Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
материал на тему

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka.rar2.69 МБ

Предварительный просмотр:

1 сл.Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. 2 сл.Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной  и  напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. На сегодняшний день педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов. 

3 сл.С сентября 2014 года образовательное учреждение является областной пилотной площадкой по проблеме «Самообучающаяся образовательная организация как  источник повышения профессиональной компетенции педагога».

Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности, причем возрастает роль повышения профессиональной компетенции педагога, т.к. именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте. Введение в действие ФГОС ДО предполагает наличие у педагогов компетенций, необходимых для успешной разработки и последующей реализации названного документа.

На этапе введения в действие ФГОС ДО нами определены следующие задачи.

4 сл.Задачи:

  1. Наметить пути обновления образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования;
  2. Расширить представления о существующих формах организации образовательной деятельности;
  3. Изучить аспекты образовательной среды, акцентировать внимание педагогов на психолого-педагогических требованиях к развивающей предметно-пространственной среде в  соответствии с ФГОС ДО;
  4. Расширить представления педагогов ДОУ о формах социального партнерства ДОУ с родителями;
  5. Познакомить с содержанием коррекционной работы и/или инклюзивного образования в рамках образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

5 сл.Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении явились:

  1. Методические мероприятия, направленные на практическое освоение ФГОС ДО (семинары-практикумы, обучающий семинар, деловая игра, круглый стол, мастер-класс, проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми).
  2. Мониторинг уровня профессиональной компетентности потребителей по данной теме.
  3. Организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение).
  4. Организация деятельности «творческой группы» по введению ФГОС ДО.
  5. Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам перехода с ФГТ на ФГОС (обучающие семинары являются, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки). 

6 сл.В ходе данной инновационной деятельности предполагается активное взаимодействие участников посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми;

-у педагогов ДОУ расширятся представления о существующих формах организации образовательной деятельности;

-педагоги будут обеспечены информационно-методическим инструментарием по внедрению ФГОС ДО;

-воспитатели будут подготовлены к объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОУ требованиям Стандарта;

-педагоги ДОУ будут знать нормативную базу введения ФГОС ДО в образовательную практику, инновационные формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО;

-педагоги ДОУ будут уметь работать с нормативно-правовыми документами;

-педагоги ДОУ будут владеть методами проектирования и моделирования образовательного процесса в ДОУ;

         -педагоги ДОУ будут обладать профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОУ.

         7 сл.На базе МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5» было проведено исследование с целью  изучения влияния методической работы на повышение профессиональной компетентности воспитателей  в условиях учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях на диагностической основе;

выявления трудностей воспитателей (в теоретической подготовке и практической деятельности) и рациональной координации их работы;

введения разнообразных форм и активных методов обучения воспитателей.

Начата опытно-экспериментальная работа которая будет проведена  в три взаимосвязанных этапа:

 первый – констатирующий этап эксперимента, позволил выявить уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях;

второй – формирующий этап эксперимента, был направлен на реализацию поставленной цели и задач исследования;

третий – контрольный этап эксперимента, позволит проследить динамику повышения профессиональной компетентности воспитателей, ее влияние на качество педагогического процесса в ДОУ, а также убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.

8 сл.На основе анализа состояния практики был разработан и апробирован семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». (Единая методическая тема МКДОУ на 2015 – 2016 учебный год-«Реализация принципа преемственности ФГОС ДО через использование основных педагогических технологий: проектные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, критического мышления»).

Семинар-практикум был построен на методике интерактивного обучения, рассчитан на учебный год (5 занятий) и имел следующие цели:

1. повысить профессиональную компетентность воспитателей; обучить воспитателей проектной деятельности;

2.  внедрить в педагогический процесс технологию проекта;

3. стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.

  Тематика занятий раскрывала в логической последовательности содержание обучения воспитателей. Участники семинара знакомились с теоретическими основами проектной деятельности, определяли место метода проектов в педагогическом процессе ДОУ; изучали представленный в периодике опыт работы дошкольных учреждений по применению метода проектов в педагогическом процессе; обучались технологии проектирования на концептуальной стадии проекта и стадии конструирования. Стадия реализации проектов явилась закономерным практическим продолжением семинара, т.к. опиралась на полученные воспитателями на предыдущих занятиях знания и умения. В завершении семинара-практикума состоялась презентация авторских проектов в рамках тематического пространства «Современные развивающие образовательные технологии».

9 сл.Проект «Технология развивающих игр (палочки Кюизенера)» (автор Ганина А.Х.)

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста основам математических знаний с использованием палочек Кюизенера.

10 сл.Проект «Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей по В.В. Воскобовичу» (автор Сергеева Е.А.)

Цель: интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства В. Воскобовича.

11 сл.Проект «Использование здоровьесберегающей технологии «Степ-аэробика»» (автор Печерских З.И.)

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей путём создания условий для их гармоничного развития и для систематического проведения профилактической и оздоровительной работы.

12 сл.Проект «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста методом Монтессори» (автор Бессонова Е.Ю.)

Цель проекта: изучение окружающего мира доступным для ребёнка способом-опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики.

13 сл.Проект «Технология развивающих игр Б.П. Никитина» (автор Власова И.А.)

Цель проекта: развитие логического, аналитического мышления, способностей к решению поисковых задач, развитие памяти и внимания, повышать умственный потенциал ребенка.

14 сл. Анализ проведенный на выходе  исследования показал уровень компетентности воспитателей, позволил проследить положительную динамику результативности.

Обработка данных выявила позитивные изменения  общего уровня профессиональной компетентности воспитателей:

 высокий уровень достиг 40%

средний уровень составил 60 %  

 низкий уровень отсутствует.

Полученные результаты демонстрируют повышение уровня аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений воспитателей, который приблизился за время эксперимента к современным требованиям и критериям     дошкольного образования.

15 сл.Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам реализации данных проектов, также выявила положительную динамику:

- уровень интеллектуальных способностей у детей повысился на 34%

- уровень социальной компетентности средних и старших дошкольников повысился на 28%

-повысился уровень навыков общения воспитанников: дети научились играть, не мешая друг другу, умеют договариваться

-в процессе работы у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности в соответствии с возрастными особенностями; сформирован ряд практических жизненно-необходимых  навыков для развития  самостоятельности детей.      Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

16 сл.

В заключение можно сказать, что работа по формированию профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОУ. Кроме того, педагоги ДОУ активно участвуют в городских методических объединениях, каждый педагог может реализовать свои творческие способности в деятельности с детьми.

Таким образом, формирование профессиональных компетентностей воспитателей дошкольных учреждений – это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетентностей воспитателей, определения образовательных траекторий для воспитателей ДОУ, методического обеспечения повышения квалификации воспитателей, организации профессионального обучения и оценки эффективности использования профессиональных компетенций в деятельности воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений

Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации

В современных условиях реформирования образования радикально меня­ется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...

ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»

Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...