План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкина история»
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. Овладевая представлениями о мире, ребенок учится связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения. Значение технологии «Река времени» Н.А.Коротковой велико. Применяя данную технологию, детям можно рассказать в доступной форме о любой теме, о любом явлении и предмете. Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Моделируя обстановку другого времени, погружая в нее ребенка, мы учим его любить и ценить время сегодняшнее, чувствовать связь времен, чувствовать себя представителем настоящего времени. А это, безусловно, является частью воспитания патриотов своей Родины. Данная технология позволяет формировать у детей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в подготовительной к школе группе
Тема: «Книжкина история»
Воспитатель высшей категории Поляева Наталья Степановна
Актуальность
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. Овладевая представлениями о мире, ребенок учится связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения. Значение технологии «Река времени» Н.А.Коротковой велико. Применяя данную технологию, детям можно рассказать в доступной форме о любой теме, о любом явлении и предмете. Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Моделируя обстановку другого времени, погружая в нее ребенка, мы учим его любить и ценить время сегодняшнее, чувствовать связь времен, чувствовать себя представителем настоящего времени. А это, безусловно, является частью воспитания патриотов своей Родины. Данная технология позволяет формировать у детей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1) Познакомить с историей появления первых книг, их эволюции в разные времена; формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, действий; воспитывать интерес к истории человечества на примере появления книги («Познавательное развитие»)
2) Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение действовать в команде («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказать свою точку зрения, развивать умение отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику рук через печатание знакомых гласных букв («Речевое развитие»)
4) Развивать эмоциональную восприимчивость к эстетической стороне окружающей действительности, произведениям искусства («Художественно-эстетическое развитие»)
5) Развивать умение согласовывать речь с движением (Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, игровые приёмы
- наглядные: демонстрация наглядных пособий, предметных картинок
- словесные: рассказ, беседа, объяснение
Материалы и оборудование: «чёрный ящик», книга; мультимедийная презентация (Приложение 1,2); иллюстрации на баннере; карточки с вопросами к игровому приёму «Ромашка Блума»; картинки с наскальными рисунками; ёмкости с водой, песком, глиной; дощечки, намазанные глиной и пластилином, палочки; береста, пергамент; печатки, блюдца с краской; панно «Река времени», предметные картинки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (вписывать свое) |
Двигательная | Игровой приём «В путь на машине времени» |
Игровая | Игровая ситуация «Что?Где?Когда?», игровой приём «Ромашка Блума», игра «прочитай рисунок древнего человека», «Печатаем буквы», игра «Река времени», игровые упражнения «Посчитать, сколько картинок в эпохе «древность», «старина», «наше время», «Сравни, где больше? На, сколько больше?», «Вспомни поговорки о книге». |
Изобразительная | Рисование наскального рисунка |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемный ситуаций, экспериментирование с водой, песком, глиной, игровой приём «Глиняная дощечка», обследование бересты, пергамента, |
Коммуникативная | Беседы, рассказ, речевые вопросы |
Логика образовательной деятельности
Этапы совместной деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Обсуждение реального или вымышленного события (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Игровой приём Звучит музыка из телепрограммы «Что? Где? Когда?» Педагог демонстрирует детям «чёрный ящик», предлагает отгадать, что там находится с помощью загадки: «Не куст, а с листочками Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает» (Книга) -Ребята, а что вы знаете о книге? -Кто знает, когда появилась первая книга и как она выглядела? -Хотите узнать? Педагог предлагает детям отправиться в прошлое на «машине времени». | Дети слушают педагога, отгадывают загадку. Отвечают на вопросы воспитателя. Выражают собственные суждения | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Знаком с произведениями художественной литературы. |
Постановка цели исследования (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Педагог совместно с детьми определяет цель деятельности: -Давайте уточним, для чего нам нужно попасть в далёкое прошлое? | Участвуют в постановке цели, планировании деятельности. | Ребёнок определил цель, спланировал предстоящую деятельность. |
Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Игровой приём «Путешествие на машине времени» Педагог подводит к «Машине времени» и предлагает отправиться в путешествие. Педагог произносит волшебные слова: (см.Приложение1.1) | Играют, сопровождая речь, действиями. | Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. |
Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Педагог обращается к детям: -Ребята, посмотрите, в какое время мы попали? Кто нас встречает? Где жили древние люди? Чем занимались? (см.приложение1.2) | Рассматривают сюжетные линии, отвечают на вопросы педагога: -Мы попали в древний мир, где жили древние люди. Они жили в пещерах, охотились на животных. | Проявляет инициативу в общении с взрослыми. Достаточно хорошо владеет речью, может выражать свои мысли. Обладает элементарными представлениями из области истории. |
Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми в рамках модуля) | Игровой приём «Ромашка Блума» Педагог говорит: -Узнать историю книги, вам будут помогать вопросы, которые спрятались в картинках. Педагог предлагает детям ответить на вопрос, который зашифрован в картинках? -Были у первобытных людей книги? (см.приложение 2) | Разгадывают вопрос по картинкам, отвечают: -Древние люди не знали букв и поэтому они рисовали события на камнях, пещерах. | Умеет задавать вопрос, устанавливает причинно-следственные связи, обладает элементарными представлениями в области истории |
Решение проблемной ситуации. Педагог предлагает детям представить, что у них дома хранятся каменные книги. Удобно ли это? | Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации:-Такие книги неудобно было хранить, потому что они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки. | Ребёнок обладает установкой положительного отношения другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных решениях проблемных ситуаций. Умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других | |
Педагог организует игру «Прочитай рисунок древнего человека» (см.приложение 1.3.) | Дети находят картинки с наскальными рисунками, рассматривают, разгадывают, что хотел донести древний человек до своих предков | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли и использует речь для выражения своих мыслей, обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми | |
Решение проблемной ситуации Педагог обращает внимание детей на ёмкости с водой, песком, глиной. Спрашивает, из какого материала древние люди ещё могли изготавливать книги? | Обследуют воду, глину, песок, делают вывод: -Древние люди использовали глину для изготовления книг. | Проявляет любознательность, склонен экспериментировать, устанавливает причинно-следственные связи, опираясь на знания свойств некоторых материалов | |
Игровой приём «Глиняная дощечка» Педагог предлагает изготовить книгу из глины и раздаёт детям дощечки, намазанные глиной и пластилином и палочки. | Дети острой палочкой пишут на дощечке буквы, палочки, точки и т.п. | Ребёнок проявляет любознательность, активно действует, выдавливает знаки. | |
Решение проблемной ситуации: Педагог предлагает детям подумать, удобно ли было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему? (см.приложение 1.4.) | Выражают собственные суждения, совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации: -Такие книги было хранить неудобно. Глина может разрушиться, нет чёткого изображения буквы и цифры. Чтобы хранить такие книги, надо много места. | Ребёнок склонен экспериментировать с разными материалами, обладает развитым воображением, развита крупная и мелкая моторика, самостоятельно делает выводы. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | |
Педагог демонстрирует детям бересту, пергамент, рассказывает: -Шло время, люди научились использовать и другие материалы для написания книг. (см.приложение 1.5.) | Обследуют бересту, пергамент. | Ребёнок проявляет инициативу, любознательность. | |
Приём «Ромашака Блума» Педагог предлагает детям ответить на вопрос, который зашифрован в картинках. Какие книги были в старину? (см.приложение 2) Педагог обращается к детям: -А ещё, чем писали книгу в старину (педагог обращает внимание детей на сюжетные линии «старина»). (см.приложение 1.6.) | Разгадывают вопрос, отвечают: -В старину в качестве материалов использовали бересту, пергамент. Писали заострённой палочкой. Рассматривают сюжетные линии модуля, отвечают на вопрос педагога: -В старину писали гусиным пером и чернилами. | Ребёнок проявляет любознательность, умеет задавать вопрос, обладает элементарными представлениями в области истории. | |
Решение проблемной ситуации. Педагог обращается к детям: -Как вы думаете, сколько времени надо, чтобы написать эту книгу вручную? -Можно ли быстрее изготовить книгу? -Что люди придумали, чтобы быстрее изготавливать книги? (Обращает внимание детей на сюжетные линии). (см.приложение 1.7.) | Рассматривают сюжетные линии модуля «старина». Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации:-На изготовление книги уходило много времени, люди придумали печатный станок. | Ребёнок проявляет инициативу в общении с взрослыми. Достаточно хорошо владеет речью, может выражать свои мысли. Обладает элементарными представлениями из области истории | |
Рассказ педагога -Печатный станок придумал изобретатель Иван Фёдоров. Его считают основателем книгопечатания. Он изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. | Слушают рассказ педагога | Ребёнок проявляет инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, устанавливает причинно-следственные связи. | |
Педагог организует игру «Печатаем буквы» | Дети берут печати (ластик с нарезанными буквами для оттиска их на бумаге). Печатью касаются блюдца с краской и пробуют напечатать букву на бумаге. | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. | |
Игровой приём «Ромашка Блума» Педагог предлагает детям ответить на вопрос, который зашифрован в картинках: В настоящем времени какие книги существуют? (см.приложение2) (см.приложение 1.8.) | Разгадывают вопрос, отвечают: -Это компьютерные, электронные книги, видео, аудиокниги. | Ребёнок проявляет любознательность, умеет задавать вопрос, обладает элементарными представлениями в области истории. | |
Игровой приём «Путешествие на машине времени» Педагог предлагает вернуться в настоящее время на «Машине времени» (см.приложение 1.9.) | Играют, сопровождая речь, действиями. | Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | |
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» (деятельность педагога с детьми в групповом помещении | Обращает внимание детей на панно «Река времени», вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность, -Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. Игровые упражнения -Посчитать, сколько картинок в эпохе «древность», «старина», «наше время»? -Сравни, где больше? На, сколько больше? -Вспомни поговорки о книге. | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»; практикуются в осуществлении выбора | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. |
Сопоставление результатов исследования. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает для истории оставить свое мнение о путешествии на стенгазете в виде «наскального» рисунка. | Делятся впечатлениями; выражает собственные чувства к проделанной работе; планирует самостоятельную (совместную) деятельность; высказывает эмоциональный отклик. | Ребенок проявляет умение оценивать результат своей деятельности; умение выражать чувства; умение делать выводы; умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
Литература:
- Аверин С.А, Т. Волосовец Т.В «Дошкольные образовательные модули – основа формирования развивающей среды ребенка». Журнал «Дошкольное воспитание» 09/2015 – С.10-13.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. — 208 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Герои космоса»
План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками в подготовительной к школе группеТема: «Герои космоса»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Крош и Ёжик в гостях у Пина»
Цель: сформировать представления детей о магнитном поле Земли, свойствах магнита, работе компаса, закрепить умение детей ориентироваться в пространстве. ...
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Мы - разные»
План-конспект совместной деятедьности педагога с детьми подготовительной группы по формированию гендерной идентичности посредством познавательной деятельности....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Тема: «Туфли и сапожки для сороконожки».
Конспект написан и оформлен по всем требованиям ФГОС....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Пересказ были Л.Н.Толстого «Котенок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши эмоции».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши эмоции».Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной г...
План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе
План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группе Тема: Квартира в многоквартирном доме...