Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»
методическая разработка на тему
В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»
Обоснование темы
В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Переход на личностно-ориентированные модели образования повышает требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательно-воспитательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), психологическими подходами в установлении эффективной коммуникации с другими участниками образовательного процесса, проектировочными умениями и т.п. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, общему эмоциональному выгоранию педагогов. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов. Данные процессы вызывают достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, изменении личностных установок сотрудников, мешающих эффективному педагогическому процессу, тогда как уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной процесса для всех его участников во многом зависит от «психологического здоровья» педагога.
Цель – исследование уровня «психологического здоровья» педагога; создание инновационной модели психологической поддержки педагогов в форме «Психологической гостиной».
Объект исследования – педагоги ДОУ.
Предмет исследования – уровень «психологического здоровья» педагога.
Гипотеза исследования - психологическая поддержка педагогов посредством участия в работе «Психологической гостиной», позволит изменить отношение педагогов к собственному «психологическому здоровью», послужит профилактикой и коррекцией «эмоционального выгорания» сотрудников.
Задачи:
- Выявить индивидуальные и коллективные потребности педагогов в оказании психологической поддержки;
- Повысить психологическую компетентность педагогов в области «психического здоровья» человека;
- Способствовать развитию у педагогов стремления к самопознанию и саморазвитию, поиску внутренних ресурсов;
- Формировать навыки эффективного взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса;
- Создать благоприятную и безопасную среду для данной формы работы, что позволит сделать «Психологическую гостиную» востребованным в педагогической среде, эффективным профилактическим инструментом.
- Создание программы работы по сохранению и укреплению «психологического здоровья» педагогов.
Этапы работы и прогнозируемые результаты по каждому этапу
Первый этап: мотивационно-диагностический (октябрь-декабрь)
Цель: Выявление индивидуальных и коллективных потребностей педагогов в оказании психологической поддержки; формирование положительной установки на совместную с психологом деятельность.
В рамках данного этапа предполагается следующая работа:
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки реализации |
1. | Диагностический срез №1: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов. | Октябрь Ноябрь |
2. | Индивидуальные беседы с педагогами с целью формирования экспериментальной группы (на основе результатов диагностики). | Декабрь |
Прогнозируемые результаты на данном этапе: составление психологического портрета педагога, формирование экспериментальной группы.
Диагностическое исследование проводилось с помощью программно-методического комплекса Лонгитюд, включающего в себя компьютерную обработку и интерпретацию данных.
1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
3. Самооценка личностной тревожности (Спилбергер)
4. Методика измерения психического «выгорания» в профессиях системы «человек-человек».
Второй этап: организационный (январь-февраль)
Цель: подготовка программно-методического обеспечения, материальной базы.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки реализации |
1. | Разработка программно-методического обеспечения эксперимента (проекта «Психологическая гостиная», программ работы психологической гостиной, дидактических материалов к занятиям, необходимого оборудования, и т.п.). | Январь Февраль |
2. | Индивидуальные беседы с педагогами – членами экспериментальной группы, формирование группы. | Февраль |
Прогнозируемые результаты на данном этапе: определение направлений психологической поддержки педагогов, создание программы занятий.
Третий этап: практический (март – май)
Цель: практическая реализация программы психологической поддержки педагогов.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки реализации |
1. | Просветительская работа: семинары, лекционные занятия, «круглые столы», оформление наглядных материалов (буклеты, памятки) о методах сохранения психологического здоровья. | В течение учебного года |
2. | Профилактическая работа: психологические игры, тренинги коммуникативного взаимодействия, креативности, саморегуляции психоэмоциональных состояний. | В течение учебного года |
3. | Коррекционная работа: тренинги личностного роста, коррекции отношения к себе, релаксация. | В течение учебного года |
4. | Индивидуальные консультации по запросу педагогов. | В течение учебного года |
На данном этапе разработана программа занятий «Психологической гостиной»
№ | Темы занятий | Ведущий | Время проведения занятия |
1 | Серия занятий: «Познай себя!» | Емельянова Е.Л. – педагог-психолог | Март – май |
2 | Стресс-менеджмент | Емельянова Е.Л. – педагог-психолог | Сентябрь-октябрь |
3 | Арт-терапия в поддержании здоровья педагога | Емельянова Е.Л. – педагог-психолог | Ноябрь-декабрь |
4 | Основы конструктивного мышления | Емельянова Е.Л. – педагог-психолог | Январь-февраль |
5 | Техники релаксации и визуализация в поддержке здоровья педагога | Емельянова Е.Л. – педагог-психолог | Март-апрель |
6 | Итоговое занятие | Емельянова Е.Л. – педагог-психолог | Май |
Прогнозируемые результаты на данном этапе: коррекция тревожности, формирование навыков управления стрессом, развитие навыков конструктивного общения, саморегуляции психоэмоционального состояния, повышение психологической компетентности педагогов.
Четвёртый этап: диагностико-аналитический (май - июнь)
Цель: диагностика и анализ результатов работы.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки реализации |
1. | Диагностический срез №2: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов. | Май |
2. | Обработка и оформление результатов экспериментальной работы. | Май – июнь |
Прогнозируемые результаты данного этапа: составление нового психологического портрета педагога, подтверждение гипотезы исследования.
Практическая значимость работы: заключается в том, что на основе теоретических положений были разработаны практические рекомендации для педагогов по сохранению своего психологического здоровья. Освоенные педагогами в процессе работы психологические приемы и средства поддержки здоровья, могут быть использованы ими в личном опыте, в период аттестации и др. ситуациях.
Критерии успешности работы.
Критерии (качества) «психологически здорового педагога»:
- Нервно-психическая устойчивость
- Владение навыками конструктивного общения
- Владение навыками саморегуляции
- Стремление к саморазвитию
Планируемые результаты работы
- Повышение психологической компетентности педагогов
- Снятие эмоционального напряжения, личностный рост педагога
- Повышение мотивации педагога к саморазвитию
- Создание программы работы по сохранению и укреплению «психологического здоровья» педагогов
Упражнение «Жизненное пространство».
Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.
Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др. Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%. Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.
Ответьте на вопросы и запишите ответы:
- Красочная ли получилась картина?
- На что Вы в основном тратите свое время?
- Все ли Вас устраивает в этой схеме?
- Что бы Вы хотели изменить?
Теперь возьмите новый чистый лист (или переверните лист) и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу». Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «... в моей жизни этому не быть никогда». Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.
Упражнение «Прекрасный сад».
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих друг на друга цветов, растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...
Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...
Методическая разработка на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"
*Изучение теоретических основ использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками для развития творческого воображения детей средней группы и...
Психологическая акция как эффективная форма психологической поддержки педагогов в ДОУ
Проведение психологических акций позволяет за короткое время охватить большую часть педагогов, оказать им психологическую поддержку и выявить возможные трудности в личностном и профессиональном развит...
Методическая разработка консультации для воспитателей "Квест-технология и ее применение в образовательном процессе ДОУ"
Одной из ииновационных педагогических технологий, используемых педагогами дошкольных учреждений, является квест-технология.Презентация знакомит воспитателей с основными принципами организаци...
Методическая разработка: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ и ЦОР) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ.В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образ...
Методическая разработка на тему: «Педагогическая поддержка развития самостоятельности старших дошкольников посредством художественного труда»
Проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных качеств ...