Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
статья (младшая группа) по теме

Садаева Зульфия Талиповна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

По мнению Поддъякова Н.Н., главное для развития сенсорных способностей – не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_znachenie_sensornogo_razvitiya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему

 «Значение сенсорного воспитания и развития детей

раннего возраста»

Санкт-Петербург

2017 г

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.

В центре внимания педагогов и психологов всегда была проблема сенсорного развития и освоение детьми раннего возраста сенсорных свойств предметов. И сегодня она осталась актуальна, так как развитие сенсорной культуры ребенка – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой, подразумеваются результат усвоения им общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Важно обогащать чувственный опыт ребенка, развивать восприятие свойств предметов: формы, величины, цвета.

Важность и необходимость сенсорного развития детей раннего возраста.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии ребенка, которое предусматривает формирование всесторонне развитой личности. Известно, что третье тысячелетие ознаменовано «информационной революцией». В современном обществе интеллектуально развитые люди считаются национальным достоянием, поэтому на первый план выдвигается задача - формирование способности к активной умственной деятельности. В умственном воспитании дошкольников наиболее важным является сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, затем в школе. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия - сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие.

Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста высоко оценивали такие представители дошкольной педагогики, как М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева. Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста направлено на то, чтобы дети могли точно, полно воспринимать предметы окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения между ними (форму, цвет, величину).

Данные психолого-педагогических исследований авторов (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова, и др.) свидетельствуют о том, что сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является важным звеном в системе коррекционно-воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений.

Научно обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего возраста во все виды детской деятельности (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Л.И. Плаксина, и др.). Сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у детей.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.

На сенсорном воспитании сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные, так как оно имеет огромное значение для ребёнка на определённом этапе его развития.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Ранний возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша[4].

Результаты исследований Эльконина Д.Б., Запорожца А.В. показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста. По мнению Пилюгиной Э.Г., развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия.

По мнению Э.Г. Пилюгиной, чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира[5].

Из исследований профессора Щелованова Н.М. видно, что ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%-40%. Поэтому, проблема взрослых заключается в том, чтобы выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.

В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

По мнению Ф.Фребеля ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущение дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

М.Монтессори указывает на то, что ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств[7].

Как отметила М.Монтессори, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности[1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

По мнению Поддъякова Н.Н., главное для развития сенсорных способностей – не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства.

Литература

1. Афанасьев, Т. Монтессори-метод в современном опыте/ Т. Афанасьев.- М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 2000.-85с.

2. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей/ Л.А. Венгер; под ред. Л.А. Венгера.- М.: Изд-во Педагогика, 1976.-14с.

3. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста: основные показатели/ Е.Б. Волосова.-М.: Изд-во Линка-Пресс, 1999.- 150с.

4. Иванов, В.Н. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета: модель воспитания детей раннего возраста/ В.Н. Иванов.-М.: ВЛАДОС, 2006.-310С.

5. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г. Пилюгина. - М.: Изд-во Просвещение, 2, АО Учебная литература, 1996.- 150с.

6. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Н.Н. Поддьяков.-М.: Изд-во Просвещение, 1981.-260с.

7. Плеханов, А.Н. Педагогическая теория и практика М. Монтессори/ А.И. Плеханов// Дошкольное воспитание: журнал.- 2006.- №10.-с.18-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

30.01.2018 год. Сообщение для педагогов МДОУ «Сказка» на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников».

/к педсовету на тему «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»/ В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, ф...

Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников".

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"....

Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"

Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность...

Сообщение на тему: "Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Влияние на личность ребенка театральных игр.Развитие эмоционалной сферы ребенка.Формирование социальных навыков поведения, положительных черт характера....