Представление педагогического опыта работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №18 комбинированного вида по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ" Рябышевой Татьяны Валентиновны
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Представление инновационного опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_vospitatelya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта работы воспитателя
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 18 комбинированного вида» г.о.Саранск
по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
Рябышевой Татьяны Валентиновны
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.
Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)
Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.
Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Задачи:
-знакомить детей с историей, традициями мордовского народа;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-формировать чувство национального достоинства.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, и своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, это любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему
ко всему человечеству.
Д.С.Лихачёв.
Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, В.А. Сухомлинским.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.
Большим вспомогательным материалом была литература:
Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»: изд-во «Детство-Пресс»,2013.
Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред.Л.А.Кондрыкиной.-Москва: Сфера, 2006.-192с.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов.- Воронеж: Учитель,2005.- 205с.
Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю.Новицкая.- Москва: Линка-Пресс,2003,-200с.
С любовью к России: методические рекомендации.- Москва: Воспитание дошкольника,2007.- 128с.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.
В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
- Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
- Принцип индивидуального и личностного подхода.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Были разработаны и проведены следующие проекты:
- «Дети и музей» (тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный).
- «Воспитываем сказкой» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, долгосрочный).
- « Нам не забыть вас, ребята» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, краткосрочный).
- «Мы единой России частица» (тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный).
При реализации данных проектов использовались:
методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:
игровые
поисково – исследовательские
проблемные
воспитывающие ситуации
формы работы с детьми:
- групповые занятия
- индвидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- чтение художественной литературы
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.)
- проведение развлечений
- выставки детского творчества
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация экскурсий
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие авторские дидактические игры: «Одень куклу», «Назови пословицу», «Собери картинку», «Парные картинки», «Знатоки Саранска», «Наши соседи», «Районы Республики Мордовия»; наглядно-дидактические пособия «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», альбом «Старый город»; настольно-печатные игры «Государственные символы России», «Государственные праздники России».
В группе созданы центры детской деятельности.
1. Художественного творчества и изо- деятельности
2.Театра, музыки, искусства
3. Детской литературы
4. Труда
5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр
6. По ознакомлению с историей и культурой города, государства.
Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду создана комната старинного быта «Светлица», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. В музеи дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.
Основная цель создания комнаты старинного быта «Светлица» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.
Многовековая история человечества свидетельствуют, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Воспитательно-образовательные задачи:
1. Знакомство дошкольников с различными формами культуры;
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
3. Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
5.Формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей.
Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:
- «Наши мамы и бабушки»
- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»
- «Город, в котором я живу»
- выставка рисунков «Мой любимый город»
Разрабатываются семейные альбомы, журналы:
- «Вместе дружная семья»
- «Моя родословная»
- «Семья, главное в жизни»
- «Сплетение традиций в современной семье»
Обогащение детско-родительских отношений осуществлялось с планом работы, который составляется на учебный год.
5. Анализ результативности.
С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Результаты мониторинга во второй младшей группе показали, что в начале учебного года (2013г.) 31,6 % детей имели низкий уровень, у 56,9 % детей был средний и 9,5 % высокий уровень.
К концу учебного года (2014г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 14,2 %, средний уровень 57,9 % и низкий уровень составил 27,9 % детей.
Результаты мониторинга в средней группе показали, что в начале учебного года (2014г.) 20,4 % детей имели низкий уровень, 58 % детей средний и 21,6 % высокий уровень.
К концу учебного года (2015г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 23,2 % детей, 59,2% средний уровень и 17,6 % детей низкий уровень.
Результаты мониторинга в старшей группе показали, что в начале учебного года (2015г.) 15,6% детей имели низкий уровень, 55% детей средний и 29,4% высокий уровень.
К концу учебного года (2016г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 34,3% детей, 52% средний уровень и 13,7% детей низкий уровень.
Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Обобщение опыта инновационной педагогической работы представлено на международной научно-практической конференции «Педагогический поиск» и отмечено дипломом победителя на сайте http://evrika-centr.moy.su/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
ПЛАН – график внутрисадовского контроля в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»
ПЛАН – графиквнутрисадовского контроляв муниципальном дошкольном образовательном учреждении...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Тема НОД : «Путешествие по улицам города Безпожария» (Подготовительная гр
Тема НОД : «Путешествие по улицам города Безпожария» (Подготовительная группа) Составитель: Тихонова Юлия Анатольевна 1 квалификационная категория ...
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...
Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2017-2018 учебный год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательной группы младшего дошкольного возраста «Капитошка» МДОУ «Детский сад комбинированного вида...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз
Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...