Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»
методическая разработка на тему

Емельянова Елена Леонидовна

В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

                                                                                                                                         

Обоснование темы

В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Переход  на личностно-ориентированные модели образования повышает требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательно-воспитательном  процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), психологическими подходами в установлении эффективной коммуникации с другими участниками образовательного процесса, проектировочными умениями и т.п. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, общему эмоциональному выгоранию педагогов. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов. Данные процессы  вызывают достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, изменении личностных установок сотрудников, мешающих эффективному педагогическому процессу,  тогда как уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной процесса для всех его участников во многом зависит от «психологического здоровья» педагога.

Цель  – исследование уровня «психологического здоровья» педагога; создание инновационной модели психологической поддержки педагогов в форме «Психологической гостиной».

Объект исследования – педагоги  ДОУ.

Предмет исследования – уровень «психологического здоровья» педагога.

Гипотеза исследования - психологическая поддержка педагогов посредством участия в работе «Психологической гостиной», позволит  изменить отношение педагогов к собственному «психологическому здоровью», послужит профилактикой и коррекцией  «эмоционального выгорания» сотрудников.

Задачи:

- Выявить индивидуальные и коллективные потребности педагогов в оказании психологической поддержки;

- Повысить психологическую компетентность педагогов в области «психического здоровья» человека;

- Способствовать развитию у педагогов стремления к  самопознанию и саморазвитию, поиску внутренних ресурсов;

- Формировать навыки эффективного взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса;

- Создать благоприятную и безопасную среду для данной формы работы, что позволит сделать  «Психологическую гостиную» востребованным  в педагогической среде, эффективным профилактическим инструментом.

- Создание программы работы по сохранению и укреплению «психологического здоровья» педагогов.

Этапы работы и прогнозируемые результаты по каждому этапу

Первый этап: мотивационно-диагностический (октябрь-декабрь)

Цель: Выявление индивидуальных и коллективных потребностей педагогов в оказании психологической поддержки; формирование положительной установки на совместную с психологом деятельность.

В рамках данного этапа предполагается следующая работа:

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Диагностический срез №1: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов.

Октябрь Ноябрь

2.

Индивидуальные беседы с педагогами с целью формирования экспериментальной группы (на основе результатов диагностики).

Декабрь

Прогнозируемые результаты на данном этапе: составление психологического портрета педагога, формирование экспериментальной группы.

Диагностическое исследование проводилось с помощью программно-методического комплекса Лонгитюд, включающего в себя  компьютерную обработку и интерпретацию данных.

1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

3. Самооценка личностной тревожности (Спилбергер)

4. Методика измерения психического «выгорания» в профессиях системы «человек-человек».

Второй этап: организационный (январь-февраль)

Цель: подготовка  программно-методического обеспечения, материальной базы.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Разработка программно-методического обеспечения эксперимента (проекта «Психологическая гостиная», программ работы психологической гостиной, дидактических материалов к занятиям, необходимого оборудования, и т.п.).

Январь Февраль

2.

Индивидуальные беседы с педагогами – членами экспериментальной группы, формирование группы.

Февраль

Прогнозируемые результаты на данном этапе: определение направлений психологической поддержки педагогов, создание программы занятий.

Третий этап: практический (март – май)

Цель: практическая реализация программы психологической поддержки педагогов.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Просветительская работа: семинары, лекционные занятия, «круглые столы», оформление наглядных материалов (буклеты, памятки) о методах сохранения психологического здоровья.

В течение учебного года

2.

Профилактическая работа: психологические игры, тренинги коммуникативного взаимодействия, креативности, саморегуляции психоэмоциональных состояний.

В течение учебного года

3.

Коррекционная работа: тренинги личностного роста, коррекции отношения к себе, релаксация.

В течение учебного года

4.

Индивидуальные консультации по запросу педагогов.

В течение учебного года

На данном этапе разработана программа занятий «Психологической гостиной»

Темы занятий

Ведущий

Время проведения занятия

1

Серия занятий: «Познай себя!»

Емельянова Е.Л. – педагог-психолог

 Март – май

2

Стресс-менеджмент

Емельянова Е.Л. – педагог-психолог

Сентябрь-октябрь

3

Арт-терапия в поддержании здоровья педагога     

Емельянова Е.Л. – педагог-психолог

Ноябрь-декабрь

4

Основы конструктивного мышления            

Емельянова Е.Л. – педагог-психолог

Январь-февраль

5

Техники релаксации и визуализация  в поддержке здоровья педагога

Емельянова Е.Л. – педагог-психолог

Март-апрель      

6

Итоговое занятие

Емельянова Е.Л. – педагог-психолог

Май  

Прогнозируемые результаты на данном этапе: коррекция тревожности, формирование навыков управления стрессом, развитие навыков конструктивного общения, саморегуляции психоэмоционального состояния, повышение психологической компетентности педагогов.

Четвёртый этап: диагностико-аналитический (май - июнь)

Цель: диагностика и анализ результатов работы.

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1.

Диагностический срез №2: диагностика уровня «психологического здоровья» педагогов.

Май  

2.

Обработка и оформление результатов экспериментальной работы.

Май – июнь

Прогнозируемые результаты данного этапа: составление нового психологического портрета педагога, подтверждение гипотезы исследования.

Практическая значимость работы: заключается в том, что на основе теоретических положений были разработаны практические рекомендации для педагогов по сохранению своего психологического здоровья. Освоенные педагогами в процессе работы психологические приемы и средства поддержки здоровья,  могут быть использованы ими  в личном опыте, в период аттестации и др. ситуациях.

Критерии успешности работы.

Критерии (качества) «психологически здорового педагога»:

  • Нервно-психическая устойчивость
  • Владение навыками конструктивного общения
  • Владение навыками саморегуляции
  • Стремление к саморазвитию

Планируемые результаты работы

  • Повышение психологической компетентности педагогов
  • Снятие эмоционального напряжения, личностный рост педагога
  • Повышение мотивации педагога к саморазвитию
  • Создание программы работы по сохранению и укреплению «психологического здоровья» педагогов

Упражнение «Жизненное пространство».

Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др. Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%. Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

- Красочная ли получилась картина?

- На что Вы в основном тратите свое время?

- Все ли Вас устраивает в этой схеме?

- Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист (или переверните лист) и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу». Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «... в моей жизни этому не быть никогда». Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Упражнение «Прекрасный сад».

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Далее  участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение: предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих друг на друга цветов, растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Методическая разработка на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"

*Изучение теоретических  основ использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками  для развития  творческого воображения детей средней группы и...

Психологическая акция как эффективная форма психологической поддержки педагогов в ДОУ

Проведение психологических акций позволяет за короткое время охватить большую часть педагогов, оказать им психологическую поддержку и выявить возможные трудности в личностном и профессиональном развит...

Методическая разработка консультации для воспитателей "Квест-технология и ее применение в образовательном процессе ДОУ"

Одной из ииновационных педагогических технологий, используемых педагогами дошкольных учреждений, является квест-технология.Презентация знакомит воспитателей с основными принципами организаци...

Методическая разработка: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ и ЦОР) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ.В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образ...

Методическая разработка на тему: «Педагогическая поддержка развития самостоятельности старших дошкольников посредством художественного труда»

Проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных качеств ...