Модель патриотического воспитания МДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида "Капитошка"
материал

Новикова Татьяна Николаевна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка» проводится большая работа по формированию у дошкольников гражданско-патриотических чувств. На данном этапе развития в дошкольной организации создана Модель патриотического воспитания, позволяющая достичь положительных результатов в организации деятельности по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_patriticheskogo_vospitaniya.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Модель патриотического воспитания

МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка» проводится большая работа по формированию у дошкольников гражданско-патриотических чувств. На данном этапе развития в дошкольной организации создана Модель патриотического воспитания, позволяющая достичь положительных результатов в организации деятельности по данному направлению.

Модель патриотического воспитания включает в себя несколько направлений, в процессе которых реализуются разные формы работы по патриотическому воспитанию:

  1. Условия развивающего пространства (территория ДОУ, групповое пространство и т.д.)
  2. Образовательная работа с детьми (познавательное развитие, экологическое воспитание и т.д.)
  3. Просветительская работа с педагогами (самообразование, банк лучших практик и т.д.)
  4. Просвещение родителей воспитанников (сайт ДОУ, сайт педагогов и т.д.)
  5. Взаимодействие с социумом (учреждения культуры города, учреждения дополнительного образования и т.д.)
  6. Позиционирование деятельности ДОУ (сборники, конкурсы и т.д.)

        Модель патриотического воспитания строится с учетом принципов:

  • Принцип духовной и культурной целостности, единства культурно-исторического типа означает, что фундаментальные основы воспитания детей, получаемые ими знания и социокультурный опыт, формируются в одной исторической культуре.
  • Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  • Принцип интегративности предполагает сотрудничество с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т. п. в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
  • Принцип целостности образования и воспитания реализуется через следование духовно-нравственным традициям народа.
  • Принцип непрерывности заключается в последовательности, преемственности знаний и методов обучения и воспитания всех участников образовательных отношений.
  • Принцип индивидуально-личностного развития реализуется в принятии личности ребенка, в признании его индивидуальности, доброжелательном отношении и постоянного стремления педагога принять участие в жизни ребёнка и оказать позитивное влияние на его дальнейшее развитие.
  • Принцип систематичности и последовательности заключается в воспитании, направленном на духовно-нравственное и патриотическое развитие, и включает в себя организацию различных видов деятельности.

        Участниками реализации Модели являются дети дошкольного возраста 3-7 лет. В каждом возрастном периоде Модель имеет свое содержание. В младшем дошкольном возрасте патриотическое воспитание осуществляется по двум блокам: Моя семья и Детский сад. Четыре блока работы предусмотрены в старшем дошкольном возрасте: Родной город, Родная природа, Родная страна и Родная культура.

        Реализация Модели по патриотическому воспитанию включает в себя пять основных этапов:

  • Предварительный этап (изучение тематической литературы);
  • Базовый этап (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • Художественно-ознакомительный этап (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
  • Когнитивно-эмоциональный этап (развитие познавательного интереса к информации о своей Родине, ее природе и культурных особенностях);
  • Эмоционально-действенный этап (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

        Для эффективности реализации Модели педагогами дошкольной организации используются разные формы работы, условно поделенные на традиционные и инновационные.

        

Традиционные формы работы

Инновационные формы работы

  • игровая деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • чтение художественных произведений, просмотр презентаций, мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций;
  • знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;
  • обрядовые праздники, мероприятия, фестивали;
  • театрализация;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
  • ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
  • знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и народных календарных праздниках;
  • конкурс чтецов;
  • участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах.

 

  • проектная деятельность;
  • мастер-класс;
  • экологические акции;
  • изготовление лэпбука;
  • интервью к фильму;
  • использование мнемотаблиц;
  • сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым;
  • моделирование и решение проблемных ситуаций;
  • посткроссинг;
  • буккроссинг;
  • путешествие по реке времени;
  • буктрейлер;
  • акция выходного дня;
  • виртуальные экскурсии.

        В дошкольной организации созданы все необходимые условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

        В каждой из возрастных групп имеются в наличии Центры патриотического воспитания, которые отличаются эстетическим оформлением, разнообразием материалов, оригинальностью. В них представлены несколько направлений работы в соответствии с возрастом.

        В младших группах особое внимание уделяется материалам по социально – нравственному воспитанию, приобщению детей к истокам русской народной культуры, знакомству с «малой родиной», имеются дидактические игры, созданные педагогами и родителями.

        Большим разнообразием материала отличаются уголки старших групп. В них отражены основные направления работы - моя семья, родной край, родная страна, защитники Отечества, приобщение к истокам русской народной культуры, духовно – нравственное воспитание, великие соотечественники, наша планета Земля, представлены тематические папки «Герб моей семьи», «Знаменитые земляки», «Богатыри земли русской», «Как жили люди на Руси», «Из истории русского народного костюма», «Русская икона», «Права ребенка», «Мой детский сад» и другие; материалы для ознакомления детей с «малой родиной», по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, вышивки, народные игрушки), куклы в национальных костюмах; художественная литература (сказки, былины, предания, произведения малых форм фольклора), а также книжки, созданные детьми самостоятельно или совместно со взрослыми. В уголках представлены элементы государственной символики Российской Федерации, элементы муниципальной символики, карта России, глобус. Воспитателями и родителями собран богатый материал о защитниках Отечества.

        В фойе детского сада организован Центр патриотического воспитания, который является площадкой для организации интерактивных мероприятий по формированию нравственно-патриотических чувств с использованием мультимедийного оборудования: виртуальные экскурсии, просмотр познавательных видеороликов, буктрейлеров, моделирование проблемных ситуаций и т.д.

    Ни одна программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Поэтому в работе по реализации Модели важным является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольной организации и семьи по достижению общей цели патриотического воспитания.

Успешным партнерство может быть при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, совместное стремление создать все необходимые условия в развитии гражданско-патриотических и нравственных чувств детей – основные формы взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников. В работе с родителями активно используются мастер-классы, акции выходного дня, круглые столы, совместные экскурсии, вечера встреч, творческие мастерские и т.д.

Патриотическое воспитание начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, городу, краю. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Поэтому реализация Модели невозможна без участия социальных партнеров. В своей работе дошкольная организация взаимодействует с Центром детского творчества, культурным центром АРТ, ледовым катком «Юбилейный», библиотекой «Забава», школой народных промыслов «Артель».

Результаты работы с детьми по реализации Модели позволяют считать патриотическое воспитание отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края, своей страны. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в дошкольной организации.

Позитивными изменениями в процессе реализации Модели патриотического воспитания в МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка» можно считать создание условий и системы работы по патриотическому воспитанию в тесном сотрудничестве с родителями и социумом, в результате которой воспитанники приобрели социальные знания, опыт позитивного отношения к базовым ценностям, начальный опыт самостоятельного общественного действия.

Нам еще рано делать выводы и подводить итоги. Но мы уверены, что

созданная в дошкольной организации Модель патриотического воспитания позволит нам добиться положительных результатов в деле воспитания юного патриота и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель патриотического воспитания как интегрированная система

«Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи  начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»

          Проблема воспитания гражданских и патриотических качеств личности возникла перед человечеством с появлением первого государства. В последние годы доминирующее...

Модель патриотического воспитания

Модель патриотического воспитанияПатриотическое воспитание в ДОУ – это взаимодействие педагога, родителей и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих н...

Презентация для педагогических работников по теме «Социальное партнерство в проекте «Я- помню, я - горжусь!», как одна из моделей патриотического воспитания дошкольников»

Данный  материал ориентирован на педагогических работников ДОУ и освещает результаты работы по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках социального партнерства....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе комбинированной направленности «Моя семья, мой дом»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе комбинированной направленности "Моя семья, мой дом"...

Номинация «Педагогический проект» Тема методической разработки: проект «Россия – Родина моя!» по патриотическому воспитанию детей в комбинированной подготовительной группе

Самое дорогое, великое чувство, самое глубокое и сильное это – любовь к Родине! Чтобы стать патриотом своей Родины, человек должен ощущать духовную связь со своим народом, принять его язык и кул...