Методическая разработка по проведению психологических акций в ДОУ "Впусти в сердце доброту"
методическая разработка

Прохоренко Ольга Алексеевна

Аннотация

 

     Методическая разработка по проведению  психологических акций в ДОУ" Впусти в сердце доброту" предназначена педагогам-психологам, воспитателям. В методической разработке представлен план  организации и проведения психологических акций. Акции могут быть различны по времени проведения: от одного дня до двух недель, организуются в течении недели, действуя по методу погружения, ненавязчиво сопровождая детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.

Нестандартность приемов работы в период проведения акции поднимают настроение всех ее участников, мотивируют на дальнейшую работу, сплачивают коллектив, объединяют семью и ДОУ. Таким образом, учреждение охвачено одной темой, идеей и родители, дети и педагоги становятся ближе друг к другу. Формируется положительное отношение родителей к ДОУ, повышается интерес к другим мероприятиям. Благодаря организованным акциям, в ДОУ можно создать и укрепить творческий союз родителей, педагогов и детей, который строится на основе сотрудничества, доверия друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx348.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проведению психологических

акций в ДОУ

"Впусти в сердце доброту"

Автор составитель:

Прохоренко Ольга Алексеевна

Педагог-психолог

МАДОУ №26 «Дюймовочка»

г. Верхняя Салда

Аннотация

     Методическая разработка по проведению  психологических акций в ДОУ" Впусти в сердце доброту" предназначена педагогам-психологам, воспитателям. В методической разработке представлен план  организации и проведения психологических акций. Акции могут быть различны по времени проведения: от одного дня до двух недель, организуются в течении недели, действуя по методу погружения, ненавязчиво сопровождая детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.

Нестандартность приемов работы в период проведения акции поднимают настроение всех ее участников, мотивируют на дальнейшую работу, сплачивают коллектив, объединяют семью и ДОУ. Таким образом, учреждение охвачено одной темой, идеей и родители, дети и педагоги становятся ближе друг к другу. Формируется положительное отношение родителей к ДОУ, повышается интерес к другим мероприятиям. Благодаря организованным акциям, в ДОУ можно создать и укрепить творческий союз родителей, педагогов и детей, который строится на основе сотрудничества, доверия друг к другу.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть. Методическое обоснование темы………………………6

План проведения психологических акций в ДОУ………………………………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………………14

 

Введение

 

 Данная разработка актуальна, так как в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества. В последнее время в обществе отмечается спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, в частности, таких, как доброта, сострадание, сопереживание, доброжелательность.  Всё чаще можно услышать мнение о дефиците доброты. Именно сейчас встаёт вопрос о необходимости корректировки воспитания в сторону развития этих человеческих качеств. Воспитание доброты нельзя свести к каким-то отдельным педагогическим средствам. Воспитание души должно пронизывать собою весь воспитательный процесс.   

 Семья – это самое важное для человека. Семейно-нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, форм поведения. Допустимых и неприемлемых. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознание ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.

В дошкольном возрасте источником представлений о добре является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения. Подражательная способность дошкольника рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становиться ориентиром для ребенка в выборе поступка.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Новизна методической разработки заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Практическая направленность. Акции имеют следующие развивающие возможности: развитие креативности, гибкости в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, небольшие по количеству участников или длительности проведения.

Так же могут носить игровой характер иметь форму необычного опроса.

Методическое обоснование темы

Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена   опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться для эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Занимаясь, воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников были поставлены цели:

• повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;

• привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Для реализации поставленных целей определены были следующие задачи:

• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;

• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким.

 Развитие человека происходит, прежде всего, в социальном окружении. И как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность дошкольника.

Психологические акции – достаточно новая форма работы  педагога-психолога в ДОУ.

Основная цель акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, чувственных красок, культурных значений. Наглядное подтверждение афоризма "жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете".

Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, детский сад начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в нем люди — как близкие и интересные собеседники.

Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

Акция охватывает всех родителей группы детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.

При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога.

План организации и  проведения психологических акций в ДОУ

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Цель: создание положительной психологической атмосферы в детском саду. Способствовать развитию эмпатии у детей и умению выражать свои чувства, а также содействовать развитию личности дошкольников.

Задачи данной акции:

1. Создание положительного эмоционального фона

2. Развитие эмпатии, способности выражать свои чувства

3. Развитие познавательного интереса

4. Повышение сплоченности всех участников образовательного процесса

Нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами

А может не слова, дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души со временем хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Целью проведения «Акции «Взрослые и дети

1.помочь взглянуть взрослым на различные вещи с детской точки зрения.

2.воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.

3.создать положительно-эмоциональный фон, атмосферу доверия и сотрудничества;

4. повысить воспитательную компетентность родителей;

5.сформировать мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.

6.Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;

7.Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;

8.Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений

Задачи:

1.Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

2.Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.

3.Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.

4.Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

Проводится  акция во всех группах детского сада, в течение трех дней в каждой группе находится «почтовый ящик». В который родители опускают листочки в виде сердечек с ответами на следующие вопросы:

  1. Что такое любовь?
  2. Как можно показать, или выразить свою любовь (к своему ребенку)? Как вы делаете это обычно?

В это же время, детям задаются  следующие вопросы:

1.Что такое любовь?

2.Как можно показать другому человеку, что ты его любишь?

Дать определение чувству любви достаточно сложно независимо от возраста вопрошающего. И не потому, что сам термин не подлежит определению и лежит за пределами человеческого познания. Это происходит потому, что человеку свойственно усложнять простое.

Что такое любовь?

Описать невозможно

Что такое любовь?

Это просто и сложно

Что такое любовь?

Нельзя объяснить

Чтобы это понять

Нужно просто любить.

Для родителей в детском саду было проведено анкетирование на тему «Семья-источник счастья»https://forms.gle/HsupLbzN7Z2PSYFQ6.

Цель анкетирования:

-повышение роли и значимости семьи

-укрепление роли семейных ценностей в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения, способствовать сплочению отношений в семье

-сформировать понятие о ценности семьм, особенностях воспитания личностных качеств в семьях; семья –источник любви, счастья, уважения, солидарности и привязанности

 Задачи:

-укрепление статуса здоровой, счастливой и крепкой семьи,

-возрождение и развитие лучших семейных традиций.

Акция «Солнце семейных традиций»
Проводится в виде небольшой детско-родительской встречи. Привлеките к ней родителей воспитанников одной группы или групп детей одного возраста
Цели:

•сплотить семью.
• укрепить детско-родительские отношения;
• сформировать ценностное отношение к близким людям;
• получить позитивную обратную связь от родителей;
Формы и методы проведения:
• беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции»;
• представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
• оформление стенда.
Подготовительная работа: изготовьте эскиз для стенда в виде большого солнца, отдельно — «солнечные лучики» из картона
Длительность: 1 день.
Пример беседы с родителями: У каждой семьи своя «душа», в которой есть и «цветущий райский сад», и «родники живой воды», и «могучие дерева», уходящие ветвями высоко в небо, а корнями — глубоко в землю…

Добрые традиции укрепляют, «животворят» семью.
В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели — укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей: такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.

Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей — ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда — разновозрастная, еечлены — представители разных поколений. Соблюдая правила, ритуалы и традиции своей семьи, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.

У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи.

 Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.
А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку.

Посмотрите, как оно засияло.

Будет интереснее, если в составлении рассказа о семейных традициях примут участие дети.

 Данную акцию можно приурочить ко Дню семьи, любви и верности.
3.Рефлексия
«Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать, будемвсе вместе, то нас ждёт успех. В.В Путин

Заключение

   Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи  у детей совместно с родителями одно из важнейших направлений деятельности ДОУ. Чтобы оно было наиболее эффективным, необходимо использовать новые формы работы с родителями. Одной из таких форм взаимодействия с родителями становятся акции в детском саду, а именно психологические акции.

Именно комплексное взаимодействие психолога-родителей-педагогов позволит сохранять психическое здоровье ребенка и защитить от негативного воздействия социальной среды. Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности.

Литература:

1.Большаков В.Ю. «Психотренинг». СПб, Просвещение, 1994 г.-352 с.

2.Григорьева.М. Калинина Т. «Психологическая работа в ДОО»

3.Микляева Н.В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»,2015 г.- 250 с.

4.Коломийченко Л.В. «Компетентный родитель» Программа работы с родителями дошкольников, 2016 г. 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»

Фраза о том, что  таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно,  интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью ...

Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...

Методическая разработка на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Представлены материалы позволяющие изучить вопрос готвности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Методическая разработка на тему "Социальные акции - одно из напрапвлений позитивной социализации дошкольников"

Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого ...

Психологическая акция для детей "Заколдованное сердце"

Психологическая акция для детей "Заколдованное сердце"...