«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал
., Своевременное сенсорное образование в период дошкольного детства - основное условие познавательного становления подрастающего жителя нашей планеты, верной и быстрой ориентировки в нескончаемо меняющемся окружении, формирования чувственной сочувственности, возможности принимать красоту и гармонию мира вокруг нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_i_razvitie_detey.docx | 313.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила воспитатель
МДОУ «Детский сад с.Узморье»
Федорова Л.В.
2021г.
В дошкольной педагогике, на всех этапах ее становления, сенсорное воспитание занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с разнообразием форм, красок, величин и прочих параметров объектов, а именно игрушек и вещей хозяйственного быта. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными симптомами - многоцветием, ароматами, звуками. И, естественно, любой ребёнок, всё данное принимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир на уровне анализа, сравнений, умозаключений, маленькие дети – на уровне эмоций. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Одним из таких средств обучения в настоящее время являются конструкторы фирмы LEGO, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. Обозначим, какие психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO:
- развитие психических процессов: память, внимание, воображение, мышление.
- развитие сенсорных эталонов: форма, цвет, величина.
- развитие речи.
- знакомство с окружающим миром.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и
формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.
Чем богаче чувства и восприятия, тем обширнее и многограннее станут приобретенные ребёнком сведения о внешнем мире. Удачливость интеллектуального, физического, эстетического, экологического воспитания находится в зависимости от значения сенсорного становления малышей, другими словами от того, как малыш слышит, лицезреет, осязает находящееся вокруг. Эмоциональное знание окружающего мира - важное звено в системе познавательной работы ребёнка, нужный посыл умственного становления.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
-формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
-формировать у детей знание систем сенсорных эталонов -
обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
-побуждать детей точно обозначать словом обследовательские
действия, свойства предметов и материалов;
-развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.
В нашем детском саду воспитатели помогают детям развивать сенсорное восприятие через разные формы и методы работы. Педагоги организуют и направляют сенсорную активность ребёнка.
Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов являются такие материалы как песок и вода. Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр и занятий. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Педагоги обращают внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Очень любят детки игры «Тонет - не тонет» и «Разноцветная вода».
Игры с песком очень актуальны в настоящее время в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Для правильного формирования у детей представлений о цвете специалисты начинают работу с двух контрастных цветов, подбирая к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам», «Найди пару».
Для формирования представлений о форме предметов мы с детьми накладываем фигуры, прикладываем, переворачиваем, обводим пальцами контур, ощупываем. После освоения таких практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.
В играх на определение величины используем игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление, у детей закрепляются навыки о величине предметов.
Играя на наших занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
«Шнуровка» – один из видов развивающих игр для детей от 8 месяцев. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь автор популярной развивающей методики Мария Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуется популярностью среди взрослых и детей во всем мире.
Цель игры: развитие координации движений рук, усидчивость, терпение и аккуратность. При помощи этой игры можно обучать ребенка счету, изучать с ребенком цвета, формы, развивать логику, знакомить с новым понятиями.
Тканевая игра «Крестики – нолики», «Шашки»
Необычные тканевые игры придутся по душе не только детям, но и взрослым. А дети будут настолько в восторге от этих игр, которые к тому же приятны на ощупь, что в них хочется играть снова и снова. Благодаря мельчайшим липучкам, расположенным на деталях, их можно крепить не только к панно, но даже друг к другу. А как весело трещит липучка, когда ее отрываешь!
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения; закреплять в речи названия цветов и формы. А так же развивается внимательность и воображение.
Доска бизиборд.
Оборудование: Доска с прикреплёнными к ней деталями. Цели: пополнить словарный запас новыми словами; научить соотносить объекты по величине и обозначать их отношения словами большой - маленький. Знакомить с геометрическими формами и цветом. Совершать манипуляции с задвижками и крючками. С её помощью можно развить мелкую моторику, освоить счет, научиться шнуровке, начать развивать логическое мышление, освоить простейшие бытовые навыки и многое другое. Доска бизиборд еще называется доской Монтессори. Ведь благодаря именно этому выдающемуся итальянскому педагогу на весь мир распространилось знание о том, что ребенка воспитывает среда и живой пример.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Таким образом, своевременное сенсорное образование в период дошкольного детства - основное условие познавательного становления подрастающего жителя нашей планеты, верной и быстрой ориентировки в нескончаемо меняющемся окружении, формирования чувственной сочувственности, возможности принимать красоту и гармонию мира вокруг нас.
Список используемой литературы:
1. Пилюгина Э.Г., Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвящение, 1983.- 97 с.
2. Венгер Н.Б., Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - 2008. - с.110.
3. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»
Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Сенсорное воспитание в развитии детей раннего возраста. Найди предмет такой формы.
Цель: - закрепить представление детей о круге и треугольнике.Задачи: - учить детей узнавать и называть эти геометрические фигуры...
«Дидактические игры по сенсорному воспитанию в развитии детей раннего возраста»
Сенсорное развитие – одна из значимых задач педагогического процесса ДОУ. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. В п...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...
Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возрастаСенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их...