ИКТ-компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений.
статья
Базовая компьютерная грамотность помогает в решении многих повседневных задач и необходима педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная грамотность помогает в решении многих повседневных задач и необходима людям любой профессии. В современных условиях к воспитателям детских садов предъявляются новые, повышенные требования, направленные на решение главной задачи ДОУ – всестороннее формирование детской личности. В последние годы приоритетным направлением российского образования стала реализация Стратегии развития информационного общества. Преобразования направлены на повсеместное внедрение ИТ в дошкольное воспитание, хотя еще недавно использование компьютера в ДОУ можно было назвать точечным опытом.
В связи с тем, что информационная культура неразрывно связана с общепедагогической культурой, с внедрением ИТ повышаются требования к профессиональному мастерству педагогов. Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», введенный в 2014 году, а также профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544, определили новые требования к деятельности педагогов ДОУ. Названные документы декларируют ИКТ-компетентность педагогов как характеристику его профессиональных знаний и умений. Педагоги, которые владеют информационными технологиями, чувствуют себя более комфортно в современных социально-экономических реалиях, а детские сады могут функционировать и развиваться как открытые образовательные системы.
Но ИКТ-компетентность педагогов ДОУ не ограничивается только умением работать на компьютере. Помимо этого, им необходимо уметь пользоваться мультимедиа технологиями, разрабатывать собственные образовательные ресурсы и обеспечивать их применение на практике. Однако, педагоги должны помнить, что современные технологии следует сочетать с традиционными методами воспитания ребенка и результативным взаимодействием с его родителями. Только в этом случае будет сохранен целостный и уникальный характер дошкольного воспитания.
На практике у педагогов, имеющих различный уровень ИКТ-компетентности, отсутствуют необходимые знания в области информационных технологий, поэтому у них возникают трудности в работе с компьютерным оборудованием.
В зависимости от степени понимания значения информационных технологий в процессе повышения педагогического мастерства, а также мотивации использования указанных технологий в воспитательном процессе, можно выделить следующие категории педагогов:
1 категория (нулевые навыки работы на компьютере при полном отсутствии мотивации): если педагогам, применяющим традиционные формы воспитания, удается достичь высокого качества обучения, то внедрение ИТ в их деятельность является нецелесообразным.
2 категория (компьютерная грамотность – базовая, уровень мотивации – низкий): современные технологии отличаются разнообразием и постоянно совершенствуются, поэтому на их применение тратится много времени. Педагоги, предпочитающие традиционные методы обучения, черпают необходимую информацию из библиотек, поскольку могут растеряться при поиске сведений из альтернативных источников.
3 категория (нулевые навыки работы на компьютере при высоком уровне мотивации): осваивая современные технологии, воспитатели ДОУ реализуют индивидуальные методы преподавательской деятельности и достигают значительных успехов, однако, они слабо представляют, каким образом использовать ИТ на практике.
4 категория (компьютерная грамотность – базовая, уровень мотивации – высокий): в данном случае следует развивать информационную культуру воспитателя, так как от степени ИКТ-компетентности зависит качество его работы
С учетом этого, важнейшей целью на сегодняшний день является повышение компьютерной грамотности воспитателей ДОУ, внедрение в их работу электронных баз данных, ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет. Эта цель достигается путем организации непрерывного образования педагогических работников, направленного на внедрение ИТ в воспитательно-образовательной процесс.
Применяя информационные технологии, воспитатели ДОУ экономят время при разработке вспомогательных обучающих материалов, уделяют большее время их презентабельному оформлению, тем самым повышают свой профессиональный уровень. Значительную роль в образовательном процессе играет Интернет: педагоги могут применять в своей работе браузеры, поисковые ресурсы, почтовые сервисы, участвовать в вебинарах, интернет-конкурсах, разрабатывать сайты, создавать собственные проекты и размещать их в открытом доступе, практиковать виртуальные коммуникации. В Интернете создаются сетевые педагогические сообщества, в которых можно не только искать нужные материалы, но и размещать свои разработки, общаться с другими пользователями и обмениваться с ними педагогическим опытом. Педагогам необходимо регулярно повышать свой профессиональный уровень, в том числе путем применения дистанционных технологий. В процессе поиска курсов следует остановить выбор на тех учебных заведениях, у которых есть соответствующая лицензия. Дистанционное обучение имеет множество плюсов: занимаясь через Интернет, педагоги могут самостоятельно распоряжаться временем, обращаться к большому количеству учебной литературы, общаться с другими обучающимися и преподавателями в режиме онлайн. Кроме того, дистанционное обучение предоставляет всем желающим равные возможности для получения образования.
Сегодня разработано множество цифровых учебных пособий, которые посвящены вопросам воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, при этом электронная база педагогической литературы постоянно пополняется новыми учебными материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/30/picture-331481-1577703260.jpg)
Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений
Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-78240-1454236052.jpg)
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-590122-1444762788.jpg)
ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-1059687-1537359724.jpg)
Презентация "Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"
Презентация " Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"...