Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».
Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty2.docx | 24.49 КБ |
приложение к занятию | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе
«Путешествие в шахматное королевство».
Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающая: развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.
Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
ОО «Физическое развитие»: Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, подвижная игра).
Словарная работа:
Активизация существительных: шахматы, доска, пешка, король, ферзь, ладья, конь, слон, путешествие.
Прилагательные: шахматная.
Глаголы: разморозились, заморозила.
Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная, парная, коллективная.
Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.
Наглядный: показ слайдов, разгадывание загадок.
Практический: расстановка фигур.
Мотив детской деятельности: помощь Шахматному королевству.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: конверт с письмом, конверты с заданиями, карточки с шахматными адресами, большая шахматная доска (самодельная), 6 шахматных фигур (для размораживания).
Раздаточный: черные квадраты для игры «Собери доску», разрезные картинки с изображением фигуры «Ладья» для игры «Собери картинку», маски с черными и белыми фигурами, самодельные шахматные фигурки, для расстановки на поле.
Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, динамики, для подключения музыки к игре.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила письмо из шахматного королевства, там случилась беда, нужна помощь. Объявилась Снежная Королева и говорит, что она самая главная. Она заморозила все вокруг. Чтобы помочь разморозить шахматное королевство и его подданных, нужны смелые, умные и находчивые дети, которые согласятся попутешествовать и спасти всех. Для этого нужно выполнять задания, поставленные королевой. Если мы все выполним, королевство вновь вернется к жизни. Отправимся в шахматное королевство и поможем им?
Дети: Да!
2. Основная часть.
Педагог: Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? (ответы детей)
- В какой стране родились шахматы? (в Индии)
- Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур? (шахматными фигурами)
3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ» (смерть королю или король погиб)
4. А где же происходят шахматные сражения? (конечно, на шахматной доске).
5. Какой формы шахматная доска? (квадратная)
(Дети перед собой видят замороженную (c пустыми, белыми полями) шахматную доску.
Педагог: Ребята, смотрите, она заморозила и шахматную доску!!!! А скажите, пожалуйста, сможем ли мы играть в шахматы без доски? (Ответы детей)
Педагог: Тогда давайте разморозим шахматное королевство и поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной Королевы! (ответы детей).
Педагог: Как только выполним первое задание, доска будет разморожена.
Задание 1.
Игра «Собери доску». На столе лежит шахматная доска из пустых полей и набор черных квадратов. По команде дети кладут черные квадраты на свои места, собирают шахматную доску.
Педагог: Вот мы и разморозили нашу шахматную доску. Но ведь без шахматных фигур тоже не поиграешь в шахматы. Давайте теперь, разморозим шахматные фигуры.
Задание 2. А сделаем мы это при помощи загадок (презентация)
1.Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку-
Прекращается игра. (шахматный король)
2. Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой-… (слон)
3.Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь)
4.Восемь дружных стали в строй
Стерегут они покой. (пешки).
Педагог: Молодцы ребята, вы помогли разморозить 4 фигуры (конь, король, слон, пешка).
Педагог: Вы наверно устали от тяжелого путешествия, давайте немного отдохнем, проведем физкультминутку:
Превратимся все в пешки:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За работу вновь спешим. (садятся)
Дети садятся на свои места.
Задание 3. Мне, для выполнения этого задания понадобится 4 помощника.
Игра «Собери картинку». Картинка шахматной фигуры ладья (белая, черная) разрезаны на части, нужно их собрать.
Педагог: Что за фигурка у вас получилась? (ответ детей). Вы разморозили ладью, молодцы!
Педагог: А теперь приступим к выполнению третьего задания. Дети, нам осталось разморозить королеву (ферзя), а Снежная королева узнала, что мы помогаем шахматному королевству и может захочет помешать нам и нас заморозить, поэтому давайте энергично двигаться, согреваться, чтобы у нее ничего не получилось. Слушайте внимательно!
Задание 3. Сейчас мы с вами поиграем в шахматы. Но не в обычные шахматы. Мы с вами будем шахматными фигурками. Я раздам каждому маски с определённым цветом. Кто-то будет белой фигуркой, а кто-то чёрной. На полу разложены листочки белых и чёрных цветов – это ваши домики. Но двух домиков не хватает. Вам нужно танцевать, двигаться, передвигаться пока не остановиться музыка, после того как музыка остановилась, вам нужно быстренько занять свой домик. Белая фигурка - встаёт в белый домик, чёрная – в чёрный. Та, фигурка, которая не успеет занять своё место – выбывает из игры.
Педагог: Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Смотрите мы разморозили королеву(ферзя)!
Педагог: Но Снежная Королева хитрая, перед тем как заморозить фигуры, она стерла им память, и теперь они не помнят адреса своих домов. Чтобы совсем ее прогнать, давайте покажем королеве, как мы знаем адреса шахматного поля и расставим наших друзей, шахматные фигурки, по своим местам. Для этого выполним последнее задание, предложенное Снежной королевой.
Задание 7.
Педагог: Игра “Почта”. Снежная королева приготовила для вас конверты с адресами, но не простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква- номер вертикали адресата. Вы должны будете правильно отнести письма адресату. Превратимся в почтальонов?
Педагог: Молодцы, жители шахматного королевства благодарят вас за помощь. Сейчас вы можете спокойно помочь им вернуться к себе домой (расставляют шахматные фигуры на большое поле).
3.Рефлексия
Педагог: Ребята, вы освободили королевство и его жителей.
1.Вам понравилось путешествовать?
2.Что было самым интересным для вас?
3.Запомнили шахматные фигуры?
4.Вы хотите дальше учиться играть в шахматы?
Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Теперь вы можете каждый день тренироваться в игре в шахматы.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Королевство шахмат прогулку совершим. О жителях что помним, сегодня повторим.
Угадайте Их на поле всего два, Из-за них идет война. Одного поймать в ловушку - Прекращается игра. (Король)
Угадайте Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой -… (слон)
Угадайте Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? Это… (конь)
Угадайте Восемь дружных стали в строй Стерегут они покой. (пешки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в Математическое королевство" (познавательное развитие)
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в Математическое королевство" (познавательное развитие) поможет в занимательной игровой форме закрепить навыки счетной деятельности у детей....
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе: «Путешествие по математическому королевству Бабы Яги».
Увлекательная игра- путешествие по королевству б.Яги, закрепление математических знаний у детей....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе" Следствие по шахматным делам"
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Следствие по шахматным делам"...
Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Шахматные Кони»
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Познакомить детей с новой фигурой. Путем анализа, сравнения и обобщения подвести к пониманию хода, относительной силы...
Методическая разработка по познавательному развитию непрерывная образовательная деятельность воспитателя с дошкольниками подготовительной группы: «Путешествие в сказочное королевство».
Создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений, побуждать интерес к изучению основ финансовой грамотности...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в математическое королевство»
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в математическое королевство» Цели: · Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном поряд...
Конспект по математике в подготовительной группе "Путешествие в математическое королевство"
Это занятие – исследование, подгрупповое (с участием 8-10 чел.) построено с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного обучения и активных методов обучения. Будет интересно для воспитат...