Проект "Зимующие птицы"
проект (средняя группа)
Проект «Зимующие птицы»
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: краткосрочный : январь
Участники: дети, воспитатели, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 534.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: http://iskorkads.caduk.ru E – mail: dsiskorka2@yandex.ru
ПРОЕКТ
“Зимующие птицы”
(Средняя группа)
Воспитатели:
Игошина Елена Геннадьевна.
г. Протвино, 2022 г.
Проект «Зимующие птицы»
Птицам холодно зимой, птицам голодно зимой.
Кто, скажите, им поможет? Может мы или прохожий?
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: краткосрочный : январь
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность.
При проведении наблюдения на прогулке за зимующими птицами на кормушке дети задали вопрос "А зачем мы их кормим?"
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц -7): 8 детей назвали правильно почти всех птиц, 5 детей – 4 птиц, а 4 детей только 2 птицы. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться, о птицах зимой. В холодное время года зимующим птицам очень тяжело найти себе корм. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Из-за нехватки корма в зимний период голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают и погибают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание оказать им помощь.
Цель:
Формировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму.
Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с зимующими птицами, с их жизнью зимой.
2.Учить узнавать пернатых по внешнему виду.
3.Обогащать словарный запас детей.
4.Активизировать познавательную деятельность.
5.Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
6. Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие.
1. Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки.
Воспитательные.
1. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Проект разработан в соответствии с учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.
Форма реализации:
- дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
- организованная образовательная деятельность;
- беседы, рассказы;
- рассматривание иллюстраций, картин;
- работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
В процессе бесед, рассматривания иллюстраций, чтения стихов и просмотра презентаций расширить знания и представления детей о зимующих птицах.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Проведение выставки детского творчества.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи.
Реализация проекта осуществлялась через образовательные области:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
Первый этап - подготовительный:
- постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями;
- создание развивающей среды;
- подбор методической литературы;
Второй этап – основной:
- поиск ответов на поставленные вопросы;
Третий этап – заключительный:
- обобщение результатов работы.
Подготовительный этап.
Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (плакаты, фотографии, иллюстрации о зимующих птицах).
Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
Основной этап.
Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах:
НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.
Совместное творчество детей и родителей.
Заключительный этап.
1. Выставка детских работ: «Птицы вокруг нас».
2. Презентация.
3. Фотоотчет.
4. Изготовление угощения для птиц.
Содержание работы в процессе реализации проекта с детьми
Чтение художественной литературы | М. Горький «Воробьишко», А. Барто «Воробей», «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» , «скороговорок, считалок.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин. |
ООД, беседы | «Зимующие птицы», «Кто заботится о птицах», «Кормушка для птиц», рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимующих птиц. |
Наблюдения |
|
Лепка | «Зернышки для птичек» |
Рисование,аппликация | «Воробьи на кормушке»,«Веточки рябины для птиц», раскрашивание силуэтов птиц, «Зернышки для птиц» |
Музыкальная деятельность | «Голоса птиц», «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. |
Пальчиковые игры |
|
Дидактические игры |
|
Подвижные игры | «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Воробышки и автомобиль», утренняя зарядка: комплекс «Воробышки». |
Трудовая деятельность |
|
В ходе проекта,у детей возникли вопросы:
Почему ласточки не прилетают на кормушки?
Для кого мы принесли этот корм? (сало, пшено, хлеб, сухая рябина, семечки)
Почему нельзя кормить птиц черным хлебом, жареными семечками?
Почему необходимы кормушки разного размера?
Также с детьми проводились ситуативные беседы:
где уточнялось,какими знаниями они овладели:
каких зимующих птиц они узнают?
Зачем их кормят?
Кто их подкармливает?
Почему они сами себе не могут добыть пищу?
Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.
-оформление наглядной информации по теме проекта
- оформление уголка книги (подбор книг о птицах,
- заучивание стихотворений Н. Рубцов
«Воробей», «Синица», «Ворона»
Взаимодействие с родителями
Родителям сообщается тема проекта и даются рекомендации:
- на совместные прогулки;
-пополнение птичьей столовой;
- подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;
- заучивать стихотворения о зимующих птицах;
- отгадывать загадки про зимующих птиц;
- рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах;
- консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Покормите птиц зимой».
Вывод:
- Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
- У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
• В ходе проекта у детей расширились знания о зимующих птицах, о роли человека в их жизни. Повысилась любознательность, наблюдательность, желание помогать птицам в трудное для них время. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.
Трансляция проекта:
После завершения проекта выступление…. ; пополнение методического кабинета материалами проекта
- на кустовом методическом объединении.
Перспективы проекта:
В дальнейшем разработать весенний проект «Перелётные птицы».
«Как помочь птицам пережить зиму».
В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками.
Найдется ли хоть один человек, который за всю свою жизнь не сделал ни одной кормушки для птиц? Это может быть только ребенок. Быстро исправим положение!
Сначала в доступной форме расскажите малышу о том, что действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных...
Забота о пернатых принесет малышу радость, а еще он поймет, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом, и в итоге – научится милосердию.
Кроме бесценных морально-этических и экологических уроков, вы дадите ребенку и некоторые естественно-научные знания, ведь малыш сразу же спросит вас: «А каких птичек мы будем кормить?»
Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно.
Можно, конечно, купить готовую кормушку, но гораздо правильнее, с точки зрения воспитания подрастающего поколения, – сделать ее самим. Классическая кормушка похожа на открытую беседку: у нее есть «пол» и есть крыша. На «пол» вы будете класть корм, а для того, чтобы он не рассыпался и его не сдувал ветер, «пол» со всех сторон нужно оградить невысокими бортиками. Крыша защитит корм от дождя и снега. А еще в «полу» нужно просверлить дренажные дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Конечно, у любой конструкции кормушки стенки и края не должны быть острыми. Можно воспользоваться подручными средствами – пакетами из-под молока, сока, возьмите пятилитровую пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку, чтобы подвесить кормушку.
Ребёнок должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Оказывается, корм может и навредить.
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зоб птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить?
Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, а также просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Пальчиковые игры.
Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Совушка-сова
Ах, ты Совушка-сова,
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Ты большая голова!
(покачать запястьями рук)
Ты на дереве сидела,
(запястья соединены, пальцы растопырены — «дерево»)
Головою всё вертела.
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Во траву валилась,
(покачать запястьями рук)
В яму покатилась!
(опустить руки вниз и покрутить кистями рук)
Дятел
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.
Сел на ветку снегирек
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками»
Птичка
Птичка-птичка - Водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - Барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - Стучим пальчиками по ладошке.
А. Барто «Птичка»
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай!
Улетела птичка «Ай»!
«Снегири»
Снегири рябину ели,
Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья!
Трудно птицам зимовать.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Загадки про зимующих птиц:
Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей, кто это? (Воробей)
Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под
корой, все ровно он будет мой. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым
снегом на рябине он появится опять. (Снегирь).
Подвижные игры
«Вороны».
Цель: развивать слуховое восприятие, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука «р», учить говорить громко и тихо.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны
Кар – кар –кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
Кар – кар – кар! (громко)
(дети бегают, размахивают руками, как крыльями).
Только к вечеру устали
И все вместе засыпали.
Кар – кар – кар (тихо)
(садятся на корточки, руки под щечку).
Воробышки и автомобиль
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности.
Атрибут: руль.
Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит воспитатель, и дети прыгают со скамейки (20см, бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
«Птички летают».
Задачи: учить имитировать движения птиц, действовать по сигналу.
Описание игры: дети – «птички» садятся на стульчики. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всему залу. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели!» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо.
Какой птицы не стало?
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность.
Материал: карточки с изображением птиц.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям посмотреть и назвать всех птиц, затем закрыть глаза. Воспитатель прячет одну птичку, а дети должны угадать, кого не стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....