Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка по теме
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppo_moy_sokrashchenn.doc | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Сказка»
муниципального образования город Приморско-Ахтарск
Тема опыта:
«Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов
дошкольного образовательного учреждения»
Автор - составитель:
Серик Ирина Валерьевна
педагог – психолог
второй категории
г. Приморско-Ахтарск 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» в педагогике ……………………………………………………...4
1.2. История изучения педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» в муниципальном образовании и образовательном учреждении ………………………………………………………...………………..6
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…….……………………………………………………………………………9
2. Психолого-педагогический портрет коллектива педагогов, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………..…….11
3.Педагогический опыт «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………........18
3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………....19
3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте…………………20
3.4.Результативность педагогического опыта ………………………….....22
3.5.Инновационность представляемого педагогического опыта…………24
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………....24
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта………………………………………………………………………………...27
4.Выводы……………………………………………………………………............29
5. Библиографический список…………………………………………...………...30
6. Приложения…………………………….……………………….….……............31
Приложение №1 - Цикл мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………….32
Приложение №2 - «Оценка уровня коммуникабельности педагога» .............33
Приложение №3 - «Оценка профессиональной направленности личности педагога» …………… ……………………………………………………………..34
Приложение №4 - «Определение стиля в общении с родителями» ………..36
Приложение №5 - «Оценка агрессивности» ………………………………...37
Приложение №6 - «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»...39
Приложение №7 - «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников» ……………………………………………………………………40
Приложение №8 - Анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями ………………………………………………………………41
Приложение №9 - «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ» ……………………………………………………………………43
Приложение №10 - «Азбука общения» ………………………………………45
Приложение № 11 - «Развитие социально-психологической продуктивности педагогов»…………………………………………………………………………..48
Приложение №12 - «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике» ………………………………………………………..55
Приложение №13 - «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя».59
Приложение №14 - Презентация «Профессиональная компетентность педагогов»…………………………………………………………………………..65
Приложение № 15 - Презентация «Конфликты в педагогической практике»……………………………………………………………………………71
Приложение №16 - «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями»………………………………………………………………………...75
Приложение № 17 - «Личностные качества педагогов»…………………… 78
Приложение №18 - «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников»…………………………………………………………………….82
Приложение №19 - «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ»………………………………………………85
Приложение №20 – Фотоматериалы………………………………………….93
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1. История темы педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» в педагогике.
«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие родители тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, как он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся партнёрами.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.
Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
Всё о чём шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Что же такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.
Личностные качества и установки (личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с
родителями.
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент).
- О семье.
- О воспитательном потенциале семьи.
- Об особенностях семейного воспитания.
- О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
- О методах изучения семьи.
- О современных формах организации общения.
- О методах активизации родителей.
Умения и навыки (деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологический барьер общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
- Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
- Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
- Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации.
- Проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
- Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие, профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным, и, главное, активно действует.
1.2. История изучения темы педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» в муниципальном образовании и образовательном учреждении
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.
Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми ФГТ предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов.
В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.
Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
В соответствии с поставленной целью детский педагог – психолог ДОУ выполняет следующие задачи:
- Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;
- Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.
- Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
- Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Городским методическим центром на протяжении многих лет ставится задача разработки методов по решению наиболее типичных проблем педагогов в сфере профессиональной компетентности. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:
- авторитаризм в общении с родителями;
- отсутствие согласованности, взаимные претензии;
- неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями.
Эти задачи решаются через психолого-педагогическое просвещение педагогов в различных консультациях, семинарах, семинарах-практикумах.
В настоящее время одна из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги–психологи муниципального образования – конфликты в педагогической практике.
Более конкретно эту проблему рассмотрели на методических объединениях в 2010 -2012 годах, на которых представлялись лучшие опыты работы в этом направлении. Был составлен методический материал для педагогов города «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ». В рекомендации вошел и мой опыт «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ», который распространяется через методические объединения для педагогов-психологов, воспитателей города.
Наше дошкольное учреждение данной проблемой начало активно заниматься с 2009 года. Велся активный поиск эффективных и современных форм работы. Для воспитателей дошкольного учреждения была подобрана диагностика и комплекс практических упражнений, сформировавшие практикумы и тренинги. Были разработаны практические рекомендации, консультации для воспитателей: «Личностные качества педагогов», «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями в ДОУ», «Способы регулирования конфликтов», «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников».
В 2010 году возникла идея внедрения в практику работы детского сада проекта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ». В течение трех лет апробировались различные формы и методы работы с воспитателями и как результат явился обобщенный опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения».
Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию.
Задачи проекта:
- выявление типологических особенностей личности педагогов;
- оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты);
- формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;
- знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности;
- формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями;
- развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;
- обучение использованию здоровьесберегающих технологий, развитие эмоциональной устойчивости воспитателя.
Участники: воспитатели, администрация, педагог-психолог.
Принципы работы по проекту:
- добровольности;
- сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;
- конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;
- доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;
- диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.
Работа по проекту рассчитана на 2 года.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
В описании педагогического опыта использованы следующие основные понятия и термины:
Профессиональная компетентность — 1. это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. 2. это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Компетенция — это совокупность конкретных профессиональных характеристик.
Помощь психологическая - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах - психологического консультирования и психотерапии.
Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.
Психотерапия (психокоррекция) - направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования пси- хики как особой формы жизнедеятельности.
Социализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Интеллектуально-педагогическая компетентность — умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность — значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, способность конструировать обратную связь.
Информационная компетенция — объем информации педагога о себе, учениках, их родителях, о коллегах;
Регулятивная компетентность — умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Компетентность – 1. личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного курса решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; 2. уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной и практической деятельности.
Компетентность общекультурная – уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Компетентность социально-психологическая – это способность индивида вступать в эффективные межличностные взаимодействия в рамках данного социума.
2. Психолого-педагогический портрет коллектива воспитателей, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
В формировании представляемого педагогического опыта принимал участие коллектив воспитателей МАДОУ №1 «Сказка» г. Приморско-Ахтарска. Коллектив составляют женщины с различным педагогическим стажем работы. Шесть педагогов – со стажем работы более 20 лет, четыре педагога – более 10 лет. Остальной педагогический состав составляют женщины не старше 35 лет.
В реализации проекта принимал участие весь коллектив (за исключением педагогов, находящихся в отпуске, на больничном) – в среднем 18 человек.
Для создания психолого-педагогического портрета коллектива целесообразно использовать данные, полученные в результате диагностического исследования профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Рассмотрим данные шести разноплановых тестовых методик.
1. Данные о затруднениях педагогов МАДОУ №1 в общении с родителями на основе самооценочной методики «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями) (приложение №6).
Цель: Самоанализ педагогом профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении актуальной для себя тематики консультативной помощи. (Воспитателям выдавался опросник, содержащий 18 суждений).
Полученные результаты:
Максимальное количество затруднений (44%) педагоги испытывают в умении использовать активные методы и формы общения с родителями. Средний показатель (34%) у группы умений учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей. Минимальное количество затруднений (28%) коммуникативного характера (гибкость стиля общения, умение сопереживать родителям).
Полученные результаты говорят о первоочередной необходимости пополнения знаний педагогов об активных методах взаимодействия с родителями воспитанников. Необходимо также дополнить знания о способах изучения семьи и развивать коммуникативные умения педагогов.
2. Данные тестового опроса воспитателей МАДОУ №1 «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников». (приложение №7)
Цель: Изучить особенности понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров. Самоанализ педагогом собственной готовности к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников.
Полученные результаты:
Высокую степень принятия диалогичности общения с родителями имеют 11% (2 человека) опрошенных воспитателей. 28% (5 человек) готовы к диалогическому общению с родителями воспитанников на среднем уровне. Подавляющее большинство (61% - 11 человек) опрошенных воспитателей имеют низкий уровень принятия взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.
Низкий уровень способности к равноправному сотрудничеству, говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства воспитателей по отношению к родителям. Учиться объединять усилия для воспитания детей, создавать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Стремиться к высокому уровню доверия и информированности.
3. «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (Е.И. Рогов) (приложение №3)
А. «ПЕДАГОГ-КОММУНИКАТОР»
Степень выраженности профессионально важного качества:
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.
Профессионально важные качества: общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность.
Педагог-коммуникатор отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с ребенком, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни.
Б. «ПЕДАГОГ - ОРГАНИЗАТОР»
Степень выраженности профессионально важного качества:
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.
Профессионально важные качества: требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.
Педагог-организатор нередко является лидером не только у детей, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных мероприятий, поэтому результат его воздействий обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины.
В. «ПЕДАГОГ - ПРЕДМЕТНИК»
Степень выраженности профессионально важного качества:
НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПРОФЕССИЮ.
Профессионально важные качества: наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству.
Педагог-предметник – рационалист, твердо уверен в необходимости учения и его значимости в жизни, более характерно воспитание детей средствами обучения.
Г. «ПЕДАГОГ - ИНТЕЛЛИГЕНТ»
Степень выраженности профессионально важного качества:
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ.
Профессионально важные качества: высокий интеллект, общая культура и высокая нравственность.
Педагог-интеллигент – отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет детям нравственность, духовность, ощущение свободы.
Д. «КОРРЕКТНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ»
Степень выраженности профессионально важного качества:
АГРЕССИВНОСТЬ.
Профессионально важные качества: корректность в отношениях с коллегами и воспитанниками.
Умеренно агрессивный педагог вполне успешно идет по жизни, поскольку в нем достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Чрезмерно миролюбивый педагог недостаточно уверен в собственных силах и возможностях, недостаточно решителен.
Излишне агрессивный педагог нередко бывает неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям, из-за этого часто испытывает неприязнь коллег и при малейшей возможности старается отомстить.
5. "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому) (приложение №2) .
6. "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №4).
На основании анализа результатов анкетирования (приложение №8) и комплексного диагностического исследования уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ были выделены следующие проблемы:
1) затруднения в использовании активных методов работы с родителями;
2) низкий уровень способности к равноправному сотрудничеству, говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства воспитателей по отношению к родителям;
3) авторитаризм в общении с родителями;
4) отсутствие согласованности, взаимные претензии;
5) неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями;
6) большинство педагогов владеют методикой анализа собственной деятельности на недостаточном уровне;
7) требует развития коммуникативная компетентность педагогов.
В соответствии с результатами последующая деятельность психологической службы ДОУ будет направлена на непрерывное повышение уровня профессионального мастерства членов педагогического коллектива.
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Для реализации цели и задач проекта использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов; системный анализ изучаемой проблемы; теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике дошкольного воспитания; эмпирические методы исследования — наблюдение (внешнее, включенное, стандартизированное), психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), анализ документов и продуктов деятельности; психодиагностические (беседа, тесты, опросники); качественный анализ результатов.
Инновационный поиск в этих условиях предполагает изменение содержания психологической работы с педагогическими кадрами и с семьей. При выборе форм и методов работы с коллективом я, прежде всего, выбирала интерактивные формы организации, которые бы предполагали развитие общения педагогов между собой, умение вести диалог, слышать и слушать собеседника, убеждать его, уважая и учитывая его мнение. Для этого подходили такие формы работы с коллективом, как дискуссии, диспуты, консультации, основанные на диагностике и двухстороннем общении педагогов и, конечно, семинары – практикумы, на которых воспитатели кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать единую позицию. Такие семинары эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и в процесс формирования практических навыков общения педагогов между собой и с родителями.
Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта:
- диагностика;
- минилекции;
- консультации;
- практические задания;
- ролевые игры;
- деловые игры;
- разбор конкретных ситуаций;
- презентации.
Ожидаемые результаты:
- понимание важности общения, высокой коммуникативности;
- выявление индивидуальных коммуникативных особенностей педагогов;
- приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации и применять приобретенные знания и навыки, преодолевать психологические барьеры во взаимодействии с другими людьми, моделировать процесс эффективного общения;
- коррекция личностных недостатков, мешающих развитию коммуникабельности и построению позитивного общения с участниками образовательного процесса;
- овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния;
- улучшение психологического климата в коллективе.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений между ДОУ и семьей. Новизна этих отношений стоит на «сотрудничестве» и «взаимодействии». Главное звено в этом взаимодействии - это личностное общение и взаимодействие в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье. Практика показывает, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи нуждается в изменении. Детскому саду и семье нужна большая открытость. Воспитатели должны признать и принять факт партнерских прав родителей на воспитание детей-дошкольников. Необходимо сделать дошкольное учреждение открытой социально-педагогической системой. И ДОУ должно стать на сегодняшний день инициатором тесных контактов с семьей и гарантировать их профессиональный уровень в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Наблюдения и мой опыт в данном направлении показали, что у педагогов слабо сформирована коммуникативная культура в общении с родителями. Педагоги мало осведомлены о современных формах взаимодействия с семьей. Актуальность моего педагогического опыта состоит в нахождении новых, эффективных путей решения обозначенных проблем. И педагогам и родителям сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности.
Как показывает опыт, именно работа с родителями связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Но бывает, что причина трудностей в общении кроется в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их признать, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Вместе с тем, как показал опрос, многие родители хотели бы общаться с педагогами «на равных», прийти к доверительному общению.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Профессиональная компетентность воспитателя предполагает наличие ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое владение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, знаниями специфики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Воспитатель должен владеть методами изучения семьи, использовать разнообразные практические способы организации общения. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства.
Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно – развивающую работу с педагогами по повышению их профессиональной компетентности. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у педагогов эмоциональное осознание своих коммуникативных недостатков; положительный настрой на общение с родителями воспитанников; повышение уверенности в себе, уменьшение тревожности, агрессивности; а также формировать навыки продуктивного общения с родителями.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте
Целевым ориентиром на современном этапе реформирования системы общего, профессионального и дошкольного образования является гуманизация педагогического процесса. Концепция дошкольного воспитания в связи с этим в качестве приоритетных задач дошкольных учреждений определяет следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности в соответствии с научными взглядами А.В. Запорожца, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина. Самоценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека учитывают в полной мере программы дошкольного образования.
Решение основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, новые цели и содержание программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипулятивный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним.
С позиции гуманной педагогики на всех этапах развития педагогической мысли основными требованиями к профессиональной компетентности педагога-воспитателя выдвигаются следующие положения: наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н. Славинецкий, Я.А. Коменский, Ф. Рабле и др.); проявление осведомленности во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другого человека (А.А. Бодалев, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Я.Л. Коломинский, Л.М. Кустов, А.Я. Найн, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, И.Г. Песталоцци, Ж..-Ж. .Руссо и др.); владение педагогическим мастерством и педагогической техникой (Ю.П. Азаров, П.П. Блонский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Г. Молчанов, Сократ, З. Элейский и др.); обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями (Б.Р. Борщанская, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Е. Дуранов, А.С. Симонович, Е.Й. Тихеева, Л.К. Шлегер и др.).
Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Несмотря на структурный характер профессиональной компетентности педагога, в процессе обучения будущие учителя, воспитатели и в настоящее время во многих учебных заведениях получают только специальные знания; умения и навыки они приобретают самостоятельно, путем проб и ошибок. Исследования последних лет показывают, что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого человека (В.И. Логинова, Г.Г. Петроченко, П.Г. Саморукова и др.).
Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются А.М. Виноградова, И.А. Карпенко, В.А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога — на личностное взаимодействие и партнерское общение с родителями ребенка в условиях сотрудничества. Анализируя основные тенденции изменения дошкольного образования, Р.Б. Стеркина — начальник Г У развития дошкольного воспитания Министерства образования РФ — отмечает, что при начавшихся изменениях в образовательных программах и создаваемой среде развития актуальными остаются вопросы взаимодействия педагогов с родителями.
Как показывают результаты констатирующего эксперимента, это обусловлено следующими явлениями: недостаточными знаниями педагогов в области возрастных особенностей человека; низким профессионализмом в проведении индивидуальной диагностики личности родителя и его эмоциональных состояний; направленностью большинства педагогов на оценочную модель взаимодействия с родителями.
Методологическую основу педагогического опыта составили гуманистические идеи о воспитании детей с раннего детства, обоснованные в трудах Е.Н. Водовозовой, А.И. Герцена, В.Ф. Одоевского, Н.И. Пирогова Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.; гуманистические философские и психолого-педагогические концепции А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я.А. Коменского. М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж..-Ж. .Руссо, Р. Штейнера и др.; научные взгляды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.А. Петровского и других исследователей о самоценности дошкольного периода развития; социально-психологические и психолого-педагогические концепции о деятельности педагога и критериях ее успешности Н.В. Кузьминой, Л.М. Кустова, А.К. Марковой, А.Я. Найна, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.; теоретические основы тренинга как средства активного обучения и социально - психологического воздействия (Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, Н.Ю. Хрящева, К. Левин, К. Роджерс, М. Форвсрг и др.); личностный, деятельностный подходы к исследованию проблемы развития профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания.
3.4. Результативность педагогического опыта
Для определения результативности педагогического опыта было проведено повторное диагностическое исследование:
1. Тестовый опрос воспитателей МАДОУ№1 «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников» (приложение №7)
Полученные результаты:
2010 г. 2013 г.
В 2013 г. высокую степень принятия диалогичности общения с родителями имеют 61% (11 человек) опрошенных воспитателей. 28% (5 человек) готовы к диалогическому общению с родителями воспитанников на среднем уровне. 61% (2 человека) опрошенных воспитателей имеют низкий уровень принятия взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.
2. "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому) (приложение №2)
Полученные результаты:
2010 г. 2013г.
3. "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №4).
Полученные результаты:
2010 г. 2013г.
- выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями
- умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями
- умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями
- выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями
3.5. Инновационность представляемого педагогического опыта
Научная новизна педагогического опыта заключается в следующем:
1. Определен и обоснован нормативно-диагностический эталон профессиональной компетентности в области общения с родителями воспитанников, который может быть использован в качестве критерия развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области общения в процессе повышения их квалификации.
2. Разработана и проверена методика реализации психолого-педагогического тренинга, обеспечивающая развитие структурных компонентов профессиональной компетентности в области общения с родителями воспитанников.
3 Выделены и охарактеризованы критерии эффективности психолого-педагогического тренинга, ориентированного на развитие профессиональной компетентности в области общения.
4. Показаны возможности более полной диагностической оценки индивидуально-личностных особенностей воспитателей ДОУ, в ходе изучения проблемы коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе проекта данные расширяют фундаментальные представления о возможностях тренинга как средства активного обучения с целью повышения квалификации педагогов ДОУ и позволяют спроектировать оперативную подготовку специалистов дошкольного образования
Практическая значимость проведенной работы заключается в разработке психолого-педагогического проекта (тематической программы и методики реализации) для педагогов ДОУ с целью развития их профессиональной компетентности в области общения с родителями. Материалы исследования легли в основу практической работы методического объединения по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ. Материалы педагогического опыта имеют методический уровень практической значимости и могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования на муниципальном уровне.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта
Технологичность представленного опыта заключается в том, что подобранный материал предлагает инновационную систему деятельности педагога-психолога, которая обновляет содержание коррекционно – развивающей работы с педагогами, и является эффективной в работе по развитию коммуникативных навыков в сфере общения с родителями.
Календарь реализации проекта | |||
Этапы | Задачи | Содержание | Предполагаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
Первая половина года | |||
Подготовка
| Анализ проблемного поля. Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей | Анкетирование педагогов «Взаимодействие педагогов и роди-телей», изучение ситуации общения в ДОУ (приложение №8) Подбор методик и приемов диагностики | Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями. |
Диагностичес-кая работа |
|
(приложение №2)
В.Г. Маралова, В.А.Ситарова) (приложение № 4)
(по А. Ассингеру) (приложение №5)
| Определение направлений работы по формированию коммуникатив-ной компетентности педагогов. |
Вторая половина первого года и второй год | |||
Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях диспутах |
|
«Азбука общения» (приложение №10)
(приложение №11)
«Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями» (приложение №16)
| Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах |
Конец второго года | |||
Подведение итогов реализации проекта | Анализ эффективности работы по проекту |
|
|
3.7. Описание основных элементов представляемого
педагогического опыта.
Цикл мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ (приложение №1).
В представленном педагогическом опыте использовались следующие диагностические методики:
1. «Оценка уровня коммуникабельности педагога» (по В.Ф. Ряховскому) (приложение №2)
2. «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (Е.И. Рогов) (приложение №3)
3. «Определение стиля в общении с родителями»
(опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №4).
4. «Оценка агрессивности» (по А. Ассингеру) (приложение №5).
5. «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» (приложение №6).
6. «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников» (приложение №7)
7. Анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями (приложение №8)
Для педагогов-психологов по проблеме повышения психолого-педагогической компетентности предлагается следующие разработки:
1. Семинары-тренинги, семинары-практикумы, деловые игры:
- «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ» (приложение №9)
- «Азбука общения» (приложение №10)
- «Развитие социально-психологической продуктивности педагогов»
(приложение №11).
- «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике» (два дня) (приложение №12).
- «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя» (приложение №13)
2. Презентации:
- «Профессиональная компетентность педагогов» (приложение №14)
- «Конфликты в педагогической практике» (приложение №15)
3. Консультации:
- «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями» (приложение №16)
- «Личностные качества педагогов» (приложение №17)
- «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников» (приложение №18)
4. Педагогический час «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ» (приложение №19)
Фотоматериалы представлены в приложении №20
4. Выводы
Анализ эффективности проведенной работы выявил существенное улучшение психологической атмосферы при взаимодействии педагогов с детьми и родителями. Приобретенный коммуникативный опыт позволяет педагогам активнее, чем раньше, вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, вести продуктивный диалог. Снизилось число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы с детьми.
Итоговая оценка состояния педагогов показывает преобладание положительного эмоционального фона, возросший уровень коммуникабельности педагогов, возросший уровень ориентированности на личностную модель взаимодействия с родителями, большую способность к безоценочному общению с родителями воспитанников.
Проведенная работа показала, что психологическая компетентность воспитателей по отношению к воспитанникам, не всегда соответствует этическому кодексу общения педагога.
Противоречие в области отношений педагога к детям чаще выражается в избирательном отношении педагога к детям. Необходимо также отметить, что нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей связаны с нарушениями педагогической рефлексии, под которой понимается способность осознавать воспитателем собственные мотивы педагогической деятельности; умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников; способность к эмпатии и децентрации; оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком.
Поэтому психологическое сопровождение педагогов в решении профессиональных и личностных проблем приобретает другой аспект. Деятельность педагога-психолога будет направлена на решение данной проблемы.
5. Библиографический список
1. Белухин Д.А. “Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций” ч.1-2, Воронеж, 1996 г.
2. Баламов М.М., Лукьянова М.И. “Формирование готовности педагога к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения”, Томск, 2001 г.
3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С.37-43.
4. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева.- Волгоград: Учитель, 2011.
5. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999
6. Лукьянова М.И. “Психолого-педагогическая компетентность педагога” (диагностика и развитие) М: ТЦ Сфера, 2004.
7. Митина Л.М. “Психология профессионального развития педагога”, М: 1998г.
8. Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.
9. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения-М.:Просвещение,2003
10. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010.
11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М. : Новая школа,1996.
12. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР - М.: Педагогика, 1983. - С.332,376.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998.
14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1990. – С. 293-294.
15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания” М: ТЦ Сфера, 2002 г.
16. Фадеева Е.И. “Лабиринты общения: учебно-методическое пособие” М: ЦГЛ, 2003г.
17. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов на Дону, изд-во РГУ, 1990. – С. 80-90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений
Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что малыш переходит из знакомой и привычной семейной среды в среду дошко...
Презентация "Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"
Презентация " Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"...