Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Устинова Ольга Владиславовна

    Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступительной статьи с теоретическим пояснением, перспективного плана, включающего в себя цикл непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с осенней рябиной и примерных конспектов НОД. Целью разработки является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к рябине, как природному обекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cintez_iskusstv.doc39 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Синтез искусств

     Природа сама по себе является носителем эстетического. С самых древних времён она является вдохновителем художников, поэтов, музыкантов на создание великолепных образов, запечатлённых в произведениях искусства.

     Ф.М.Достоевский писал: «искусство, есть такая же потребность, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком».

   Искусство – это сложная система, включающая в себя многие виды: литературу, живопись, театр, музыку и т. д., которые существуют самостоятельно по отношению друг к другу, автономно. Но параллельно  этому существует такая тенденция как синтез искусств.

   В новом энциклопедическом словаре мы находим определение понятия «синтез искусств» - это сочетание различных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств объединяется единством идейно-художественного замысла.

    (т. е. искусства взаимодополняют друг друга, они родственны между собой . Не всегда то, что подвластно музыке, может выразить скульптура, а то, что отображает литература, может выразить живопись). 

    Существуют такие виды искусства, которые сами по себе являются синтетическими (театр, балет, песня).

    Взаимодействие искусств (их синтез) обогащает наше представление об окружающей действительности, благодаря чему мы ощущаем полноту жизни и в красках, и в звуках, и в мелодиях.

    Например, представление ребёнка о лесе, безусловно, будет более полным и образным, если, на ряду, с познавательной информацией оно будет расширяться средствами искусства. Это и стихи, и сказки, и лесные пейзажи художников, и музыкальные пьесы, и живые звуки природы. Такой комплекс образов леса позволяет формировать совершенно другое, эмоционально окрашенное отношение к нему. Лес уже представляется ребёнку как «Мир леса».

Отношение к природе

     Экологическое воспитание дошкольников преследует цель: на основе экологических знаний формировать у детей доброжелательное отношение к природе, желание и стремление заботиться о ней, беречь и помогать.

     Экологическая психопедагогика выделяет несколько типов отношений личности к природе:

  1. Когнитивное отношение (познавательное) – личность воспринимает природу как объект познания.
  2. Этическое отношение – личность воспринимает природу как объект охраны.
  3. Прагматическое отношение – личность воспринимает природу как объект пользы.
  4. Эстетическое отношение – личность воспринимает природу как объект красоты, любования.

    Для детей дошкольного возраста свойственен  познавательно-прагматический тип отношения к природе (интересно узнать, как всё устроено внутри: отрывает крылышки у бабочки). Следовательно, мы должны стремиться формировать у них этическое и эстетическое отношение к природе.

   В формировании эстетического отношения к природе большое значение имеет искусство и его синтез (т. е. показать детям, как природа отражена в искусстве: в живописи – это пейзажи, в поэзии – стихи о природе, музыкальные пьесы – в музыке).

Технология использования синтеза искусств в

экологическом воспитании дошкольников

   Это сложная интегрированная педагогическая система, которая включает в себя разные виды детской деятельности:

  1. Общение с природой.
  2. Игры-идентификации.
  3. Речевая деятельность (участие в беседах, заучивание и рассказывание стихов о природе).
  4. Художественное восприятие произведений искусства, изображающих объекты и явления природы (рассматривание пейзажей, прослушивание музыкальных произведений и произведений литературного искусства).
  5. Изобразительная деятельность.

Эти виды    детской деятельности могут быть реализованы в следующих формах: 

  1. Целевые прогулки
  2. Любование (эстетическое наблюдение)
  3. Экскурсии по экологической тропе
  4. Проблемные экологические беседы
  5. Комплексные и интегрированные занятия
  6. Экологические праздники и развлечения

      Художественное восприятие произведений искусства – это специфический и сложный вид деятельности, требующий большой подготовительной работы, направленной на развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка, а также на обогащение личного жизненного опыта. В связи с этим, целесообразно начинать работу с организации общения детей с природой, с наблюдений за природными объектами на прогулках, экскурсиях, с любования за осенним убранством деревьев. На этом этапе целесообразно включать игры-идентификации, позволяющие детям соотносить себя с образом тонкой берёзки или могучего дуба. Также можно расширять знания детей с помощью чтения художественной и природоведческой литературы, организации проблемных экологических бесед.

   Только после того, как дети будут иметь достаточный багаж знаний и представлений о природных объектах можно приступать к организации восприятия произведений искусства, изображающих эти объекты. Обогащение и углубление полученных эмоциональных переживаний осуществляется посредством синтеза разных видов искусств на комплексных тематических занятиях. Закрепляются знания детей на занятиях изобразительной деятельностью, на которых дети могут выразить своё отношение к природному объекту.

Рассмотрим на примере формирования представлений об осенней рябине:

  1. Целевая прогулка «Путешествие в гости к осени»
  2. Любование «Кружевная рябинка»
  3. Аппликация «Рябиновая веточка»
  4. Рассматривание репродукции картины И.Грабаря «Рябинка»
  5. Коллективное рисование «Уральская рябинушка»
  6. Проблемная беседа «О сломанной рябинке» (организуется после прочтения        экологической сказки Т.А.Шорыгиной «Рябина»)
  7. Рисование на тему - по замыслу «В лесу горит пожар рябины красной»

Методические приёмы, помогающие раскрыть суть художественного произведения и авторский замысел

   

     Приём поиска «загадки» в картине (по М.В.Грибановой). Например, в картине Васнецова «Богатыри» использован композиционный приём, подчёркивающий мощь русских богатырей. Создаётся такое впечатление, что им тесно в картине, они еле умещаются в ней.

    Приём «Вхождение в картину» (по Р.М.Чумичёвой) тесно связан с игрой, творческой фантазией и позволяет детям как бы «перенестись в картину», воссоздать предшествующие и последующие содержанию картины события. Используемая при этом музыка, выразительное чтение оживляет, усиливает все детали содержания, обостряет эстетические чувства детей.

    Прекрасно дополняют рассматривание картины игры-идентификации. С помощью этих игр происходит внутренняя и внешняя имитация состояний человека, явления, предмета на основе одушевления, очеловечивания даже не живых объектов. Дети с удовольствием перевоплащаются в образ тонкой берёзки или могучего дуба, передавая пластикой тела их уже очеловеченный образ. Использование музыки помогает уловить и передать характер изображаемого дерева, тем самым, проникаясь к нему, как к себе подобному существу, идентифицируя себя с ним.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Художественно-экологический блок

 «Уральская рябинушка»

 (по формированию у детей старшего дошкольного возраста  

представлений об осенней рябине)

Форма организации

Программное содержание

Методические рекомендации

Целевая прогулка «Путешествие в чудесный осенний лес».

  Во время наблюдения листопада задействовать сенсорные способности детей: вдыхание «ароматов осени», слушание шума ветра, шелеста опавшей листвы, любование красивыми осенними листьями, тактильный контакт с деревьями (потрогать, погладить кору, понюхать).

   Использовать стихи Н. Рубцова, А. Шлыгина, А. Майкова, И. Бунина.

  Дидактическая игра «От какого дерева листок»

Любование «Кружевная рябинка»

 Совершенствовать умение выделять характерные особенности дерева, подбирать образные сравнения, поэтические эпитеты, выделять признаки внешней красивости (тонкий ствол, багряные листья,  алые грозди ягод); вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней рябины

   Для создания поэтического образа рябины использовать стихи О. Высотской. «Улетели птицы разные…», А. Толстого «Осень».

   Игра – имитация «Если бы я был рябинкой».

Рассматривание репродукции картины И. Грабаря «Рябинка»

 - Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. Грабаря.

 - Продолжать учить всматриваться в произведение искусства, выделять средства выразительности: цвет, композиция; искать «загадку».

 - Учить выражать свои чувства и мысли по поводу изображения, понимать замысел автора.

 - Вызвать эстетические переживания, используя средства изобразительного, поэтического и музыкального искусства, желание отобразить полученные впечатления в изобразительной деятельности.

  Использовать при рассматривании музыку Э. Грига «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», М Чюрлёниса «В лесу», П. Чайковского. «Времена года».

   Стихи О. Высотской «Улетели птицы разные», А. Толстого «Осень», С. Есенина «Отговорила роща золотая».

  Использовать приём поиска «загадки»

  Игра – имитация «Если б я был рябинкой».

Коллективное рисование «Уральская рябинушка».

Тип: на тему.

Вид: предметное.

- Изобразительные задачи: учить создавать образ осенней рябины, передавая цветовую палитру её листьев и ягод.

- Технические задачи: закреплять навыки рисования концом кисти, примакивания, набирая две краски на кисть; закреплять общие правила работы с акварелью.

- Воспитательные задачи: формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника в отдельности; воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.

- Творческие задачи: предложить самостоятельно украсить ветку листьями и гроздями ягод.

 - Каждый ребёнок выполняет свой фрагмент дерева (общее панно разделено на сегменты, которые потом собираются в общую картину).

 - Предложить ещё раз рассмотреть картину И. Грабаря «Рябинка». Какие оттенки цвета использовал художник?

 - Дидактическая игра «Назови оттенки рябинки».

 - Использовать для самостоятельной деятельности детей спокойную фоновую музыку.

 - При анализе коллективной работы можно использовать стихотворение В.Рождественского «Рябина»



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста  представлений об осенней рябине

  1. Любование «Кружевная рябинка»

Цель: Совершенствовать умение выделять характерные особенности дерева, подбирать образные сравнения, поэтические эпитеты, выделять признаки внешней красивости (тонкий ствол, багряные листья,  алые грозди ягод); вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней рябины.

Беседа с детьми:

  1. Ребята, старичок-Лесовичок снова приглашает нас в гости в своё лесное царство-государство. Сегодня он хочет нам показать своё самое любимое дерево, но сначала просит отгадать загадку про него:

                                                            Весной зеленела,

                                                            Летом загорала,

                                                            Осенью надела

                                                            Красные кораллы.

                                                                                      (рябина)

               -       А что за красные кораллы надела рябина?

  1. Коралл – это такой поделочный камень красного цвета, из которого делают различные женские украшения: бусы, серьги, браслеты. Значит, получается, что рябина нарядилась в красные украшения.
  2. Да вот она, полюбуйтесь. Нарядная? Красивая? А почему она красивая? (тёмно-красные листья и алые грозди ягод) Вам нравится рябинка?
  3. Рябина – очень красивое дерево, особенно осенью. Летом она скромна и неприметна. А вот осенью она как будто к празднику наряжается. Послушайте, как об этом рассказывает в своём стихотворении детская поэтесса О.Высотская:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

  1. С кем сравнивает поэтесса рябину? (с девушкой, которая нарядилась к празднику в красные бусы)
  2. И в самом деле, посмотрите, ствол у рябины тонкий и гибкий, как девичий стан, листья оранжевые, красные, тёмно-бордовые – такой цвет называют багряным. Алые ягоды собраны в крупные грозди. Эта красавица даже издалека привлекает к себе внимание.
  3. А давайте рассмотрим, какие у рябины листья. Они красивые? Почему красивые? (необычные, состоят из множества узких, вытянутых листочков)
  4. Да, листочек у рябины необычный, сложный, к черенку длинные, узкие листочки крепятся попарно. Такие листья делают рябину ещё наряднее. Она как будто вся укуталась в багряное ажурное кружево и увесилась алыми крупными серьгами.
  5. Давайте скажем рябинке комплименты, расскажем ей, какая она нарядная, красивая, стройная (дети подбирают эпитеты, образные сравнения, говорят ласковые слова)
  6. А как же надо относиться к рябине, чтобы она всегда оставалась такой нарядной и радовала нас своей красотой? (беречь, заботиться, любить, не ломать веток)
  7. А вы хотите  превратиться в таких нарядных рябинок? Давайте представим, что мы – красивые осенние рябинки.

(Дети изображают рябинку, каждый свою. Варианты игры: выглянуло солнышко, рябина потянула к нему свои веточки; подул ветерок -  и ветки склонились, затрепетали листочки, закачались тяжёлые гроздья; прилетела стайка птичек полакомиться вкусными ягодами, рябина гостеприимно всех угощает, развесив крупные гроздья)

Завершение беседы:

  1. Чем осенняя рябина отличается от других деревьев?
  2. Почему про рябину говорят, что она нарядилась в красные бусы?
  3. Нравится вам рябина? Почему нравится?

2. Рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка»

Программное содержание:

  1.  Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. Грабаря.

  2. Продолжать учить всматриваться в произведение искусства, выделять средства выразительности: цвет, композиция; искать «загадку».
  3. Учить выражать свои чувства и мысли по поводу изображения, понимать замысел автора.
  4. Вызвать эстетические переживания, используя средства изобразительного, поэтического и музыкального искусства, желание отобразить полученные впечатления в изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

  1. Любование осенней рябинкой в парке; выделение её характерных отличительных особенностей.
  2. Рассматривание рябиновых листьев.

        Оборудование: репродукция картины И.Грабаря «Рябинка»; фонограмма музыкального произведения Э.Грига «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».

Ход занятия

(Дети садятся в полукруг)

  1. Мы с вами недавно ходили в парк. что вам там понравилось, запомнилось? Каким деревом мы любовались? (рябиной)
  2. А какая была рябина? (красивая, нарядная ,в красных «бусах»)
  3. А сегодня я хочу вам показать, как о рябине рассказал художник.

(Воспитатель открывает репродукцию, даёт детям возможность полюбоваться ею)

  1. Эту картину написал русский художник Игорь Грабарь. Он очень любил  природу и посвятил ей много своих картин.
  2. Что вы видите на этой картине? (деревья, река, деревня на противоположном берегу реки)
  3. А какое время года изобразил художник? (осень) Как вы догадались?
  4. Что художник изобразил в центре картины, на переднем плане? (молодую рябинку) почему он решил изобразить её в центре?
  5. Что художник изобразил по сторонам от рябинки? (две высокие старые берёзы с длинными, спускающимися вниз ветвями)
  6. А что он изобразил на дальнем плане, вдалеке от нас? (сине-зелёная речная гладь и маленькие деревенские домики на том берегу реки)
  7. Какое настроение вызывает у вас эта картина?  (весёлое, радостное, солнечное)
  8. А какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
  9. Да, художник испытывал чувство восторга и радости, увидев такой пейзаж: яркий, солнечный день, золотые «косы» берёз, нарядная огненная рябинка и сине-зелёная река. Этот пейзаж настолько впечатлил художника, что он решил непременно нарисовать его, чтобы и мы с вами могли насладиться красотой осенней природы.
  10. А что помогло художнику передать своё восхищение и восторг? (яркие краски)
  11. А какие краски использовал художник? Назовите их.
  12. Каких цветов использовал художник больше, тёплых или холодных?
  13. Художник одновременно использовал и тёплые цвета осенней листвы, и холодные  цвета  воды и   осеннего неба, которые занимают весь задний план картины. Этим он хотел показать нам, что, хотя и светит солнце, и играет в золотой листве, но оно уже не так согревает, чувствуется осенний холодок и небо уже не такое синее как летом, оно с белёсыми отсветами.
  14. С помощью чего художник привлёк внимание к рябине? С помощью чего он передал её красоту, хрупкость, грациозность? В чём заключается «загадка» этой картины?
  15. Я вам помогу её отгадать. Посмотрите, рябинка стоит такая хрупкая и маленькая среди высоких старых берёз, она как огонёк светится на фоне синей речной глади. И, хотя она невелика, но сразу притягивает к себе внимание. Она как будто вся звенит, как натянутая струнка. Вот как художник красиво рассказал нам о рябине, и картину свою он так и назвал «Рябинка». А теперь послушайте, как об этом удивительно красивом дереве рассказал поэт:

        Как хорош и красив у рябины наряд!

        Бусы, серьги её, как рубины горят,

        И дрожат на ветру листья, как кружева,

        Тихо шепчет о чём-то резная листва.

        Как хорош и красив у рябины наряд,

        Жаль, его унесёт золотой листопад.

        Но пока не пришли эти поздние дни,

        Красотою своей нас, рябина, плени.

  1. Передаёт ли это стихотворение образ рябинки изображённой на картине? С помощью каких слов?
  2. Почему поэт сравнивает листья рябины с кружевами? О каких бусах и серьгах идёт речь?
  3. А теперь представьте, что вы попали в это чудесное место, изображённое художником.

(Звучит музыка Э.Грига. Дети слушают её и рассматривают картину)

               -  Что вы представили, услышали, почувствовали, слушая эту музыку?

  1.  Соответствует ли эта музыка содержанию картины? Какое настроение у этой музыки?
  2. А теперь представьте, что вы превратились в осенних рябинок. Как бы рябинки станцевали на лесной лужайке?

(Дети имитируют образ рябинки под музыку Э.Грига. Воспитатель всем даёт разную оценку, хвалит детей)

              - С какой картиной художника И.Грабаря мы с вами познакомились?

              - О чём нам рассказал художник в своей картине?

              - Какой он изобразил рябинку?

              - Согласны ли вы с художником, что рябина – это красивое, нарядное  дерево?

              - Как бы вы назвали эту картину?

              - Как бы вы изобразили рябинку?

              - А как бы вы назвали свою картину?

              - На следующем занятии мы тоже будем рисовать рябину, как художники.

3. Занятие по изобразительной деятельности «Уральская рябинушка»

(коллективное рисование)

Тип: на тему

Вид: предметное

Программное содержание:

1. Изобразительные задачи: учить создавать образ осенней рябины, передавая цветовую      

    палитру её листьев и ягод.

2. Технические задачи: закреплять навыки рисования концом кисти, примакивания, набирая  

     две краски  

    на кисть; закреплять навыки работы с акварелью.

3. Воспитательные задачи: формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника в отдельности; воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.

 4. Творческие задачи: предложить самостоятельно украсить ветку листьями и гроздями ягод.

Оборудование: общее панно с изображением дерева без листьев, разрезанное на сегменты  по количеству детей; репродукция картины И.Э.Грабаря «Рябинка»; фонограмма спокойной мелодичной музыки.

Материалы для детей: акварельные краски, кисти, палитры.

Подготовительная работа: 

  1. любование рябиной на прогулке; выделение её характерных особенностей;
  2. рассматривание рябиновых листьев; дидактическая игра «С какого дерева листок»;
  3. рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка».

Ход занятия

I часть:

(Дети садятся в полукруг)

  1. Ребята, у нас сегодня гости. Это Хрюша и Степашка. Они рассказали мне, что готовят передачу про разные деревья. Всю страну объехали, каких только деревьев не видели, а вот рябинки такой, как у нас нигде не нашли. Вот и решили они за помощью к нам обратиться. А что, ребята, давайте поможем Хрюше со Степашкой. Нарисуем для них рябину, настоящую, уральскую?
  2. Посмотрите, у меня даже дерево уже нарисовано, только чего-то не хватает. Чего же? (листьев, ягод)
  3. Давайте вспомним, какая она, осенняя рябинка. Помните, какой её изобразил художник И.Грабарь?

(Воспитатель открывает репродукцию картины И.Грабаря «Рябинка»)

  1. Какие цвета использовал художник при изображении рябины? Кто больше заметит различных оттенков цвета? (дети называют оттенки рябины)
  2. А какие листья у рябины? Давайте ещё раз рассмотрим рябиновый листок. (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по листочку)
  3. У рябины необычные листья, сложные. К черенку узкие листочки крепятся попарно. Каким приёмом можно изобразить такие листочки? (примакиванием)
  4. Для того, чтобы листочки выглядели как настоящие, можно на кисть взять сразу две краски: с одной стороны красную, а с другой – жёлтую. Вот так. (показ). А потом примакнуть кисть к бумаге. Видите, как краски красиво смешиваются.
  5. А какие у рябины ягоды? На что они похожи? (на горсть красных бусинок) рисовать их нужно концом кисти и располагать группами в форме овальных гроздьев. (показ)
  6. А сейчас каждый из вас выполнит часть общей работы, украсит свою веточку листьями и гроздьями ягод.

II часть:

(Воспитатель вынимает из наборного полотна нарезанные заранее листы бумаги с изображением веток рябины и раздаёт их детям; напоминает, что листья располагаются по обеим сторонам веточки, ягоды рисуются концом кисти и компонуются в грозди.)

III часть:

(Воспитатель вставляет работы в соответствующие места общей картины. Дети вместе с Хрюшей и Степашкой рассматривают работу. Воспитатель просит рассказать детей о работах своих товарищей.)

  1. Посмотрите, наша рябина собрала все тёплые тона горячего лета: ягодки налились ярко-красным цветом, листья стали ярко-жёлтыми, оранжевыми, бордовыми. Как огонёк, как костёр горит наша рябина и согревает нас своим теплом, теплом уходящего лета. И это благодаря вам, ребята. Каждый вложил частичку своего труда, и поэтому наша рябинка получилась такой нарядной и красивой. Мне даже захотелось прочитать стихотворение о ней:

                                          Живу в краю рябиновом

                                          По имени Оса.

                                          Рябинами украшены

                                          Дворы, дома, леса.

                                          И золотою осенью

                                          В погожие деньки

                                          Рябины этой ягоды

                                          Горят как огоньки.

-  Хрюша и Степашка благодарят вас, ребята. Они хотят показать нашу рябинку ребятам тех мест, где она не растёт. Они посмотрят и скажут: «Что за природа на Урале! Что за рябинка! Не дерево, а сказка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

Игровая деятельность как средство формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игр...

«Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере растительного мира)».

   Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и че...

Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основ...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...