Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное воспитание в дошкольный период — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (фонемы родного языка, высота звука), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Для обогащения ребенка впечатлениями и накопления представлений следует создать условия, чтобы ребенок мог видеть, брать, наблюдать за яркими предметами разной формы и величины. Эта главная задача в работе с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 894.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 201» комбинированного вида
Консультация для родителей
Тема: «Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возраста»
Разработала:
Михайлова Г. А.,
воспитатель
г. Барнаул, 2019
Сенсорное воспитание - фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное воспитание в дошкольный период — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (фонемы родного языка, высота звука), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Для обогащения ребенка впечатлениями и накопления представлений следует создать условия, чтобы ребенок мог видеть, брать, наблюдать за яркими предметами разной формы и величины. Эта главная задача в работе с детьми раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»
Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Конспект родительского собрания «Сенсорное воспитание – фундамент развития ребенка»
План родительского собранияСенсорное воспитание – фундамент развития ребенка1. Анкетирование – «Знаете ли вы своего ребенка»2. Консультация для родителей – «Путешествие в сенсорику»3. Решение педагоги...
Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вку...
Консультация на тему «Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста»
Консультация на тему«Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование пред...
Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста.
В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость макс...
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
., Своевременное сенсорное образование в период дошкольного детства -...