Дополнительная программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»
рабочая программа (средняя группа)
Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности, представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на развитие познавательной активности и творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnyy_mir.docx | 63.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа
по художественно-эстетическому развитию
с использованием
нетрадиционных техник рисования
«Разноцветный мир»
(I этап 2-3года; II этап 3-4 года; III этап 4-5 лет).
Москва 2021г.
«Искусство заключается в том, чтобы найти в
необыкновенном обыкновенное и
обыкновенное в необыкновенном»
Дени Дидро
Введение
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Стремление заботиться о других
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится быть оригинальным
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позво-
ляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
- - интеллектуальному развитию ребенка;
- -коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- - развивает уверенность в своих силах;
- - развивает пространственное мышление;
- - учит детей свободно выражать свой замысел;
- - развивает мелкую моторику рук.
Новизна
Дополнительной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг, печати, примакивание». А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. В работе используются самодельные инструменты, природные и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
К нетрадиционным техникам рисования относятся:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск пробкой,
- оттиск печатками из картофеля,
- обрывание бумаги,
- скатывание бумаги,
- оттиск поролоном,
- оттиск пенопластом,
- оттиск печатками из ластика,
- оттиск смятой бумагой,
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
- печать по трафарету,
- монотипия предметная,
- «знакомая форма — новый образ»,
- черно-белый граттаж (грунтованный лист),
- кляксография обычная,
- кляксография с трубочкой,
- кляксография с ниточкой,
- набрызг,
- отпечатки листьев,
- тиснение,
- акварельные мелки,
- тычкование,
- цветной граттаж,
- монотипия пейзажная
Нетрадиционная техника рисования на разных возрастных этапах
I этап (2-3 года)
- рисование жесткой полусухой кистью
- пальчиком
- рисование ладошкой
- рисование ватной палочкой
- оттиск пробкой
II этап (3-4 года)
- оттиск поролоном
- печать листьями
- восковые мелки + акварель
- свеча + акварель
- рисование мятой бумагой
- монотипия предметная
III этап (4-5лет)
- монотипия пейзажная
- рисование зубной щеткой
- набрызг
- кляксография с трубочкой
- граттаж черно-белый, цветной
- рисование нитками
- рисование солью, манной крупой
Цель работы:
Развитие у детей мелкой моторики, художественно-творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- дидактические игры;
- продуктивная деятельность.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Ожидаемые результаты
( Iэтап 2-3 года)
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- умение комментировать свою творческую работу.
(II этап 3-4 года)
- развитие мелкой моторики;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрация восприятия;
- концентрация внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом
- развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
(IIIэтап 4-5 лет)
- значительное повышение уровня развития творческих способностей;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности
- способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами
- самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов
Способы проверки:
- диагностические задания
- выставки детских работ.
Учебный план
Возрастная группа | Продолжи- тельность занятий | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год на одну группу | Общее количество часов в год |
2-3 года | 15 мин | 1 | 4 | 36 | 540 мин (9 ч.) |
3-4 года | 20 мин | 1 | 4 | 36 | 720 мин (12 ч.) |
4-5 лет | 25 мин | 1 | 4 | 36 | 900 мин (15 ч.) |
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
План работы I этап (2-3 года)
сентябрь
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Мой любимый дождик»
| Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. |
«Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. | Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная. |
«Осеннее дерево» (коллек-тивная работа). | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
«Жёлтые листья летят». | Рисование ладошками.
| Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. |
Октябрь.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Весёлые мухоморы» (1 занятие)
| Рисование пальчиками
| Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.
| Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
«Весёлые мухоморы» (2 занятие) | Рисование пальчиками
| Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)
| Занятие №1 + сухие листья.
|
«Букет из осенних листьев». | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. |
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. |
Ноябрь.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Опята - дружные ребята»(ри-сование грибочков). | Рисование пальчиками
| Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая |
«Свитер для друзей».
| Рисование ладошкой и пальчиками. | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
| Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
«Ягоды на тарелочке».
| Рисование пальчиками.
| Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.
|
«Птички клюют ягоды». | Рисование пальчиками. | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
| 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. |
Декабрь.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Зайчик»
| Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
| Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
«Новогодние игрушки». | Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая. |
«Маленькой ёлочке холодно зимой».
| Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.
| Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
«Снежные комочки»
| Рисование тычком жёсткой кистью
| Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. |
Январь.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Пушистые котята играют на ковре»(кол-лективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая |
«Шарики воздушные, ветерку послушные..» | Разные | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. |
«Лес»
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
| Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.
|
Февраль.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Снежинки» | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
«Весёлый снеговик»
| Рисование пальчиками.
| Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
| Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета. |
Кораблик для папы» | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки |
«Красивая салфеточка». | Рисование пальчиками.
| Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов. |
Март.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Цветы для мамы» | Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
«Волшебные картинки». | Рисование ладошкой.
| Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.
| Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь разных цветов.
|
«Весёлый осьминог». | Рисование ладошками.
| Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.
|
«Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. |
Апрель.
Дата | Занятие | Цель | |
«Мое любимое животное» | тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное | Готовые формы животных |
«Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки |
«Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
«Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
Май.
Тема | Техника | Цель | Материал |
«Клоун» | рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага |
«Морковка» | Рисование пальчиком.
| Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.
| Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. |
Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки |
«Травка» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. |
План работы II этапа (3-4 года)
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Сентябрь | |||
Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различный |
«Мухомор» | Рисование пальчиками, фон – монотипия. | Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки. |
«Ветка рябины» | Рисование пальчиками | Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки. |
«Яблочный компот» | Штамп, рисование ватной палочкой. | Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. | Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма. |
Октябрь | |||
«Укрась платочек». | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. | Бумага, краски |
«Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
«Разноцветные бабочки» | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. |
«Осенние листочки». | Отпечаток листьев, набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
Ноябрь | |||
«Два петушка» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги |
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
«Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
«Цыпленок» | Рисование с помощью риса, ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Шаблон, клей, ПВА, рис, ватные палочки, гуашь |
Декабрь | |||
«Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
«Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
«Елочка» (продолже-ние). | Пластилинография. | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
«Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти |
Январь | |||
«Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка |
«Мои рукавички». | Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
«Снегови-чок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
«Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. |
Февраль | |||
«Мое любимое дерево». | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. |
«Зимний пейзаж». | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
«На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
«Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации |
Март | |||
«Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
«Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
«Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
«Волшебная страна – подводное царство». | Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
Апрель | |||
«Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
«Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
«Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
«Совушка - сова». | Пластилиновая живопись | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки |
Май | |||
«Попугаи». | Рисование ладошками. | Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. | Лист белой бумаги, гуашь, салфетки. |
«Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
«Цветущая веточка». | Смешенная техника. | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. |
«Салют». | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | Все принадлежности для рисования. |
План работы III этапа (4-5 лет)
Сентябрь.
Тема | Техника рисования | Цель | Материал |
«Грибы в лукошке» | (оттиск печатками из картофеля) | формировать эстетическое отношение и вкус композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт »; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма. | Листы формата А3 и А4 на выбор, гуашь, кисть, мисочки для печати и рисования пальчиками, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла, игрушечная белка, сумочка, иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов. |
«Волшебное дерево» | Рисование ладошкой | Закрепить знания детей о нетрадиционных художественно - графических техниках рисования, показать их выразительные возможности; побуждать детей передавать особенности волшебных цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета; воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач; совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию; продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные; развивать эмоционально - чувственную сферу детей. | Квадрат белой бумаги, гуашь, кисти разного размера, банка с водой, простой карандаш, салфетки. Панно «Волшебное дерево». Музыкальное сопровождение. |
«Грибы» | Акварель | Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения. | Муляж гриба. |
Октябрь.
«Волшебная тарелочка – цветы и ягоды» | Рисование пальчиком | Развитие умения видеть красоту в предметах быта. | Белая тарелка, гуашь, салфетки. |
«Веселый городок») | печать с аппликацией | Ожившие предметы | Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики. |
«Волшебный карандашик» | Каракулеграфия | Познакомить с таким способам рисование, как Каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. | Готовые шаблоны деталей для дорисовывания |
«Ветка рябины» | Рисование пальцами | Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить приём вливание одного цвета в другой. Продолжать учить техники пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук | Белый лист бумаги, кисть, красная, коричневая краска |
Ноябрь.
«Осенняя веточка» | Кляксография | Познакомить с новой техникой рисования. Учить рисовать осенние веточки с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности. | Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка. |
«Осенние листочки» | Пластилинография | Систематизировать знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период; - обучать приемам работы с пластилиновой техникой. - развивать мелкую моторику рук; - развивать умение производить точные движения пальцами рук; - развивать творческие способности. - воспитывать интерес и бережное отношение к природе; | Трафарет осенний листьев, пластилин, влажные салфетки. |
«Осенний букет» | Кляксография | Учить рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности. | Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка |
«Осенний лист клена» | Трафарет + акварель) | Познакомить с новой техникой рисования, сочетая акварель и трафарет. | Альбомный лист, акварельные краски, кисточки, тряпочки, вода, трафарет осеннего листа, кусочек губки. |
Декабрь.
Жар – птица | Рисование ладошкой | Познакомить детей с техникой рисования. Развивать чувство цвета и композиции. | Образец. Тонированная бумага светлых тонов, гуашь, кисточка. |
Деревья в снегу | Рисование ладошкой | Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | Образец. Тонированный лист голубого цвета, белая, черная гуашь, кисточки. |
Зимний лес | Рисование пальчиком, мятой бумага, мелкая соль | Закрепить умения детей использовать в своей работе различные техники рисования. Учить детей работать сообща, создавая коллективную работу. | Ватман, тонированный голубым цветом, гуашь зеленая, белая. Кусочек бумаги, мелкая соль. |
«Ёлочка нарядная» (коллективная работа). | Восковые мелки + акварель, рисование пальчиками | Учить украшать ёлку бусами. | Восковые мелки + акварель, ватман, бусы |
Январь
«Снегири на ветках». | Метод тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, расширять знания о перелётных птицах. | Тычки, черная и красная краска, салфетки, трафареты снегирей. |
Весёлая гусеница | Оттиск пробкой | Учить прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу; Познакомить с приемом – оттиск пробкой; Закрепить название желтого, зеленого, красного цвета. Развивать творческую индивидуальность. Развивать чувство цвета и формы. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета. | Образец. Тонированный лист зеленого цвета, пробки, гуашь, кисточки. |
«Весёлые кляксы» | Кляксография | Продолжать знакомить с таким способам изображения, как кляксография, показать её выразительные особенности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | Бумага, детали объектов, краска, трубочки |
Февраль
Морозные узоры . | Рисование солью | Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами. Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к красоте родной природы. | Образец рисунка, цветной картон темных тонов, клей, ватные палочки, соль, конверт с письмом от Деда Мороза, картинка с изображением морозных узоров, зимняя музыка. |
Зимнее дерево. | Рисование солью. | Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами. Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой. | Образец, ½ альбомного листа голубого цвета, клей ПВА, кисточка для клея, соль мелкая, ватные палочки, белая гуашь. |
Подводное царство | Тонирование | Продолжить знакомить детей с техникой «граттаж», продолжать формировать у | Белые листы, восковые мелки, черная гуашь, |
Цветы для зимушки зимы | Оттиск пробкой | Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; Формировать чувства композиции и ритма; Воспитывать аккуратность в работе с гуашью; Вызывать желание дарить подарки и делать приятное; Развивать коммуникацию и речевые навыки. | Образец. Альбомный лист, гуашь холодных тонов, палитра, кисточки, пробки. |
Март
Солнышко для мамочки | «Воздушные» краски | Познакомить детей с новой техникой рисования. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию. | Образец. Белый картон круглой формы, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, жидкое тесто желтого и красного цвета, салфетки. Микроволновка для просушки поделок. |
Божья коровка | «Воздушные» краски» | Продолжить знакомить детей с новой техникой. Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. | Образец. Лист зеленого картона в виде листа, жидкое тесто красного и черного цвета, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, салфетки. Микроволновка для просушки поделок. |
Подводный мир | Восковые мелки + акварель) | Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности. Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира; развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза); совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики; осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Образец. Фото с изображением обитателей подводного мира, аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой. |
Морская звезда | Рисование солью + акварель | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «акварель + соль». Учить выполнять рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус. | Образец. Картинка с изображением морской звезды. Альбомный лист с нарисованной морской звездой свечкой, клей ПВА, кисточка для клея, соль крупная, акварель, кисточка для рисования, баночка с водой. |
Апрель.
«Ёжик» | Техника тычок – рисование жесткой кистью) | Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе. | Игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа; гуашь коричневого цвета; - фломастер на каждого ребёнка; кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж. |
«Пушистый котенок» | Трафарет + рисование поролоном) | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше. | Альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка. |
«Лиса – краса» | Трафарет + рисование «тычок») | Расширение представлений детей о домашних и диких животных. «Познавательное развитие»; Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками «Социально коммуникативное развитие»; Развивать творческое воображение детей «Художественно-эстетическое развитие»; Развивать аккуратность у детей при использовании красок, учить пользоваться кисточкой с жесткой щетиной. «Художественно-эстетическое развитие», Учить выполнять движения в соответствии с текстом игры «Физическое развитие»; Развивать двигательные навыки и умения детей «Физическое развитие». | Иллюстрации с изображением кошки, собаки, лисы; сундучок с разными шаблонами лисы ; кисти для рисования с жесткой и мягкой щетиной на каждого ребенка, краски, клеенка на столы. |
«Петушок – золотой гребешок» | Ладошка + штамп | Формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования. - познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, морковного штампа, ватных палочек); - развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; - формировать интерес к занятиям по изодеятельности; формировать элементарные экологические представления; - вызвать эмоциональный отклик; воспитывать любовь к природе; воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.
| Лист бумаги формата А4 гуашь ватные палочки маникюрные ножницы трубочка для коктейля лист бумаги для создания штампов морковный штамп в виде дощечки художественная кисть баночка для воды небольшая ёмкость для разведения краски |
Май
Тюльпаны | Пластилинография | Учить изображать знакомые предметы, развивать чувство композиции. | Картон зеленого цвета, пластилин |
Одуванчики в траве | Восковые мелки, акварель | Учить детей выполнять творческую работу, сочетая разноцветие мелков и акварельных красок. | Плотная бумага, акварельные краски, восковые мелки. |
Волшебные бабочки | Монотипия | Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «монотипия». воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение; самостоятельность, наблюдательность, аккуратность. Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое и образное восприятие. | Краски акварельные, стаканы с водой, кисти, салфетки, клеенки, листы бумаги А4. Аудиозапись «Звуки природы – Шум летнего леса». |
Забавные гусеницы | Пластилинография | Учить изображать знакомые предметы в нетрадиционной техники. Развивать чувство композиции. | Картон зеленого цвета, пластилин |
Оценка результатов:
Диагностическая карта возможных достижений ребенка по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»
( I этап 2-3 года)
Рисование | Начало года | Конец года |
Видит «след», оставленный бумаге карандашом, фломастером, кисточкой, предметами заместителями | ||
Правильно держит карандаш, фломастер, ручку, кисть, предметы заместители | ||
Умеет пользоваться предметами заместителями: правильно держит, опускает в краску, промывает | ||
Раскрашивает фигуры пальцами, не заходя за контур | ||
Оставляет след ладонью на бумаге | ||
Лепка | ||
Осваивает пластические материалы: пластилин, соленое тесто, глина: месит, прихлопывает, ставит отпечатки | ||
Соединяет вместе, сминает, сжимает, сплющивает, делает углубления пальчиком, протыкает дырочки карандашом | ||
Раскатывает цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней | ||
Раскатывает шар (колобок)круговыми движениями ладоней, сплющивает | ||
Пользуется стекой для украшения вылепленных форм (процарапывает) | ||
Аппликация | ||
Создает из кусочков рваной и комков бумаги образы | ||
Приклеивает вырезанные педагогом бумажные формы | ||
Общее количество баллов: |
0-способность отсутствует
1-ребенокначал проявлять способность
2-ребенок проявляет способность уверенно
- баллов - низкий уровень
(интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого)
- балла средний уровень
(у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем, он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний)
- баллов высокий уровень
(ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки, быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках)
Диагностическая карта возможных достижений ребенка по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»
( IIэтап 3-4 года)
Рисование | Начало года | Конец года | |
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько видов техник (ладонь+пальцы) | |||
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам заместителям | |||
Обводит ладошку на листе бумаги | |||
Правильно пользуется предметами заместителями, карандашами, красками | |||
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов | |||
Лепка | |||
Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней | |||
Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки | |||
Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию | |||
Аппликация | |||
Создает изображения предметов из готовых фигур | |||
Украшает работы заготовками из бумаги разной формы | |||
Аккуратно наклеивает изображения предметов | |||
Подбирает цвета , соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию | |||
Общее количество баллов: |
0-способность отсутствует
1-ребенокначал проявлять способность
2-ребенок проявляет способность уверенно
- баллов - низкий уровень
( ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности, узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке, основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
15-23 балла- средний уровень
(знает способы изображения некоторых предметов и явлений, правильно пользуется материалами и инструментами)
- баллов – высокий уровень
(владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования, передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом)
Диагностическая карта возможных достижений ребенка по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»
( IIIэтап 4-5 лет)
Рисование | Начало года | Конец года |
Создает изображения предметов с помощью различных техник | ||
Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы | ||
Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов | ||
Создает индивидуальные и коллективные рисунки | ||
Дорисовывает недостающие детали в рисунке | ||
Лепка | ||
Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки | ||
Создает небольшие сюжетные композиции | ||
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа | ||
Аппликация | ||
Изображает предметы и создает несложные композиции | ||
Использует разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги | ||
Создает сюжетные и декоративные композиции | ||
Правильно держит ножницы и умеет ими резать | ||
Аккуратно наклеивает изображения предметов | ||
Общее количество балллов |
0-способность отсутствует
1-ребенокначал проявлять способность
2-ребенок проявляет способность уверенно
0-15 баллов – низкий уровень:
(ребёнок рисует только при активной помощи взрослого,
знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими, не достаточно освоены технические навыки и умения)
16-23 балла – средний уровень:
(владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого, проявляет интерес к освоению новых техник, проявляет самостоятельность)
- баллов – высокий:
(обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках, умеет создать яркий нарядный узор, может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками, может объективно оценивать свою и чужую работу).
Список литературы:
1.И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2016г.
2. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
3. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
4. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...
Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Разноцветный мир"
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на са...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи ...
Конспект образовательной деятельности по « Художественно-эстетическому развитию» с использованием нетрадиционных техник рисования) (Рисование) На тему: «Цветок для мамочки Мишутки.» в первой младшей группе №2 «Светлячок»
Пояснительная записка к непосредственно- образовательной деятельности образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» (с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования Рисование манкой «Снежный город»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования штампинг, "Тарелка в подарок" (Узор в круге - рисование деревянным конструктором))
Данное занятие разработано для детей ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность ребёнку с моторной неловкостью научиться изображать предметы округлой формы с помощью штампа...
Конспект НОД по области «художественно-эстетическое развитие с использованием нетрадиционной техники рисования по воде «ЭБРУ» Для детей 4 – 5 лет На Тему: «Разноцветная страна»
Цель: Развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства Эбру.Задачи:· Формировать твор...