Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста
статья на тему
Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольным , ее предметом является то , что очень взволнавало , захватило привлекло ребенка : прочитана сказка ,пересмотрен мультфильм , новая игрушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_v_razvitii_proizvolnogo_voobrazheniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность в развитии произвольного воображения у детей дошкольного возраста
Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольной, ее предметом является то, что очень взволновало, захватило, привлекло ребенка: прочитана сказка, пересмотрен мультфильм, новая игрушка.
Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще неустойчивы, направление ее работы быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений.
С каждым годом воображение детей становится устойчивым.
По мнению Д.Б.Эльконина, школьники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету.[22, с.124]
С развитием непроизвольного воображения возникает произвольное воображение, обусловленное участием школьника в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения со взрослыми и ровесниками.[22, с.126]
Произвольное воображение - целенаправленное, осознанное воспроизведение и преобразование полученных ранее впечатлений.[22, с.131]
Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Позже она проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования. Целеустремленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов с каждым годом повышаются, что проявляется в большей длительности игры на одну тему, устойчивости роли и, детальном ее планировании. [22, с.138]
Со способностью планировать связано умение создавать целостные произведения. Младшие школьники способны фантазировать произвольно, до начала деятельности планируют процесс выполнения замысла, предварительно выбирают и готовят необходимые предметы. [22, с.138]
Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Со временем младшие школьники самостоятельно представляют план своих действий. Прежде всего, это происходит в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т.е. с использованием реальных объектов и ситуаций на основе согласованности действий участников.[22, с.142]
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, обязательно подразумевает опору на реальные предметы и внешние действия.
Итак, можно предположить, что формирующим воздействием на развитие воображения у младших школьников является создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Всё это возможно лишь на уровне эмоционально-личного общения, например: - обманные движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изображающие движения; - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков. - создание образов путем иллюстраций слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка, или плана в его импульсивные действия. По мнению Д.Б.Эльконина, стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм. В литературе отмечен обобщенный и схематический характер условного действия. Зарождаясь в совместных действиях ребенка со взрослым, условное действие становится первоначальной формой представлений, опорой понимания рассказа и навсегда остается средством создания мнимой ситуации в игре, драматизациях, мысленном эксперименте. Выразительные возможности условного действия оказываются недостаточными, когда требуется создать детализированный образ со специфическими особенностями. Более совершенным средством оказывается слово. Оно позволяет выразить и действие, и отличительные черты, и характер персонажа. Слово придает динамичность образам, возможность изменять соответственно условиям, играть ими, наделять нереальными свойствами, комбинировать и обобщать до уровня идеалов, представлять личностное взаимодействие с образами и в то же время учитывать логику воображаемых событий. [9, с.221]
Большая роль в формировании воображения у младших школьников отводится игре. Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной деятельностью, спортом, искусством и т.д. [9, с. 225]
По мнению Е.В. Зворыгиной, игра – это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Играть можно во всё. Следует понимать, что единственное отличие игры от реальной деятельности – это её непродуктивность. Игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.[11, с.115]
Таким образом, игра - это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Именно игра максимально подходит для развития произвольного воображения у детей младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...
Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...
Методическая разработка по теме: «Использование игр малой и средней активности с элементами загадок для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в различных формах организованной двигательной деятельности»
Подвижные игры для развития творческого воображения...
Методические рекомендации к практической деятельности по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста
Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образ...
Как развивается произвольное воображения у детей дошкольного возраста.
Произвольное воображение это способность представлятьть отсутствующий или реально не существующий обьект , удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им , по заданию учителя , родителя ,...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...