Развитие эстетического отношения к природе.
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность цикла занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей эстетического отношения к природе.
Предмет исследования: цикл занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза: развитие эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если:
а) в опоре на художественные образы создать развивающую среду в ДОО, способствующую накоплению у детей эстетических представлений и впечатлений о мире природы;
б) развивать в детях эмоциональное сочувствие, эмпатию по отношению к природе, опираясь на художественные образы, в которых природные явления очеловечены и одухотворены;
в) в процессе изобразительной деятельности формировать у детей нравственно-эстетическую позицию по отношению к природе, заключающуюся в бережном отношении к ней и сохранении её красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_esteticheskogo_otnosheniya_k_prirode.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эстетического отношения к природе.
Цель: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность цикла занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей эстетического отношения к природе.
Предмет исследования: цикл занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза: развитие эстетического отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста будет успешным, если:
а) в опоре на художественные образы создать развивающую среду в ДОО, способствующую накоплению у детей эстетических представлений и впечатлений о мире природы;
б) развивать в детях эмоциональное сочувствие, эмпатию по отношению к природе, опираясь на художественные образы, в которых природные явления очеловечены и одухотворены;
в) в процессе изобразительной деятельности формировать у детей нравственно-эстетическую позицию по отношению к природе, заключающуюся в бережном отношении к ней и сохранении её красоты.
“Ручеек”.
I. Подготовительный этап: приходит Фея Природы и приглашает детей в сказочный лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Фея (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?” Примерные ответы детей: льется вода, поют птицы, квакают лягушки, стрекочет кузнечик, брызги… “Мы оказались у лесного ручейка (включается опять музыка). Какой ручеек: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?”
III. Игра – превращение. Движение под музыку «змейкой», в разных направлениях, имитируя течение ручейка. «Я превращаю вас…в текущую воду ручейка; в камушки на дне ручейка; в травинки и цветы, плывущие по воде; в рыбок, плещущихся в воде (во время превращения разложить рыбок между детьми на полу); в то, что увидел ручеек, протекая по лесной полянке (растения, животные, насекомые – по желанию детей)».
V. Рисование (под музыку). Фея: Представьте, кого или что увидел ваш ручеек, какой он? Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили”.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
Какое настроение ручейка изобразила Ариша и Тимофей?
Кого встретил ручеек у Максима и Руслана?
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “Каким вы услышали лесной ручеек? – дети: спокойным, добрым, веселым
“Дождь”.
I. Подготовительный этап: приходит Фея Природы и приглашает всех детей в сказочный лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка, вокруг ковра стоят стулья.
II. Слушание музыки: Фея (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?” Примерные ответы детей: льется вода, шумит ветер, гром, брызги, идет дождь…“Мы оказались в лесу во время дождя (включается опять музыка). Скорее бежим, спрячемся от дождя. Куда вы спрятались?” Примерные ответы детей: в дупло, под деревом, под кустом, в норе у лисы, зайца и Т.Д.… “Какой дождь: слабый или сильный, добрый или сердитый, веселый или грустный, шумный или тихий?”
III. Игра – превращение (под музыку). Игра «Песенка дождя».Я превращаю вас в дождинки, падающие с неба; в текущую воду дождя; в смелый сильный гром; в мокрые травинки и цветы, плачущие от дождя; в животных, насекомых, прячущихся от дождя, замерзших, испугавшихся грома–по желанию детей); в веселых смелых детей, шлепающих под дождем; прибежали домой, высушились (садятся за столы).
V. Рисование (под музыку). Фея: “Представьте теплый летний день, светит солнышко, идет дождь. Какое настроение у такого дождика? Каким бывает осенний дождь? (Холодный, срывающий листья с деревьев.) Каким бывает весенний дождь? (Спокойный, веселый, цветочный.) Дети начинают рисовать.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
Какое настроение дождика изобразила Вика и Соня?
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “У людей как и у дождика, может быть разно настроение. И если у мамы или папы, или у друга плохое настроение, что нужно сделать или сказать? – дети отвечают. Я предлагаю поделиться друг с другом доброй улыбкой” - Передаем друг другу из рук в руки воображаемую улыбку.
“Ветер”.
I. Подготовительный этап: приходит Фея Природы и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер и закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Фея (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?” Примерные ответы детей: шум то тише, то громче, дождь, скрип… “Мы оказались на лесной полянке (включается опять музыка), мы видим, что деревья качаются, цветы и трава наклонились к земле. Что происходит? – Ветер! (музыка стихает) Какой ветер: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?”
III. Игра – превращение Игра «Ветерок». Я превращаю вас…в слабый веселый летний ветерок, который улыбается цветам и травам, щекочет ребятам носики; в сильный северный холодный ветер; в детей, которые замерзли на ветру; в тоненькие деревца, качающиеся на ветру; (музыка затихает); в могучие дубы, которые не может склонить ветер (педагог проходит к каждому ребенку и пытается сдвинуть его с места, дети стоят не шевелясь, очень уверенно); - молодцы, не смог вас победить ветер
V. Рисование (под музыку). Фея: “Каким может быть ветер? – побуждать детей самих рассказывать и обосновывать свои ответы, используя слова, выражающие настроение, описание. Дети начинают рисовать.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
Какое настроение ветра изобразила Эвелина и Алина?
Кого встретил ветерок у Настя и Максима?
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “Каким вы услышали ветер? – дети: сильный, сердитый, холодный…(берутся за руки) -Но мы смогли устоять? – Да! Значит мы сильные? – Да! – Смелые? – Да! – Добрые? – Да! (дети отвечают хором)”.
“Лес”.
Примечание: в данном занятие можно использовать ароматические масла!
I. Подготовительный этап: приходит Фея Природы и приглашает детей в сказочный лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Фея (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?” Примерные ответы детей: жужжит пчела, поют птицы, стрекочет кузнечик… “Хорошо сидеть на траве, вдыхать запах лесных цветов (включается опять музыка). Какой день: пасмурный или солнечный, ветреный или безветренный, веселый или грустный?” - Дети отвечают.
III. Игра – превращение (под музыку). Игра «Бабочки и жуки». Фея Природы“Я превращаю вас… в насекомых, кружащих над цветами, сели на цветок и едят сладкий нектар; в птиц, перелетающих с дерева на дерево, греющихся в теплых лучах солнышка;
V. Рисование (под музыку). Фея: Мы оказались на лесной полянке, теперь закроем глаза (включается музыка) Представьте, кого или что вы увидели? Давайте нарисуем с вами красивых бабочек, жучков, которые живут в травке.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
Какое настроение изобразила Карина и Арсений?
Кого встретил в лесу Женя и Сава ?
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “Каким вы услышали лес? – дети: спокойным, добрым, веселым… - Как мы должны вести себя в лесу? … - Беречь лес! Фея Природы очень рада, что вы любите его и будете помогать ей охранять лес. А сейчас она говорит вам до свидания!”
“Облака”.
I. Подготовительный этап: приходит Фея Природы и приглашает детей в путешествие. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка (вовремя слушания педагог раскладывает между детьми облака разной формы).
II. Слушание музыки: Фея (после слушания): “Мы оказались в небе. Выберите себе облако, на котором вы полетите. На что оно похоже? – Дети по очереди говорят, на что похожи их облака. Что бы взлететь, надо повернуться вокруг себя и подпрыгнуть! (включается музыка, дети произвольно двигаются в такт музыке) Мы летим над своим домом, над лугом, лесом, полем, над рекой.…Опускаемся на землю (музыка выключается),
III. Игра – превращение. Игра «Ветерок и облако»
Представьте, что у вас в руках легкое пушистое облако, маленькое или большое (имитация движений игры с мячом). А теперь тяжелое облако, сердитое дождевое, но вот пошел дождик, и облако становится легким и улетает в небо. Сядем ровно, закроем глаза и почувствуем, как на нас опускается теплое светлое пушистое облако.
V. Рисование (под музыку) – Часть детей рисует «небо», а другая - рвет из бумаги «облака».
Дети выполняют свою работу, а педагог подходит к каждому ребенку
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение.
Дети становятся или садятся в круг, закроем глаза и почувствуем, как на нас опускается теплое светлое пушистое облако. Мы вдыхаем его теплоту и становимся здоровее и добрее.
Обобщающее занятие.
I. Подготовительный этап: приходит Фея и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: После слушания каждого отрывка Фея Красоты спрашивает: “Где мы оказались?” - дети отгадывают по отрывкам, раннее услышанным.
III. Игра – превращение (под музыку). “Я превращаю вас Вику, Максима, Саву - в могучие деревья, Настю, Соню - в цветы, остальных - в спокойный ручеёк, текущий между деревьями и цветами; Тимофея, Арсения и Карину в высокие скалы на берегу, а остальных – в волны, бегущие к берегу и разбивающиеся о скалы; в могучие дубы (одну половину) и сильный ветер (другую половину), который хочет сломать дубы (дети бегают между дубами, задевая их ветки-руки) – этюд повторяется со сменой ролей; в пушистые легкие облака, разлетающиеся по своим домикам (дети садятся на стулья за столы, расставленные по кругу вокруг стола педагога).
V. Рисование (под спокойную музыку). Фея: “Мы много путешествовали, а теперь закройте глаза и вспомните, что вам больше всего понравилось. Открываем глаза, набираем краску и изобразите то, что вы сейчас представили”.
Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку по очереди и ребенок очень тихо рассказывает педагогу, что он представил и что хочет изобразить.
VI. Обсуждение. После рисования дети рассказывают Фее, что им понравилось больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста
В методической разработке предложены рекомендации для воспитателей старших групп, методы и формы работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, связанной с природой и воспита...
Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")
Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...
Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.
Материал представлен в форме консультации для воспитателей детского сада....
Семинар «Формирование эстетического отношения к природе»
Содержит практический материал для проведения семинара...
Презентация "Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки"
Презентация...
Рабочая программа по теме: «Формирование эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Здесь представлена авторская рабочая программа по изобразительной деятельности с учетом регионального компонента....