Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)
статья (младшая группа)
В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_obshcheniya_posredstvom_syuzhetno-rolevoy_igry.docx | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)
В процессе общения со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Процесс общения является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит навыков общения ведет, к различного рода нарушениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Одним наиболее естественным и распространенным методом формирования навыков общения для дошкольников является сюжетно-ролевая игра.
Работа по формированию навыков общения со сверстниками у младших дошкольников проводилась в ходе совместной деятельности во второй половине дня.
Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, в которых младшие дошкольники научились бы вежливо обращаться друг к другу, сопереживать, дружно взаимодействовать со сверстником.
При создании и организации сюжетно-ролевой игры использовались: беседы перед началом игры о её ходе, выбор роли, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития, а так же: напоминания, советы, указания, поручения, задания.
Взрослый выступал не в роли организатора, а в роли участника.
Игры проводились по две игры в неделю (одна игра новая, одна – повторение). Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие формирование навыков общения: «Путешествие в страну добрых дел и хороших поступков», «Автобус», «Больница», «Почта», «Морское путешествие», «Кафе», «Магазин», «Поликлиника», «Зоопарк», «Семья».
При подборе и проведении игр, обращалось внимание на отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить заинтересованность другими детьми, желание вступать с ними в контакт, проявляя отзывчивость, щедрость, доброту, взаимопонимание, взаимоуважение, вежливость.
Очень нравилась детям сюжетно-ролевая игра «Семья», которая включала в себя игры в «Магазин», «Автобус», «Детский сад». Эту игру повторяли несколько раз, и все время она была другой. С каждым новым разом дети более охотно и доброжелательнее общались друг с другом, постепенно расширялся ролевой диалог. В семье были роли мамы, папы, старшей сестры, дедушки и бабушки, а все остальные были детьми, которые ходили в детский сад. Каждый раз роли менялись, поэтому, каждый мог попробовать себя в роли мамы и т.д.
После каждой игры обязательно была беседа, дети говорили что понравилось, что не получалось, правильно или неправильно поступали в тех или иных поступках, как нужно сделать.
Таким образом, дети строили игровой диалог, с помощью воспитателя разворачивали сюжет игры, учились дружно взаимодействовать друг с другом.
Приложение
Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников
Название сюжетно-ролевой игры | Цель, задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Примерное содержание игры |
«Путешествие в страну Хороших поступков» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Закреплять знания о хороших поступках, вежливых словах. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение художественной литературы о правилах и нормах поведения В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», чтение рассказов Н. Носова. Беседы о помощи другим. | Руль, стулья, как в автобусе, кепка шофера, сумка кондуктора, игрушечные деньги, мяч, игрушечный щенок, лакомство для него. Макет светофора, пешеходного перехода. | Дети на автобусе едут в страну «Добрых дел и поступков», где на одной остановке помогают провести через дорогу «бабушку», накормить голодного щенка. На остановке «Музыкальная» пели песню «Мы едем, едем, едем…». На остановке «Стихотворная» рассказывали стихотворения. На остановке «Игровая», играли в игру «Назови вежливое слово». |
«Магазин» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение произведения Н. Кнушевицкой «Продавец», Классификация по картинкам (Новоторцева Н.В.), «Пара к паре», «Выделить из серии слов» | Все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, касса. | Воспитатель предлагает детям разместить супермаркет с такими отделами, как продуктовый, игрушечный, книжный, куда будут ходить покупатели. Дети – продавцы предлагают товар, а дети – покупатели – покупают. Приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. |
«Автобус» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями и социальными ролями: водитель, кондуктор, пассажиры. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать знания о правилах поведения в транспорте. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Беседа на тему: «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте, беседа: «Правило поведения в транспорте», изготовление билетов для проезда в автобусе. | Картинка автобуса, кукла, стулья, расставленные попарно, как в автобусе, руль, атрибут кондуктору, билеты, деньги. | Роли: водитель, кондуктор, непослушный ребенок, бабушка, мама с малышом на руках, вежливые пассажиры. Водитель объявляет остановки «Хороводная», «Зайка поскачи», «Автозаправка», кондуктор продает билеты. Непослушный мальчик балуется в автобусе, ему делают замечания, объясняют, как нужно себя вести. Разыгрывают ситуацию: «Уступи место старшему», «Уступи место маме с малышом». На заправке автобус заливает бензин. Последняя остановка «Детский сад». |
«Больница» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, отношениями врач-пациент Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать знания о профессии врача и медсестры. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы. | Медицинские халаты, шапочка, фонендоскоп, градусник, таблетки, витамины, карточки, простой карандаш, лимон, чашки и блюдца, чайник,. игрушки - куклы, кроватка для больных кукол, карточки для пациентов. | Регистратура, регистратор, кабинет врача – хирурга. Хирург, медсестра, пациенты. Пациенты приходят в регистратуру, берут свою карточку, идут на прием к врачу. Врач принимает, выслушивает, назначает лечение или операцию. Проводит операцию. |
«Почта» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с трудовыми операциями почтальона, оператора, грузчика. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Совершенствовать умение играть рядом. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Изготовление атрибутов. Оформление почтового отделения. Изготовление почтового ящика из картонной коробки. Оформление сумки почтальона. Изготовление конвертов. Рассматривание иллюстраций о профессии «Почтальон». Рассмотреть почтовые конверты и марки | Письма, бандероли, посылки для отправки. Журналы, газеты, открытки для продажи. | Заведующий почтой следит за порядком, раздает указания. Операторы оформляют посылки, бандероли, письма. Продают газеты и журналы. Посетители стоят в очереди и отправляют посылки; покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте. |
«Морское путешествие» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с особенностями плавания на корабле. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Рассматривание иллюстраций корабля, формы матросов, капитана, беседа о путешествиях с изображением различных стран, рассматривание глобуса и карты мира, чтение худ. лит. С. Я Маршак Три моряка», заучивание песен «Все мы моряки», «По морям по волнам». | Бескозырки, фуражка, бинокль, макет корабля, халат и шапочка врача, чемоданчик с аптечкой, декор с видом на море, якорь. | Капитан командует на корабле, штурман стоит у штурвала? Кок – готовит еду. Одни дети – матросы, другие пассажиры. Командир командует поднять якорь Полный вперед! Кок готовит, Дети – «моют» палубу, приносят еду пассажирам. Воспитатель – гид показывает картинки и рассказывает о морских жителях: дельфины, киты. Птицах: чайки, альбатросы.чайки, альбатросы. Внимание – акула! А ветер подует – Все вместе поют песню « По морям по волнам…» Командир смотрит в бинокль и командует: «Впереди, Земля!» Мы вернулись домой. |
«Кафе» | Цель: формирование навыков общения. Задачи: Познавательные, образовательные: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, из которых состоит прием и угощение гостей. Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь, смелость и отвагу. Развивать умение использовать в игре предметы-заместители. Учить самостоятельно подбирать игрушки для воплощения игрового замысла. Учить использовать разные средства для воплощения роли: интонацию, мимику, жесты. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом, договариваться. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение произведения К. Нефедовой «Хорошие манеры», д/и: «Проговаривание наименований предмета», «Кто что умеет делать» | Столики, посуда, имитация стойки бара, кухня, где готовят еду, муляжи еды. | В кафе посетители делают заказ, кушают и отправляются домой. Официант - Предлагает меню, принимает заказ, отдает его повару, когда повар приготовил, относит посетителям за столик. Когда посетитель собирается уходить приносит чек и получает деньги. Повара - принимают заказы и готовят. Посетители - Делают заказы, кушают, расплачиваются с официантом. Шофер - Отвозит клиента в кафе и домой Из стульев строится машина, в ней сидит таксист; за стойкой стоит управляющий. На кухне стоят повара, в зале стоят официанты. |
«Поликлиника» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, особенностями приема у врача, разными специализациями врачей . Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.) | Столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, лекарства. | Регистратура, регистратор, педиатр, лор, окулист, стоматолог, пациенты. Пациенты приходят в поликлинику, берут талончик к врачу. Ждут приема. Доктор принимает, слушает жалобы, выписывает лечение. Медсестра пишет справку. |
«Зоопарк» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с особенностями жизни животных в зоопарке. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию | Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Рассматривание альбома «Дикие животные». Загадывание и отгадывание загадок о животных. | Игрушки – животные, корм для животных, касса, билеты. | Экскурсовод (воспитатель), рассказывает обо всех животных. Кассир, посетители. Посетители покупают билеты и проходят, наблюдая за животными. Служитель зоопарка кормит животных, ухаживает за ними. Посетители проводят игру: «Изобрази любимое животное». |
«Семья» | Цель: формирование навыков общения Задачи: Знакомить с социальными ролями: папа, мама, дети, трудовыми операциями, из которых состоит работа по дому и уходу за детьми. Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение произведения З. Александрова «Мой Мишка», д /и: «Придумай предложение», «Солнышко», «Ответы на вопрос «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» | Домашняя обстановка, кухня, кукла-пупс, строительный материал, машина. | Мама утром собирается на работу, старшая сестра отводит младшего брата в детский сад. Дедушка занимается строительством. Бабушка убирается и готовит еду. Папа поехал на машине на работу, после того, как все возвращаются с работы собираются за столом, ужинают и рассказывают друг другу как провели день. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО
Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО...
Консультация для воспитателей «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.Во-первых, современное общество требует...
Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...
Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.
Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...
СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...
Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико....
Средства формирования навыков общения со сверстниками у старших дошкольников
Условия для с формирования навыков общения создаются в разных видах детской деятельности, особенно важна в этом отношении игровая деятельность.В работах Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой приведена си...