожного движения. Рисование на асфальте мелками «На улицах города». Цель: Предложить детям выполнить произвольный рисунок, обеспечить возможность передать в работе полученные знания, впечатления. | |||
Подгрупповое занятие | Тема «Правила дорожного движения» Цель: познакомить с правилами дорожного движения. Задачи: учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; -развивать речевой слух, зрительное внимание, общие речевые и графомоторные навыки; - развивать координацию речи с движением. План занятия: 1.Организационный момент. 2.Артикуляционная гимнастика. 3. Пальчиковая гимнастика. 4.Отгадывание загадок. 5. Игра «Регулировщик». 6. Физминутка «По дорожке…». 7.Игра «Скажи ласково». 8.Упр. «Закончи предложение». 9.Работа в тетрадях «Раскрась автомобиль». | |||
Чтение художественной литературы с последующим обсуждением М.Д. Дружинина «Наш друг – светофор». Игра «Путешествие в мир транспорта» Цель: знакомить с особенностями видов транспорта, выразительно передавать образ машины в движениях, согласовывая с текстом. | ||||
После сна | ||||
Вечер | Творческая мастерская: Совместное изготовление дорожных знаков к сюжетно-ролевым играм. Закрепление названий знаков и их назначение. Вечер загадок Цель: расширить знания детей о видах транспорта, закрепить правила дорожного движения, формировать у детей знания о безопасном поведении на улице; развивать мышление, сообразительность. |
ВТОРНИК | ||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя | Взаимодействие с родителями | ||
Индивидуальная работа | Развитие мелкой и общей моторики: «Обведи и раскрась» Цель: развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Пальчиковая гимнастика «Машина» Цельразвитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи: «Назови что делают» Цель: закреплять действия людей определенных профессий, пополнение глагольного словаря. «Что сделала машина?» Цель: учить подбирать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола «ехать». Машина из гаража…, машина к дому «Какой? Какая?» Цель: учить детей подбирать признак к предмету. Машина (какая?) - … Самолет (какой?) -… «Продолжи предложение». Цель: Формировать умение детей продолжать фразу, ориентируясь на ее структуру и смысловое содержание, использовать в игре свои знания. | Утро | Беседа «Как транспорт людям помогает» Цель: познакомить детей с транспортом специального назначения (скорая помощь, пожарная, полиция и т.д.). формировать представления у детей, как эти машины помогают людям. Дидактические и настольно-печатные игры: «Собери знак из пазлов» - Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; «Угадай транспорт по описанию» Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. «Можно – нельзя» Цель: закрепить правила дорожного движения и перехода улицы на зелёный сигнал светофора; оценивая дорожную ситуацию по сюжетной картинке. Координация речи с движением: Упражнение «Теплоход». |
|
Прогулка | Наблюдение за прохожими, переходящими дорогу на светофоре, на «зебре». Цель: познакомить детей с понятием «перекресток», развивать умение правильно переходить дорогу, закрепление знаний о цветах светофора, их функциях. Подвижные игры: «Ловкий пешеход» Цель: закреплять у детей правила перехода дороги. «Красный, жёлтый, зелёный» Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора, используя эти знания на практике (велосипеды, самокаты). | |||
После сна | Чтение художественной литературы: С.В. Михалков «Дядя Стёпа» Занятие по пластилинографии «Транспорт для путешествий». Цель: обобщение знаний о видах транспорта. Задачи: Образовательные: Учить детей создавать изображения транспорта техникой барельефной лепки. Закрепить приемы «размазывания из кусочка пластина» кончиками пальцев, не выходя за линию рисунка Развивающие: Развивать глазомер, воображение, зрительное и слуховое восприятие. Развивать мелкую моторику в процессе лепки. Воспитательные: воспитание эстетических представлений, аккуратности при выполнении работы. Развитие усидчивости, дисциплинированности. | |||
Вечер | Просмотр мультфильма: «Паровозик из Ромашкова»- беседа по содержанию. Сюжетно-ролевая игра «Автосалон» Цель: учить детей составлять описание машин, используя план, предложенный педагогом. Воспитывать навыки культурного общения, активизируя словарь. |
СРЕДА | ||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя | Взаимодействие с родителями | ||
Индивидуальная работа | Дидактические игры «Один – много» (с мячом) Цель: образование формы множественного числа имен существительных в родительном падеже; развитие ловкости. «Что общего?» Цель: закреплять знания детей о транспорте, развивать внимание. Автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель. У троллейбуса и трамвая – работают на электричестве и т.д. Упражнение «Ехали медведи…» (по сказке К.И. Чуковского «Тараканище») Цель: развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Упражнение: «Кто скорее?» Цель: учить выполнять слоговой анализ слов по теме с выкладыванием схемы. | Утро | Беседа: «Для чего нужен светофор» Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора и правилах движения на определённый сигнал светофора. Игровое упражнение «Слушай внимательно, запоминай и движение выполняй» Цель: Учить выполнять определённые движения на различные сигналы светофора. Координация речи с движением. Дидактические и настольно-печатные игры: «Путешествие в прошлое автомобиля» Цель: познакомить дошкольников с историей автомобиля, закрепить знания о частях автомобиля и их функциях. Учить сравнивать разные виды и марки автомобилей и их назначение. «Угадай автомобиль» Цель: закреплять представление о транспорте, умение узнавать по описанию. Пополнять словарный запас. |
«Мы идем по городу» Формировать правильное отношение к знаниям ПДД, обобщить основные правила дорожной безопасности. 2.Беседы родителей с детьми о соблюдении ПДД: - «Как вести себя в транспорте»; - « Где можно кататься на велосипеде»; - «Вспомним правила перехода улицы». Цель: способствовать воспитанию у детей навыков безопасного поведения в транспорте, на улице. |
Прогулка | Наблюдение-беседа: «По дороге в детский сад». Цель: закрепить название улицы, на которой расположен детский сад; а также знания детей о проезжей части, тротуаре, светофоре. Спортивные упражнения: катание на самокатах и велосипедах по площадке с дорожной разметкой. Цель: повторить с детьми, где можно кататься на велосипеде, самокате, формировать умение ориентироваться в дорожной разметке. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения в качестве водителя. | |||
После сна | Чтение и обыгрывание произведения: Н. Носов «Автомобиль» Цель: воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Развивать внимание, память, пантомимические навыки. Конструктор «ЛЕГО» «Гараж» Цель: закреплять умение строить из деталей конструктора, обыгрывать постройку. «Грузовые машины» Цель: развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев рук, учить играть дружно. | |||
Вечер | Просмотр презентации «Знаки разные нужны – знаки разные важны». Цель: закрепление знаний о дорожных знаках. Упражнение «Раскрась дорожный знак» Рассматривание альбома «Транспорт». Проблемная ситуация «Кто правильно обходит автобус?» (по картинкам). Цель: закрепление правила выхода из автобуса и перехода на другую сторону улицы. |
ЧЕТВЕРГ | ||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя | Взаимодействие с родителями | ||
Индивидуальная работа | Психогимнастика . Работа над мимикой, выражение разных эмоций. Координация речи с движением «Будем транспорт называть» Цель: учить соотносить движения с речью. Развитие мелкой моторики рук Д/и «Ехали мы, ехали…» Цель: усвоение глагола «ехать» с различными приставками. Дидактические игры: «Почему так называется?» Цель: учить образовывать сложные слова. Самолет - сам летает.. «Закончи предложение по образцу» Автобус едет быстро, а поезд ещё… Составление описательного рассказа о транспорте по предложенному плану. | Утро | Беседа: «Безопасное поведение, если ты потерялся» Цель: учить правилам поведения на улице. Как вести себя в случае, если ты потерялся. Дидактические и настольно-печатные игры: «Четвёртый лишний». Цель: закреплять умение классифицировать виды транспорта. «Что будет, если…» Цель: уточнить, для чего нужны ПДД, почему важно их выполнять. «Веселые гонки» Цель: употребление глаголов с различными приставками, простыми предлогами. | 1.Консультации в родительском уголке: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге» 2. «Улица полна неожиданностей» Обсуждение маршрутов безопасного движения от дома до детского сада. 3. «Я иду в детский сад» - совместно с детьми составить план-схему безопасного маршрута движения в детский сад. Цель: повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно; научить детей ориентироваться в дорожных ситуациях по пути движения. |
Подгрупповое занятие | Тема: «Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. Цели: учить пересказывать текст, соблюдая целостность, связность. Активизировать и расширять словарный запас по теме. Закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. План занятия:
| Прогулка | Наблюдение за движением транспорта на улице Задачи: закрепить названия машин. Отметить особенности грузового и легкового транспорта. Активизировать в речи обобщающее слово «Транспорт». Подвижные игры: «Воробышки а автомобиль» Цель: развитие быстроты реакции. Воспитание целеустремленности. Эстафета парами «Маневрирование автомобилей» Цель: Упражнять детей в беге парами, учить пробегать, не задевая дорожные знаки. Развивать внимание, ловкость, координацию движений, способность ориентироваться на действия товарища. | |
После сна | Рассматривание и обсуждение проблемных ситуаций на дороге: | |||
Вечер | Робототехника «Гоночный автомобиль» Цель: конструирование гоночного автомобиля с опорой на схему, который может двигаться вперед и останавливаться на финишной линии. |
ПЯТНИЦА | ||||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя | Взаимодействие с родителями | ||
Индивидуальная работа | Артикуляционная гимнастика «Заведи мотор» Упражнение «Доскажи словечко» Цель: учить детей развивать речевой слух. Пальчиковая гимнастика «Светофор» Цель: выполнять действия в соответствии с сигналами светофора, развитие мелкой моторики рук. Дидактическая игра: «Скажи ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Графический диктант: «Машина» Цель: приучать руку к письму, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, воспитывать аккуратность и усидчивость. | Утро | Просмотр проблемной ситуации на Смарт доске «Мальчик перебегает дорогу на красный сигнал светофора». Беседа с детьми и обсуждение. Цель: вызвать у детей желание изучать и выполнять правила дорожного движения. Дидактическая игра: «Перекрёсток» Цель: закрепить знания о транспорте. Учить двигаться на машине на зелёный сигнал светофора. | Помещение в родительском уголке списка детской литературы для домашнего чтения на темы правил дорожного движения: Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде безопасности Дорожного движения. |
Прогулка | Физкультурное занятие на улице «Веселые старты» Цель: Продолжать закреплять и совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: систематизировать имеющиеся у детей знания по правилам поведения на дороге; развивать силу, ловкость, скорость; учить использовать имеющиеся знания на практике, развивать внимание. воспитывать доброжелательные отношения между детьми. План занятия: Комплекс ОРУ «Веселое путешествие» Цель: согласовывать движения со словами. Дети образуют круг, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук, лицом к центру круга. Выполняют движения, согласовывая с текстом. Игра – эстафета «Быстрые самокаты» Ты дружок не торопись, На самокатах прокатись. На конусы не наезжай – Осторожно объезжай. Игра малой подвижности «Колеса» Цель: развитие внимания при выполнении команды ведущего. «Машина» - идут по кругу, вращая руками воображаемый руль; «Самолет» - медленно бегут, руки в стороны – назад; «Поезд» - идут по кругу, выполняя круговые вращения согнутыми в локтях руками; «Остановка» - поворот прыжком. - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения, и справились со всеми заданиями. | |||
После сна | Викторина «Знатоки дорожных правил». Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видах транспортных средств. Развивать внимание, логическое мышление. | |||
Вечер | Упражнение «Что перепутал художник?» Цель: развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу». Цель: закрепление ПДД, видов и назначение транспорта, название улиц нашего города, достопримечательностей. |
Литература:
- «Программа «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М., Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2019 г.
2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019 г.
3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. (с.80) Москва. «ГНОМ и Д», 2009 г.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 г. с.319-323.
Приложение
Анкета для родителей
«Осторожно: дорога!»
Уважаемые родители!
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нашего общества. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей Правилам дорожного движения?:
- ещё до школы;
- в школе;
Ваш вариант ______________________________________________________________________
- Какая работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения ведется в семье?
- беседы с ребенком, обсуждение маршрута движения;
- чтение детской литературы по данной теме, просмотр телепередач;
- практические навыки поведения на дороге;
- изучение Правил дорожного движения;
Ваш вариант______________________________________________________________________
3. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему?
- достаточно часто;
- редко;
- никогда.
4. С кем гуляет ваш ребёнок:
- один, я наблюдаю из окна;
- гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;
- нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию.
Ваш вариант ______________________________________________________________________________
5. Как вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают Правила дорожного движения:
- делаю замечание;
- не обращаю внимания, у них есть свои родители;
- затрудняюсь ответить.
Ваш вариант ______________________________________________________________________
6. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача:
- ГИБДД;
- детского сада;
- родителей?
Ваш вариант ______________________________________________________________________
6. Какие формы работы воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
- организация выставки литературы по данной теме;
- встречи с инспектором ГБДД;
- проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
- размещение информации в уголке для родителей;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания по данной теме.
Ваш вариант______________________________________________________________________
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении:
- на высоком;
- на среднем;
- на низком.
Ваш вариант ____________________________________________________________________
Ваши предложения по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за искренние ответы!
Аналитическая справка по анкетированию родителей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Осторожно: дорога!»
В опросе приняли участие 15 семей – 100%. Результаты анкетирования показали, что родители обучают детей правилам дорожного движения. Большинство родителей считают, что обучать правилам дорожного движения необходимо начинать ещё до школы (90%). По ознакомлению с правилами дорожного движения часто проводятся беседы с детьми по обсуждению маршрута движения, практические навыки поведения на дороге (100%).
Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача в первую очередь родителей считают 100% опрошенных. Если родители видят нарушение Правил дорожного движения чужими детьми – 85% - делают замечание.
Наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с правилами дорожного движения родители считают встречи с инспектором ГИБДД; проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.); индивидуальные беседы.
В дошкольном учреждении на высоком уровне ведется работа по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Родители предложили проводить совместные мероприятия с сотрудниками ГИБДД: экскурсию к перекрестку, к пешеходному переходу.
В ходе проведенного анкетирования видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"
Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».
Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....
Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»
Занятие по пдд в подготовительной группе проводилось для обеспечения безопасного, здорового образа жизни, чтобы научить детей правилам безопасного пребывания дома, ...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"
Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...