Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.
статья по окружающему миру на тему
Материал представлен в форме консультации для воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_o_prekrasnom_v_zhizni_i_iskusstve_formiruetsya_.docx | 28.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.
Консультация для воспитателей.
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
Одной из важных задач нравственно-эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству. Музыкальное искусство, как любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.
Музыкальный руководитель помогает ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигать его красоту через гармонию музыкальных звуков. Наблюдения показывают, что дошкольники способны воспринимать, чувствовать красивое в окружающем. Это проявляется в особом интересе к явлениям природы, животным, в способности устанавливать связи между восприятием природных явлений и их отображением в искусстве. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.).
Развитие у детей способности определять характер музыки, её выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке.
Установить такую взаимосвязь помогает музыкальный репертуар, содержащийся в «Программе воспитания и обучения в детском саду». В него входят произведения разных жанров (музыка для слушания, пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах), разные по тематике, произведения классические и современные, народная музыка, в которых содержатся яркие, запоминающиеся музыкальные образы, доступные детям и вызывающие у них различные эмоциональные переживания.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы. Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в песне «Пришла весна» (муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца.
Дети способны под музыку, с помощью выразительных движений, передать образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др.
Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношение автора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности, характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается и свое отношение к этим образам. Планируя занятия по музыкальному воспитанию, необходимо использовать в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Любая работа даёт положительный результат в том случае, если она проводится во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя. Педагог развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Взрослый влияет на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми.
Одной из них является организация наблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений — научить детей всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания и представления детей о различных природных явлениях. Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке), дети с помощью воспитателя стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной они наблюдают пробуждение природы от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текут сосульки, звенит весенняя капель. Позднее — как начинают набухать почки на ветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это, они как бы слушают «музыку» весны. Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветные листья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукам осенней природы — шуму ветра, шелесту листьев.
Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях). В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.
Исполнив песню «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко), дети старших групп могут попытаться с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием этой песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитируют шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображают шум ветра. Дети могут изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок.
Кроме непосредственного наблюдения за природой, педагог может организовать и просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Просмотр этих материалов может сопровождаться музыкой, которая усиливает переживания ребенка, его впечатления от увиденного, помогает связать зрительные образы с образами музыкальными.
Очень внимательно нужно подойти и к отбору муз. произведений. По своему содержанию они должны соответствовать той зрительной информации, которую получает ребенок. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов нравственного отношения ко всему, что их окружает. Этот специально подобранный педагогом материал учит детей видеть красоту и своеобразие природных явлений — сочную зелень лесов, красивый изгиб веток деревьев, красногрудых снегирей, живописного зайчишку, которому холодно в лесу зимой, и рисуют избушку, в которой он может спрятаться и согреться. Свое отношение к изображаемым персонажам дети передают не только в рисунках. В играх, плясках, хороводах они изображают характерные движения птиц, зверей, подбирая выразительные движения, согласующиеся с музыкой. Педагог может предложить детям неожиданную, поисковую ситуацию, когда необходимо самим подобрать выразительные движения, характерные для того или иного персонажа, инсценировать содержание знакомой песни и т. д.
Использование репродукций с картин художников, стихов, фрагментов из художественной литературы во время восприятия музыки на музыкальных занятиях усиливает художественные впечатления детей, вызывая разнообразные ассоциации. Например, во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») детям предлагается одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отмечают вначале тревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становится грозным, словно огромные волны накатываются на берег, а затем снова отступают.
Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка» можно прочитать строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этом случае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботное пение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. Они рисуют море, маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей. В рисунках детей, в их высказываниях чувствуется, что они неравнодушны к тому, что изображают. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, поделках, ощущают себя творцами красоты.
Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе могут сыграть комплексные занятия, которые дают представление о том, как один и тот же образ может быть выражен средствами разных видов искусства. На таких занятиях дети проявляют свое отношение к различным явлениям природы (исполняя песни, стихи, драматизируя сюжеты песен, сказок, передавая образы природы, животных в рисунках, лепке и т. д. Так дети получают разнообразные впечатления о природе, учатся видеть ее красоту, сопоставляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку. В результате высказывания детей становятся более интересными, в них выражается определенное отношение ребенка к тому, что он воспринимает. Образы природы помогают детям глубже понимать музыкальные произведения, а приобретенный опыт музыкального восприятия способствует более внимательному и заинтересованному отношению к окружающему.
Досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности дошкольного учреждения. В нашем детском саду проводятся такие праздники, как «Праздник Осени», «Новый год», «Праздник мам, такие развлечения, как «Зимние колядки»», «Масленичные гуляния», « Весна-красна», « Домовенок Кузя выбирает семью», «Чудесное превращение Федоры»
Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Детский праздник – одна из эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский в частности принято определять как явление эстетико–социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современностью, присущее праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия и формированию эстетических чувств. Музыка непосредственно воздействует на чувства детей, побуждает их к сопереживанию. Песня и танец - это средство общения и единения всех собравшихся. Слово – как средство информации несет на празднике дополнительную информацию.
Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах. Игра – выступает с одной стороны как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества.
Таким образом, планируя работу по музыкальному и эстетическому воспитанию, педагог использует такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Педагог стремится к положительной динамике в художественно-эстетическом развитии детей, которое реализуется в процессе музыкального образования, к развитию у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитию эстетических чувств и формированию творческой личности ребенка.