Статья "Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы"
статья (старшая группа) по теме
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает, тем больше возможностей открывается для развития произвольной памяти.
Малые формы художественной литературы - это небольшие по объему изображенные явления жизни, могут быть с парадоксальным сюжетом, с наличием или отсутствием описательности и композиционной строгостью, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное, могут быть дидактического характера, как например, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим аллегорический смысл.
Произведения малых форм художественной литературы используются для активации процессов произвольной памяти, в них учитываются такие средства: музыкальность, красочность образов, этическое содержание, что соответствует природе ребенка, его интересам, особенностям развития.
К старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения художественной литературы, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи, что позволяет максимально эффективно реализовать систему работы по использованию малых форм художественной литературы для развития произвольной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kalinichenko_o.v.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Калиниченко Ольга Викторовна
МБДОУ «Детский сад №43», город Усолье-Сибирское
Воспитатель
Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы
Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
«Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти. Развитие памяти детей дошкольного возраста может осуществляться с помощью различных средств - это и игровые задания, и трудовые поручения, и творческая деятельность, и непосредственно образовательная деятельность. Мы рассмотрим эффективность развития памяти при помощи художественных средств.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает, тем больше возможностей открывается для развития произвольной памяти.
Малые формы художественной литературы - это небольшие по объему изображенные явления жизни, могут быть с парадоксальным сюжетом, с наличием или отсутствием описательности и композиционной строгостью, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное, могут быть дидактического характера, как например, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим аллегорический смысл.
Произведения малых форм художественной литературы используются для активации процессов произвольной памяти, в них учитываются такие средства: музыкальность, красочность образов, этическое содержание, что соответствует природе ребенка, его интересам, особенностям развития. Однако, в настоящее время проблема развития произвольной памяти средствами малых форм художественной литературы является недостаточно изученной. Кроме того, позиции исследователей расходятся по поводу того, когда начинать развивать у детей полноценное восприятие художественного произведения, овладение которым предполагает качественное развитие произвольной памяти. Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Можно с уверенностью сказать, что память - это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. В дошкольном возрасте в связи с ростом познавательной активности, а так же в связи с требованиями, предъявляемыми социумом, процессы памяти существенно изменяются. В ходе своего развития память детей тесно связана с характером их деятельности и общения, как в практической, игровой деятельности, так и на занятиях в детском саду, построенных с использованием малых форм художественной литературы. Использование малых форм художественной литературы идет в нескольких направлениях: совершенствуется их практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления и развития процессов произвольной памяти, что тесно связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. К старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения художественной литературы, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи, что позволяет максимально эффективно реализовать систему работы по использованию малых форм художественной литературы для развития произвольной памяти.
Список литературы:
- Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология - Москва: Издательский центр: «Просвещение», 1999.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для вузов по спец. "Психология"– Москва, 2000.
- Мухина, В.С. Детская психология - Москва: Владос, 1997.
- Немов, Р.С. Общие основы психологии - Москва: Издательский центр: «Просвещение»,1994.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология – Москва: Издательский центр: «Академия», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Народный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год
Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...
План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г
План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....