Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»
статья (старшая группа)

            Проблема воспитания гражданских и патриотических качеств личности возникла перед человечеством с появлением первого государства. В последние годы доминирующее внимание к правам человека привело к тому, что личное стало преобладать над общественным, поэтому задачи патриотического и гражданского воспитания россиян перешли на первый план, стали задачами государственной важности. По этой теме опубликованы нормативные документы федерального и регионального уровней: Национальная доктрина образования, Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».  В число нормативных документов входит Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно этому документу такие базовые ценности как патриотизм, гражданственность должны лежать в основе уклада жизни образовательного учреждения. При этом все указанные в Концепции базовые ценности могут рассматриваться в качестве составных признаков личности, обладающей гражданско-патриотическими качествами. Таким образом, патриотическое воспитание детей, в том числе и дошкольного возраста, актуально в наши дни. Это связано с тем, что современные дошкольники мало знают о своем роде, родном городе, стране, народных традициях, промыслах, культурных ценностях, правах и обязанностях каждого человека. Чтобы воспитание принесло положительные плоды, т.е. человек действительно любил свое Отечество, свой народ, родную землю, культурную среду, испытывал к ним привязанность, чувствовал гордость за их прошлое и настоящее, осознавал общность интересов граждан государства, был готов подчинить свои интересы, жертвовать чем-либо во имя Отечества, необходимо осуществлять целенаправленную и системную работу, учитывать изменения, происходящие в обществе, и использовать современные технологии, методы, формы работы с детьми. В общеобразовательной программе, которая разработана в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок», особое внимание уделяется формированию у дошкольников патриотических и гражданских чувств на основе ознакомления с опытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, правамит и обязанностями каждого гражданина РФ. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения с целью удовлетворения запросов воспитанников регулярно применяет во время непосредственно-образовательной деятельности, кружков, праздников, фестивалей и мероприятий информационно-коммуникационные технологии, которые имеют очевидные преимущества в процессе патриотического воспитания: - содействуют более качественному восприятию содержания материала; - помогают сделать его более занимательным, доступным, запоминающимся, информативным; - учитывается ведущий вид мышления в дошкольном возрасте (нагляднообразное). Ещё одна современная педагогическая технология, оказывающая положительное влияние на гражданское и патриотическое воспитание дошкольников, которая используется в нашем детском саду, - метод проектов. Эта технология создаёт условия для реализации личностно-ориентированного подхода в патриотическом воспитании детей. Суть этой педагогической технологии заключается в мотивировании интереса детей к проблеме, овладении ими необходимыми знаниями и навыками для ее решения, организации проектной деятельности по решению проблемы, а в результате – практическое применение полученных знаний (продукт). Важным в этом проекте является то, что результат можно увидеть, осмыслить, прочувствовать, применить в реальной практической деятельности. Вот некоторые темы проектов, связанные с патриотическим и гражданским воспитанием, реализованные в нашем детском саду: «Наша Родина – Россия», «Народные промыслы», «Мудрые сказы П.П. Бажова», «Моя семья». В рамках этих проектов дети на доступном уровне познакомились с играми разных народов России, основами духовно-нравственной культуры, с народными росписями, с устным народным творчеством (песней, сказкой, былиной), традициями народов России, их бытом, обычаями. Особый интерес у детей вызывает декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева, металла, глины, ткани, ниток, бумаги). Благодаря проектной деятельности у детей сформированы представления о том, как народные промыслы связаны с природными особенностями края. Всё это оказывает положительное влияние на развитие эстетического вкуса и бережного отношения к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями, познавательных способностей дошкольников, формирование нравственности, воспитывает чувство любви к Родине, уважение к соотечественникам. Традиционным в работе по гражданско-патриотическому воспитанию стало проведение Акций. В рамках праздников, отмечаемых в России (День пожилого человека, Рождество, 8 марта, День Победы и т.д.), для жителей старшего поколения  проводятся концертные программы и Акция «Памятный подарок» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к старшим. Дети старшего дошкольного возраста совместно с родителями и воспитателями изготавливают поздравительные открытки. Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Птичья столовая». Совместно с родителями изготавливают кормушки, собирают корм. Такая форма работы вовлекает семью в активную природоохранную деятельность, способствует формированию желаний помогать птицам, проявлять чуткость и заботу. В нашем образовательном учреждении ежегодно проводится Акция в защиту животных. Силами родителей и педагогического коллектива организуется Ярмарка. Собранные средства направляются в приют для животных. Еще одна форма, которая применяется в детском саду, – встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами труда. Такие встречи организуются с целью формирования у детей понимания значимости каждого гражданина в жизни целой Родины. Для детей организуются экскурсии в музей Герасимова – оно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В музее дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются. Периодически в группах создаются мини-музеи народных промыслов, выставки художественной литературы наших соотечественников, работы художников нашей страны, творческих работ воспитанников и их родителей. В нашем детском саду в каждой группе есть уголок гражданско-патриотического воспитания, в котором размещена (с учётом возрастных особенностей детей) важная информация о нашей стране. В своей работе педагогический коллектив нашего детского сада активно применяем современные технологии, методы и формы патриотического и гражданского воспитания, использование которых приносит свои плоды: к концу освоения программы дошкольного образования у детей сформированы базовые знания о своем роде, жителях своего населенного пункта, России; о традициях, культуре, быте, промыслах народа; о правах и обязанностях гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»

Мещерякова С.О.

МБДОУ «Детский сад

Комбинированного вида № 24

«Светлячок»

Г. Мичуринска

            Проблема воспитания гражданских и патриотических качеств личности возникла перед человечеством с появлением первого государства. В последние годы доминирующее внимание к правам человека привело к тому, что личное стало преобладать над общественным, поэтому задачи патриотического и гражданского воспитания россиян перешли на первый план, стали задачами государственной важности. По этой теме опубликованы нормативные документы федерального и регионального уровней: Национальная доктрина образования, Концепция патриотического воспитания граждан РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».  В число нормативных документов входит Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно этому документу такие базовые ценности как патриотизм, гражданственность должны лежать в основе уклада жизни образовательного учреждения. При этом все указанные в Концепции базовые ценности могут рассматриваться в качестве составных признаков личности, обладающей гражданско-патриотическими качествами. Таким образом, патриотическое воспитание детей, в том числе и дошкольного возраста, актуально в наши дни. Это связано с тем, что современные дошкольники мало знают о своем роде, родном городе, стране, народных традициях, промыслах, культурных ценностях, правах и обязанностях каждого человека. Чтобы воспитание принесло положительные плоды, т.е. человек действительно любил свое Отечество, свой народ, родную землю, культурную среду, испытывал к ним привязанность, чувствовал гордость за их прошлое и настоящее, осознавал общность интересов граждан государства, был готов подчинить свои интересы, жертвовать чем-либо во имя Отечества, необходимо осуществлять целенаправленную и системную работу, учитывать изменения, происходящие в обществе, и использовать современные технологии, методы, формы работы с детьми. В общеобразовательной программе, которая разработана в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок», особое внимание уделяется формированию у дошкольников патриотических и гражданских чувств на основе ознакомления с опытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, правамит и обязанностями каждого гражданина РФ. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения с целью удовлетворения запросов воспитанников регулярно применяет во время непосредственно-образовательной деятельности, кружков, праздников, фестивалей и мероприятий информационно-коммуникационные технологии, которые имеют очевидные преимущества в процессе патриотического воспитания: - содействуют более качественному восприятию содержания материала; - помогают сделать его более занимательным, доступным, запоминающимся, информативным; - учитывается ведущий вид мышления в дошкольном возрасте (нагляднообразное). Ещё одна современная педагогическая технология, оказывающая положительное влияние на гражданское и патриотическое воспитание дошкольников, которая используется в нашем детском саду, - метод проектов. Эта технология создаёт условия для реализации личностно-ориентированного подхода в патриотическом воспитании детей. Суть этой педагогической технологии заключается в мотивировании интереса детей к проблеме, овладении ими необходимыми знаниями и навыками для ее решения, организации проектной деятельности по решению проблемы, а в результате – практическое применение полученных знаний (продукт). Важным в этом проекте является то, что результат можно увидеть, осмыслить, прочувствовать, применить в реальной практической деятельности. Вот некоторые темы проектов, связанные с патриотическим и гражданским воспитанием, реализованные в нашем детском саду: «Наша Родина – Россия», «Народные промыслы», «Мудрые сказы П.П. Бажова», «Моя семья». В рамках этих проектов дети на доступном уровне познакомились с играми разных народов России, основами духовно-нравственной культуры, с народными росписями, с устным народным творчеством (песней, сказкой, былиной), традициями народов России, их бытом, обычаями. Особый интерес у детей вызывает декоративно-прикладное искусство (изделия из дерева, металла, глины, ткани, ниток, бумаги). Благодаря проектной деятельности у детей сформированы представления о том, как народные промыслы связаны с природными особенностями края. Всё это оказывает положительное влияние на развитие эстетического вкуса и бережного отношения к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями, познавательных способностей дошкольников, формирование нравственности, воспитывает чувство любви к Родине, уважение к соотечественникам. Традиционным в работе по гражданско-патриотическому воспитанию стало проведение Акций. В рамках праздников, отмечаемых в России (День пожилого человека, Рождество, 8 марта, День Победы и т.д.), для жителей старшего поколения  проводятся концертные программы и Акция «Памятный подарок» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к старшим. Дети старшего дошкольного возраста совместно с родителями и воспитателями изготавливают поздравительные открытки. Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Птичья столовая». Совместно с родителями изготавливают кормушки, собирают корм. Такая форма работы вовлекает семью в активную природоохранную деятельность, способствует формированию желаний помогать птицам, проявлять чуткость и заботу. В нашем образовательном учреждении ежегодно проводится Акция в защиту животных. Силами родителей и педагогического коллектива организуется Ярмарка. Собранные средства направляются в приют для животных. Еще одна форма, которая применяется в детском саду, – встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами труда. Такие встречи организуются с целью формирования у детей понимания значимости каждого гражданина в жизни целой Родины. Для детей организуются экскурсии в музей Герасимова – оно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В музее дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются. Периодически в группах создаются мини-музеи народных промыслов, выставки художественной литературы наших соотечественников, работы художников нашей страны, творческих работ воспитанников и их родителей. В нашем детском саду в каждой группе есть уголок гражданско-патриотического воспитания, в котором размещена (с учётом возрастных особенностей детей) важная информация о нашей стране. В своей работе педагогический коллектив нашего детского сада активно применяем современные технологии, методы и формы патриотического и гражданского воспитания, использование которых приносит свои плоды: к концу освоения программы дошкольного образования у детей сформированы базовые знания о своем роде, жителях своего населенного пункта, России; о традициях, культуре, быте, промыслах народа; о правах и обязанностях гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ и их реализация в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью...

Рабочая программа воспитания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

Программа воспитания является компонентом Основной образовательной программы ДОУ. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждо...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»

Главная цель  Национальной  стратегии  -  определить  основные направления  и  задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализ...

Памятка для педагогов "Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Буклет-памятка для педагогов " Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

Выступление на педсовете на тему "Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в ДОУ"

В настоящее время одной из главных задач воспитания подрастающего поколения   является направление  гражданско-патриотического воспитания. Педагогам необходимо  использовать разные...