Самообразование на тему: "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр"
материал (младшая группа)

Гераськина Юлия Шарифзяновна

Самообразование на тему: "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл somoobrazovanie_2020-2021.docx425.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области».

Самообразование по теме:

«Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Составил: воспитатель

Гераськина Юлия Шарифзяновна

              Самообразование на 2020-2021 уч. год.

Тема: Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Цель: Воспитание дружеских отношений в детском коллективе посредством совместных игр, повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • научить ребёнка играть;
  • содействовать объединению детей в игре;
  • приучить детей соблюдать во время игры правила;
  • воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Форма отчётности:

  • творческий отчёт.

Формы работы:

  • самостоятельная деятельность воспитателя;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.

                       

Список литературы:

  1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва, Мозаика-Синтез, 2011
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
  3. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
  4. Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред А В Запорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с
  5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998
  6. Эльконин Д Б Психология игры - М: Педагогика, 1978 - 304 с
  7. Интернет - ресурсы.

                                   

                                       Актуальность.

      Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. Играя, ребенок познает социальное окружение. Приобщается к нормам и правилам взрослого мира.

  Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом возрасте у ребенка приобретают форму игры. В нее происходит вовлечение всех сторон личности: ребенок двигается, он говорит, воспринимает, думает; именно в процессе игры активно работает его воображение, его память, кроме этого усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению великого русского педагога К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...».

Как утверждают отечественные ученые и педагоги, среди которых  Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов, именно разнообразные по своему содержанию и форме игры помогают ребенку войти в круг реальных жизненных явлении, при этом обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.

Определенное место среди многообразия существующих игр занимают и сюжетно-ролевые игры. Именно этот вид игры формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

     С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов  дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской сюжетно-ролевой игры.

                  Я отметила, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты, уровень общения снижен, дети не проявляют достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирают себе ее участников.

                Поэтому, в 2020-2021 учебном году мной бала выбрана тема для самообразования: «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

             

                 

                    План работы по самообразованию.

1 ЭТАП – информационно – аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы.

Период

Вид деятельности

Практический выход

Сентябрь

Выбор темы для самостоятельного изучения.

Постановка цели и задач.

Составление перспективного плана работы

Октябрь

Изучение и анализ литературы, которую можно использовать по изучению выбранной темы.

Составление списка литературы и сбор необходимого материала.

 2 ЭТАП – практический.

Период

Вид деятельности

Практический выход

Ноябрь

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Сюжетно - ролевая игра «Магазин», сюжет «В очереди за покупками».

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Самостоятельная деятельность детей.

Подготовка наглядного материала для ознакомления детей с профессией продавца.

Подготовка предметной среды для игры.

Декабрь

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская».

Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская».

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Самостоятельная деятельность детей.

Наглядная информация для родителей на тему « Как и зачем

 играть с детьми».

Подготовка наглядного материала для ознакомления детей с профессией парикмахера.

Подготовка предметной среды для игры.

Оформление наглядной информации для родителей.

Январь.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья».

Проигрывание игровых ситуаций: «День рождение у куклы Кати», «Готовим обед для куклы Кати», «Укладываем кукол спать», «Собираем кукол на прогулку».

Сюжетно - ролевая игра «Семья».

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Самостоятельная деятельность детей.

Подготовка наглядного материала для ознакомления детей с жизнью семьи.

Подготовка предметной среды для игры.

Февраль.

Консультация для родителей на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе»

Консультация родителей.

Приложение 1

Март.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Шофёры».

Проигрывание игровых ситуаций: «Поезда в автобусе», «Поездка в поезде».

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Самостоятельная деятельность детей.

Подготовка наглядного материала для ознакомления с профессией шофёра, кондуктора.

Подготовка предметной среды для игры.

Апрель.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Больница».

Сюжетно - ролевая игра «На приеме у врача».

Экскурсия в кабинет медицинской сестры детского сада.

Совместная деятельность детей и воспитателя.

Самостоятельная деятельность детей.

Консультация для родителей

«Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома».

Подготовка наглядного материала для ознакомления с профессией врача.

Подготовка предметной среды для игры.

Консультация родителей

Приложение 2

Май.

Подведение итогов о проделанной работе.

Оформление и написание  творческого отчета.

Лэпбук «Профессии»

Творческий отчет.

Заключение.

          На протяжении всего учебного года я изучала тему согласно заранее составленного плана. Изучила литературу и интернет – ресурсы по данной теме. Были подготовлены карточки для ознакомления детей с такими профессиями как продавец, шофёр, врач, парикмахер.

Проведены беседы с детьми, обсуждение игровых ситуаций (на приеме у врача, в магазине, собираемся на прогулку и др.). Организована экскурсия в кабинет медицинской сестры детского сада.

Провела работу с родителями. Итогом работы стали реализация консультаций и оформление информации для родителей.

С помощью наблюдения было выявлено, что у детей высокий уровень удовлетворенности, в группе нет изолированных детей. Дети стали более активны, оживлены. Дети легко отвечают на вопросы по теме «профессии», поддерживают беседу с воспитателем.

        Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:

  • Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соединение знаний с собственной активностью детей;
  • Социально – нравственное развитие ребенка и формирование его                    

самосознания.

C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\Документы по самообразованию\2017-2018\647383_1 - копия (2).jpeg

C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\Документы по самообразованию\2017-2018\647383_1 - копия (3).jpeg

C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\Документы по самообразованию\2017-2018\647383_1 - копия.jpeg

Подготовка наглядного материала для знакомства детей с профессиями.

                                C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\фото\своими руками\DSCN2096.JPG

                             C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\фото\своими руками\DSCN2097.JPG

                   C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\фото\своими руками\DSCN2098.JPG

                   C:\Users\Юля\Documents\РАБОТА\фото\своими руками\DSCN2099.JPG

Приложение 1

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе»

Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в семье, в коллективе. Игра не только вызывает у ребенка положительные эмоции: радость, удовольствие, счастье, но и одновременно с эмоциями закладывает в ребенке фундамент будущей жизни, основу поведения ребенка в дальнейшем в обществе. Разные виды игр развивают у ребенка и разные умения и навыки.

Один из основных видов игры в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре дети говорят с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Сюжетно-ролевые игры это пласт социализации ребенка; формирования самосознания, определения себя, как часть жизни и общества.

В сюжетно-ролевые игры дети начинают играть с самого малого возраста. Если мы вспомним наших детей совсем маленькими (даже, когда они ещё не умели ходить, они уже пытались подражать членам своей семьи. И уже в этом возрасте дети осваивают данный вид игры.

В детском саду очень важную роль отводят для сюжетно-ролевых игр. В младших группах они более простые, но к старшей и подготовительной группе эти игры значительно усложняются. Усложняются они не только воспитателем, но и самими детьми основываясь на собственном опыте, познании чего-то нового, освоении новых жизненных навыков, приобретенных не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья это главное для каждого ребенка.

Очень важно, что бы в семье ребенка не забывали про игры, особенно, про сюжетно-ролевые. В наше время-время новых технологий, родители посадили детей за компьютеры и различные гаджеты, забыв об игре-основе приобретения жизненного опыта каждого ребенка. Ведь социализация ребенка закладывается через игру, непосредственный контакт с предметами, людьми, животными.

Компьютеры и гаджеты это тоже часть нашей жизни, но время, которое дети дошкольного возраста проводят за ними несоразмерно велико в соизмерении с обычной игрой детей в куклы или машинки. Взрослые ни в коем случае не должны забывать, что их задача научить ребенка играть, а главное самим участвовать в детских забавах. Родители ребенка самые важные и значительные люди, которые занимаются только полезными и действительно важными делами. И для ребенка будет очень показательно ваше участие в игре с ребенком. Вы и сами получите огромное удовольствие, играя в какую либо игру с вашим ребенком, не говоря уже о вашем малыше. Именно участие мамы и папы в игре наравне с ребенком дает малышу чувство «равенства» его и родителей, а значит им можно доверять.

Наблюдая за игрой ребенка, вы можете больше узнать его. Кем он считает себя в обществе, в какой роли себя определяет, как ведет себя в той или иной ситуации.

Родители должны помогать ребенку в игре, направлять его. Совсем не обязательно, что бы ребенок всегда выигрывал или занимал главные роли во время игры. Надо ребенку дать возможность научиться спокойно, относиться к поражению, к ни очень важной, по его мнению, роли в игре. Зато потом ему будет легче, когда в реальной жизни он окажется в более проигрышной ситуации, чем другие, ведь в жизни это неизбежно.

От взрослого зависит очень многое: участие взрослого в игре ребенка, оснащение материальной составляющей для игры детей. Именно взрослый, аккуратно корректируя игру ребенка, может учить его изменять свое поведение в зависимости от развития сюжета выбранной игры ребенка.

Совместные игры ребенка с родителями обогащают игровой и нравственный опыт детей, повышают их эмоциональный настрой, положительно влияют на адаптацию детей в обществе, в новых коллективах. А взрослых такие игры с ребенком делают их ещё ближе, помогают понять внутренний духовный мир ребенка, запросы, потребности, а главное помогает лучше изучить характер своего ребенка, стать ему лучшим другом. Разве не это настоящее родительское счастье.

Будьте счастливы!

Приложение 2

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять  игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла продолжать её дальше. 

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...

Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры

  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...

Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Игра  является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы, сообразительно...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"...

Самообразование на тему:«Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Игра у детей дошкольного возраста составляет основное содержание жизни, она выступает как ведущая деятельность, которая тесным образом переплетается с трудом и учением. Многие серьезные дела в этом во...