Условия развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Судакова Екатерина Сергеевна

   Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-то запомнить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия развития произвольной памяти

  Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-то запомнить. Действия, связанные с сознательным намерением запоминать или припоминать, впервые отчетливо появляются у детей примерно около пяти-шести лет. Внешне они выражаются, например, в преднамеренном повторении ребенком того, что он хотел бы запомнить. Стимулирование повторения играет в развитии памяти важную роль, и повторениям всячески нужно способствовать. Повторения обеспечивают перевод информации из кратковременной в долговременную память.

   При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению обычно интеллектуализирует запоминание и делает его более продуктивным. Начиная с четырехлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например — предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребенку предлагает взрослый. Когда дети научатся запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком задачи самостоятельного выбора средств для запоминания.

   Ход развития и совершенствования мнемических cредств можно представить себе следующим образом:

   1. Переход от конкретных мнемотехнических средств (запоминания одних   предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).

   2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и   воспроизведения материала.

   3.  Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

   4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

   Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребенка опосредствованного и произвольного запоминания, одновременно развивая мнемотехнические cpeдства. То, что развитие памяти у дошкольников по всем этим направлениям вполне возможно, показывают опыты, проведенные З.М.Истоминой. Она установила, что шести - семилетние дети даже в обычных условиях без использования специального мнемотехнического обучения могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при воспроизведении по памяти ребенок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Рассмотрим в этой связи один показательный опыт.

   Детям разного возраста предлагается одинаковый материал с просьбой запомнить его двумя разными способами: непосредственно или с помощью специальных вспомогательных мнемотехнических средств. Анализ приемов, которыми в этом случае пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе, чем те, кто запоминает непосредственно. Для опосредствованного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определенным образом его структурировать, т.е. не только память, но и развитое мышление.

   Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребенок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный познавательный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Ее развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредствованной будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник, например, осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит, в частности, тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

   Важнейшим моментом перехода ребенка от непроизвольного к произвольному запоминанию является выделение и принятие им мнемической цели, т.е. формирование внутренней установки на запоминание материала. Но это выступает только в качестве первого шага на пути развития произвольной памяти. Далее должны быть отработаны сознательные приемы и средства запоминания, простейшим из которых является повторение материала. Необходимо также позаботиться о том, чтобы ребенок научился использовать определенные стимулы - средства для припоминания.

   Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности и в прямой зависимости от нее.

   Если приступить к обучению ребенка пользованию мнемическими приемами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнет складываться у детей не к пяти - шести годам, а раньше. Установлено, что при пpавильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора - два года раньше обычного. Однако для того чтобы это произошло, необходимо выполнить ряд условий. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определенных существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач.

   В свою очередь, формирование умения классифицировать материал также должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. Показано, что в результате овладения приемами группировки и классификации как познавательными действиями можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети уже вполне осознанно, с успехом принимают подобного рода приемы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти  у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител...

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с помощью графических диктантов

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать...

Статья "Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы"

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем разви...

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста

Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольным , ее предметом является то , что очень взволнавало , захватило привлекло ребенка : прочитана сказка ,пересмотрен мультфильм , нова...

Исследование психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Проблема развития произвольной памяти является особенно актуальной для детей с общим недоразвитием речи. Существует масса методов и методик по развитию данного процесса у детей с возрастной нормой. Не...