Встреча с волшебниками Объединения и Разделения
план-конспект занятия
Занятие по развитию математических представлений и познавательных процессов с элементами ТРИЗ - педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematike.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Чебурашка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект открытого занятия
«Встреча с волшебниками «Объединения и Разделения»
(развивающее занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ - технологии)
Провела:
13.12.2021г.
педагог - психолог
Осипова Наталья Васильевна
nalyadom@yandex.ru (e-mail)
2021г.
Тема: Встреча с Волшебниками «Деления-объединения».
Цель и задачи: развивать аналитико-синтетические умения; математические представления, умение собирать по схеме из счетных палочек фигуру (до 22 палочек), закрепить прием фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение, внимание, улучшать взаимоотношения в детском коллективе.
Оборудование: изображения разных объектов для игры и их схематическое изображение из счетных палочек, комплект изображений для игры «Сказочная математика», комплект изображений для игры «Чудо-зверь», музыка и проигрыватель (необязательно) подвижной игры.
Сегодня мы продолжаем выполнять задания наших волшебников. Ребята, напомните, как их зовут. А коротко?
1. Упражнение «Новые названия»
– Ребята, когда мы употребляем слова, называющие, неживые предметы, то часто
сразу по названию понятно – что это за предмет, что он делает, зачем нужен.
Например, самолет – летает сам, пылесос – сосет пыль, расческа – расчесывает и
т. д. Можете ли вы привести свои подобные примеры?
– …
– А вот когда речь идет о животных, то по названию непонятно, что животное
делает, где живет, чем питается, что интересного и необычного есть в нем. Вот
если бы и у животных были такие же «говорящие названия», как и у предметов. И
был бы тогда не «крокодил», а «плавучий острозуб»; не «жираф», а «длинношеий
листоед»; не «бегемот», а «толстопузик гигантский» и т. д. Давайте попробуем
придумать новые названия и другим животным.
Для выполнения упражнения группу можно разбить на две группы: первая называет животное, вторая – придумывает новое название. Затем – наоборот: первая группа называет название, вторая должна догадаться, какое животное загадано.
2. Беседа «Сказочные животные»
– Вы сейчас придумывали названия реальным живым существам. Но животные еще
бывают и сказочные. В сказках могут встречаться и животные, которые есть на
самом деле, но в сказках они разговаривают, живут в домах, работают и т. д. Но
бывают и необычные, фантастические животные, которых в действительности не
существует. Приведите примеры таких животных и объясните, что в них необычного.
– …
Затем педагог систематизирует ответы детей, показывая, что большинство сказочных животных представляют собой различные варианты объединения частей реально существующих (при этом возможно изменение количества частей).
- Как вы думаете ребята из каких животных состоят такие сказочные персонажи
Легр (лев + тигр), зебряц (зебра + заяц), волжик (волк + ежик), голувлин (голубь + павлин), лошаведь (лошадь +медведь), жиразьяна (жираф + обезьяна) и др.
Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.
3. Игра «Раздели-соедини».
Педагог-психолог включает веселую музыку, в паузах воспитатель называет различные части тела и команды «Дели!» или «Соедини!». Например: «Руки — соедини!», «Ноги -раздели!», «Головы — соедини!», «Пальцы — раздели!» и др.
Дети указанные части должны соединить (сблизить, объединить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изолированно, отдельно).
4. Игра по технологии ТРИЗ «Сказочная математика» (адаптир. автором)
Описание дидактического пособия: 17 картинок с изображением предметных объектов; 9 картинок с изображением сказочных героев, а также изображение символов =, +, - .
Вариант №1
Дети сидят за столом. Педагог предлагает поиграть в игру «Сказочная математика», на столе располагаются карточки с изображением объектов.
-Ребята, я предлагаю вам поиграть в волшебников объединения, для этого нам нужно рассмотреть каждый объект и его функцию.
Ведущий показывает 2 или 3 картинки и предлагает подобрать картинку с изображением сказочного героя, который получится при объединении двух или трех исходных объектов.
Например: лук + мальчик = Чипполино; кот + сапоги = Кот в сапогах и т. д.
Затем обсудить сказочного героя, его роль в сказке.
Вариант №2
Предложить детям поиграть в волшебников разделения, каждый участник выбирает себе картинку с изображением сказочного героя и подбирает к ней два или три объекта, которые образуются при разделении данного сказочного персонажа.
Например: колобок = печка + тесто; Буратино = полено + мальчик и т. д.
5. Игра «Я предмет, а ты моя частичка».
Педагог бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).
6. Игра «Найди своих друзей»
У каждого свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка.
Педагог просит объединится всех,кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воздухе; 10. живет в лесу; 11. живет (находится) в городе.
Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.
7. Собери из счетных палочек свой объект (схема прилагается).
8. Итог занятия (анализ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ТРИЗу "Встреча с волшебниками"
Цель: развивать творческое воображение, используя прием дробления иобъединения.Ход непосредственно-образовательной деятельности: -Ребята, сегодня мой художник принес картину. Взгляните на нее. Что вы ...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА НЕСКОЛЬКО ПОДГРУПП
«Выбери...» (10 мин.)Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп — 5 добровольцев и т.д.Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в...
НОД - Экономика :Разделение труда
Цель: развитие элементарных экономических знаний дошкольниковЗадачи:- составить элементарную картину представлений о принципе экономик...
Памятки для родителей по трудовому воспитанию с учетом гендерного разделения.
Памятки для родителей по трудовому воспитанию с учетом гендерного разделения....
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе « Встреча с весёлым волшебником»
Цель: Развитие творческих способностей детейЗадачи:- Закреплять знания детей о частях тела человека- Учить понимать настроение человека, активизировать в речи детей слова: радость, грусть, злость.- Ра...
Интегрированное занятие в разновозрастной группе « Встреча с весёлым волшебником»
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление сделать им приятное, воспитывать вежливое общение....
Методическое объединение для воспитателей "Традиции народов Крыма" "Зиму провожаем - весну встречаем"
Крым – наша малая Родина. Для нас это самое чудесное место в мире. Здесь почти всегда светит солнце, дети и взрослые восхищаются Черным морем. Крымские горы, звенящие водопад...