ПРОГРАММА курса воспитания и внеурочной деятельности для детей с ЗПР на 2019 – 2024 гг.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»_______________Л.П. Грубая. Приказ № _______________. |
Принята на заседании Согласованы:
Педагогического совета заместитель директора ВМР
Протокол № 1от 30.08.2019г. МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»
Приказ № 114 ____________/Ходор Н.Б./
ПРОГРАММА
курса воспитания и внеурочной деятельности для детей с ЗПР на 2019 – 2024 гг.
Составила:
Катугина Мария Анатольевна
воспитатель начальных классов
Троицк, 2019
Содержание
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1.1Пояснительная записка.
1.2Нормативно – правовая база.
1.3 Цели и задачи.
1.4 Принципы построения программы.
1.5Механизм реализации программы.
1.6 Ожидаемые результаты.
1.7 Психолого –педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР и с НОДА.
1.8 Образ выпускника коррекционной школы.
1.9 Основные формы работы.
1.10 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1.11 Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2.Содержательный раздел:
2.1 Регламентирование образовательного процесса.
2.2 Направления внеурочной деятельности.
2.3 Календарно-тематическое планирование на 2019-2024учебный год.
2.4 Работа с родителями.
3. Организационный раздел:
3.1 Режим дня МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№ 10».
3.2 Материально-техническое обеспечение.
3.3 Список литературы.
1.Целевой раздел:
1.1Пояснительная записка.
Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет
развитие страны, её перспективы.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
- у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- воспитанникам присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития ребенка, а также — реализации общеобразовательных задач школьного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
1.2Нормативно – правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ЗПР и реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный уровень
1.1 - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
1.2 - Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014№ИР-1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
1.3 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
1.4 - Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
1.5 - положениями раздела YIII СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Региональный уровень
2.1 - Письмо Министерства и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. №03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области»;
2.2 - Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования (письмо ГБУ ДПО ЧИППКРО от13.02.2017 г. №106 «О получении доступа к информационному ресурсу – модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования»).
2.3 - методические материалы Министерства образования и науки Челябинской области от 24.08.2016 года № 03-02/7550;
2.4 - Приказ Министерства и науки Челябинской области от 03.09.2013 г.№01/3158 «Об утверждении концепции научно – методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области на период 2013- 2015 гг.
1.3 Цели и задачи.
Цели внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей;
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
Интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Создание условий для многогранного развития и социализации каждого
учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи внеурочной деятельности:
Задачи внеурочной деятельности согласуются с задачами духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, направлены на
достижение воспитательного результата и воспитательного эффекта.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином
виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка
(последствие результата).
2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
2. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения с
педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
4. Создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей
основного образования и более успешного освоения его содержания;
1.4 Принципы организации внеурочной деятельности:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-преемственность с технологиями учебной деятельности;
-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
-опора на ценности воспитательной системы школы;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся с учётом
запросов родителей (законных представителей).
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в
школе:
-включение обучающихся в систему коллективных творческих дел, которые являются
частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
-реализация программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы;
-использование ресурсов учреждений дополнительного образования
1.5 Механизм реализации программы.
Реализация содержания воспитания в коррекционной школе происходит в процессе как освоения воспитанниками непосредственного содержания учебной программы, так и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеурочное время - в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций, занятий, реализацией различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы. Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе осуществляется по трем направлениям:
- отбор содержания материала для каждого урока, воспитательного занятия, внеклассного мероприятия с целью усиления его воспитывающего значения в соответствии со сформулированными в программе воспитания ценностными ориентациями педагогической деятельности;
- организация процесса обучения и воспитания на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетание коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющей создать ситуацию успеха для каждого воспитанника;
- интеграция учебного процесса, процесса воспитания, процесса дополнительного образования, направленных на реализацию знаний, умений, навыков в социально и личностно значимой деятельности.
Воспитательное пространство создается школой и за счет развития школьного самоуправления, различных массовых мероприятий, экскурсий, активной интеграцией в социокультурную среду города. А также за счет укрепление старых и создания новых традиций: проведение творческих конкурсов, выставок работ воспитанников, праздников: «День знаний», «День Учителя», «День именинника», «День Матери», «День защитника Отечества» и др., торжественных награждений активистов общественной жизни на общешкольных итоговых линейках.
1.6 Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит:
- создать в школе максимально-комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
- усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
- укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;
- получат начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- получат нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
1.7 Психолого –педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1].
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий[2].
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.2) могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
· необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
· индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь
1.8 Образ выпускника коррекционной школы
1. Выпускник школы ориентирован на социальную адаптацию к современным условиям жизни, готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению в обществе, адекватно оценивает свои возможности.
2. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения, соблюдает нормы общественного поведения.
3. Выпускник школы законопослушен, обладает основами правового образования.
4. Он - сторонник здорового образа жизни, осознающий ценность окружающего мира и собственного здоровья.
5. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину и её культуру.
6. Выпускник школы умеет проектировать и строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.
1.9 Основные формы работы:
- классный час,
- конкурсы,
- праздники,
- беседы,
- викторины,
- экскурсии,
- игры и соревнования,
- линейки.
Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных целей и задач.
1.10 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 5 лет обучения.
Общее количество часов: 168.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 1 класс (2-й год обучения)– 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
1.11 Результат освоения курса внеурочной деятельности.
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В первых 2-х классах у обучающегося будут сформированы:
- осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;
- способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации);
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- способность характеризовать значение труда для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации);
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края.
Во 2-м классе у обучающегося будут сформированы:
– сформированность основ российской гражданской идентичности;
– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к проблеме энергосбережения;
– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
– способность характеризовать значение труда для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);
– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– гражданской позиции;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– понимания личной ответственности за экономное отношение
к природе в целом;
В 3-м классе у обучающегося будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и
родного края;
– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к проблеме энергосбережения;
– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, ответственность человека за общее благополучие;
– способность характеризовать значение труда для развития общества, родного края (города, поселка, села,
общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитиекультуры, просвещения, науки);
– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; целостное
представление о влиянии энергетики на окружающую среду родного края.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика».
В четвертом классе у выпускника будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и
родного края;
– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к проблеме энергосбережения;
– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села,
общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки);
– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, по-
нимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, формирование целостного
представления о влиянии энергетики на окружающую среду родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
2.Содержательный раздел.
2.1 Регламентирование образовательного процесса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 5 лет обучения.
Общее количество часов: 168.
Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 1 класс (2-й год обучения)– 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Воспитательский час проводится ежедневно с 13.10 до 13.50.
2.2 Система воспитательной работы включает следующие направления:
- Спортивно-оздоровительное направление
- Общекультурное.
- Социальное направление
- Общеинтеллектуальное направление
- Духовно- нравственное направление.
Спортивно-оздоровительное направление
Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Ценностные основы: здоровье- физическое, нравственное и социально- психическое;
стремление к здоровому образу жизни.
Цель спортивно-оздоровительной деятельности: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Задачи:
-научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-формировать представление:
о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
формировать:
навыки позитивного коммуникативного общения;
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции; проведение часов общения; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, спортивных праздников, викторин, экскурсий; дней Здоровья.
Планируемые результаты:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания.
формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще. регулярные занятия спортом; систематически оздоровительно-закаливающие процедуры;
участие в спортивных и оздоровительных акциях
Общеинтеллектуальное направление
Решение проблемы развития творческого потенциала школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении строится с учётом возрастных психолого- педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.
Большое значение в развитии и социализации младших школьников имеет организация внеурочной работы по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и возможностям ученика.
Цель общеинтеллектуального направления:
Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Задачи:
обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Основные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научное общество учащихся, экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, исследовательские проекты, конкурсы рисунков, рассказов, сочинений, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны).
Планируемые результаты:
приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;
умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления:
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
овладение навыками межличностного общения;
формирование интереса к творческим профессиям.
Планируемые результаты:
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;
Приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.
Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа;
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.
Участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме.
Духовно- нравственное направление.
Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно- нравственного воспитания учащихся и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Духовно-нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Цель духовно-нравственного направления:
создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции-«становиться лучше»;
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Планируемые результаты:
приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
Социальное направление
Цель социального направления:
создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Задачи:
формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы,
города.
Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности;
созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
В рамках социального направления учащиеся принимают добровольное
посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Планируемые результаты:
- получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-
полезной деятельности;
- получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной
деятельности;
- потребность в участии в общественно-
полезной деятельности в окружающем школу социуме.
2.3 Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | Аппликация «Ваза с фруктами» | «Тайна моего имени» | «Геометрия вокруг нас» | «В здоровом теле здоровый дух» | |
2 | «Волшебные слова» | Занятие «Маленькая страна» | «Я и Мы» | «Подарки от курочки рябы» | «Спорт в жизни детей » |
3 | «Наши чувства» | Рисование «Узор из осенних цветов» | «Я и моя Семья» | «В мире удивительных островов» | «Я пешеход и пассажир» |
4 | «Радость» | Занятие «Правила дорожного движения» | «Единство с природой» | «Маленькие изобретатели» | «Ребенок и здоровье» |
5 | «Бережем природу» | Рисование «Наш Аквариум» | «Учимся общению» |
Октябрь
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «Царство грибов» | «Наше здоровье в наших руках» | |||
2 | «Какой я?» | Аппликация «В лес за грибами» | «Играем вместе» | «Осень. Овощи.» | «Полезные продукты» |
3 | «Чем я отличаюсь от других» | «Правила вежливости » | «Земля наш общий дом» | «Путешествие с страну Любознайка» | «Личная гигиена» |
4 | «Учимся быть дружными» | Рисование «Волшебные облака» | «Путешествие в страну Дружбы» | «Признаки осени» | «Тело человека» |
Ноябрь
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «Добро побеждает зло» | Аппликация «Открытка для мамы» | «Лес наше богатство» | «Витамины и здоровый организм» | |
2 | «Моя семья» | «Возникновение этикета» | «Путешествие в страну волшебных слов» | «Хлеб всему голова» | «Всем ребятам нужно знать , как по улице шагать» |
3 | «Богатство доброты» | Рисование «Платье для куклы Кати.» | «Учимся преодолевать трудности» | «Моя мама лучше всех | «Здоровье в порядке спасибо зарядке» |
4 | «Братья и сестры» | «Внешний вид школьника» | «Дружбой дорожить умейте» | «С чего начинается Родина» | «Роль лекарства и витаминов » |
5 | «Воспитание в семье» |
Декабрь
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | Аппликация «Елочка» | «Полна богатырями Земля русская» | «Дикие животные» | «Врачи наши помощники» | |
2 | «Гордость» | «Правила поведения в школе» | «Самый дорогой на свете человек» | «Небесные прятки .Перелетные птицы» | «Как я буду заботиться о своем здоровье » |
3 | «Дружба» | «Правила поведения у врача» | «Я среди людей» | «Домашние птицы» | «Этика питания в школе» |
4 | «К кому приходит счастье » | Аппликация «Новогодняя открытка » | «Учись думать и поступать по своему» | «Путешествие в царство льдов | «Угадай кто позвал (слух)» |
Январь
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «В целом мире торжество-наступило Рождество» | «Правила поведения в транспорте» | «Зачем нужны правила?» | «Зоопарк животные жарких стран» | «Найди пару (тактильное ощущение )» |
2 | «Поиск прекрасного» | Рисование «Снежинка» | «Учимся беседовать о героях сказок» | «Знакомство с понятием семья» | «Правила гигиены » |
3 | «Трудолюбие. Как стать трудолюбивым.» | «Правила поведения в семье » | «Почему мы обижаем близких нам людей.» | «Мебель» | «Этикет – школа изящных манер» |
Февраль
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «Человеческое сердце» | Аппликация «Снегири на ветках рябины» | «Друг в беде не бросит» | «Путешествие в волшебную страну | «Отгадайте загадку по картинке» |
2 | «Чудо улыбки» | Аппликация «Открытка для папы» | «Друг заболел» | «Путешествие в волшебный лес» | «Найди опасные предметы» |
3 | «Путешествие в страну добра» | «Учимся понимать боль другого человека» | «Какие разные бывают машины» | «Мой день (режим дня)» |
Март
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «Дорогою добра» | Аппликация «Открытка для мамы» | «Друг в радости и в горе всегда рядом» | «К нам весна шагает » | «Опасно –не опасно» |
2 | «Моя мама лучшая на свете » | «Правила поведения в музее , в кинотеатре , на концерте» | «Нарочно и нечаянно» | «Роль растений в жизни человека» | «Разговор о правильном питании » |
3 | «Учимся творить добро» | Аппликация «корзина с подснежниками» | «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» | «Путешествие по русским народным сказкам » | «Скорая помощь» |
Апрель
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «Удивительный мир насекомых» | «Наши помощники - растения» | |||
2 | «Хорошо -плохо» | Рисование «Ракета» | «Семья это –Я. Семья это -Мы» | «В гостях у времен года» | «Путешествие в страну здоровья» |
3 | «Добро и зло» | «Друзья Мойдодыра» | «Радостные встречи» | «Космическое путешествие » | «К нам пришел Незнайка (чистота тела)» |
4 | «Любовь» | Барельеф «Яблоко» | «Секреты цветика семицветика» | «В поисках пиратских сокровищ» | «Полезная и вредная еда» |
5 | «Единство души и земли » | «Приключения королевы Чистоты и ее друзей» | «Дарите людям доброту» | «Мир профессий» | «Путешествие хлебного комочка» |
Май
Неделя | Духовно-нравственное | Общекультурное | Социальное | Общеинтелектуальное | Спортивно-оздоровительное |
1 | «Доброта и ложь» | «Дети против терроризма» | «Дети на войне» | «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья » | |
2 | «В гостях у музыкальных инструментов» | «Мои друзья Всегда со мной» | «Научим Буранино правилам поведения на улице» | «Травма и как ее избежать » | |
3 | «Березкин день» | «В книжном царстве государстве» | «По дорогам сказок» | «Воздух и его свойства» | «Подбери предмет (полезные для здоровья предметы)» |
2.4Перспективный план работы с родителями.
2.4.1 На 2020-2021 учебный год.
Сентябрь | Тема: «Роль родителей в развитии ребенка с ОВЗ» Консультация: «Растите детей заботливыми ». Ежедневная связь по телефону. Памятка: « Правила взаимодействия с гиперактивными детьми ». |
Октябрь | Тема: «Тренинг общения» для родителей детей с ОВЗ Консультация: « Психолого педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ. Арт-терапия – лечение творчеством» Праздник «Осень золотая». С привлечением родителей Ежедневная связь по телефону. |
Ноябрь | Консультация: «Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игр». Поздравление мам: «С Днем матери». С привлечением родителей. Ежедневная связь по телефону. |
Декабрь | Консультации «Психолого педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ. Конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций». Памятка: «Здоровье ребенка – как его сохранить ». Ежедневная связь по телефону. |
Январь | Консультация: «В воспитании нужно знать меру». Тема: «Воспитание и обучение детей с ОВЗ». Памятка: «Воспитание ребенка с особыми потребностями ». Ежедневная связь по телефону. |
Февраль | Консультация: «Как избежать стрессов, травм и неадекватного поведения детей». Памятка: «Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома. ». Ежедневная связь по телефону. |
Март | Памятка: « Методы и приемы по сенсорному развитию детей с особыми потребностями в условиях семьи». Тема: «Как ребенка помочь быть внимательным». Консультация: «Особенности речевого развития школьника с ОВЗ работа по устранению недостатков в речевом развитии» Ежедневная связь по телефону. |
Консультация: «Особенности детей с ОВЗ и перспектива их развития». Буклет : «Жестокое обращение с ребенком в семье». Ежедневная связь по телефону. | |
Май | Тема: « Особый ребёнок в семье ». Памятка: «Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации». Консультация: «О воспитании безопасного поведения дома и на улице». Ежедневная связь по телефону. |
3.Организационный раздел:
3.1 Режим дня МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№ 10» для обучающихся 1 «В» класса на 2020-2021 учебный год
8.00-8.25– прием детей
8.25-8.30 – подготовка к урокам
9.10-9.40 – завтрак
8.30-12.50 – учебные занятия
13.10 -13.40 – обед
13.45-14.20 – игровая деятельность
14.25-15.05 – воспитательский час
15.10-15.20 – сбор домой (1 группа)
15.00-15.50 – занятия по интересам
15.50-16.00 – сбор домой (2 группа)
Материально-техническая база
Для осуществления качественного образовательно-воспитательного процесса учащихся с отклонениями в здоровье учреждение обеспечено необходимыми учебными классами, учебной материально-технической базой. Кабинеты и классы школы оснащены необходимыми наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.
Оснащение кабинетов и классов соответствует предъявляемым требованиям специальным (коррекционным) учреждениям.
Учащиеся школы, полностью обеспечены учебными принадлежностями, учебниками, методическими пособиями.
Это позволяет воспитателю осуществлять процесс воспитательной работы детей с ограниченными возможностями здоровья на достаточно высоком организационно-методическом уровне.
С учётом задач образовательного учреждения, реализация Программы позволяет в основном решить вопросы формирования единого образовательного пространства в школе, повысить качество социально-психологической реабилитации и интеграции в общество детей с умственной недостаточностью.
Реализация Программы позволит воспитателю акцентировать внимание на основных направлениях и возможностях применения информационных технологий в воспитательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, отвечает как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся.
Здание школы и прилегающая территория, в котором осуществляется образование обучающихся, в целом соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
Важным условием реализации программы является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, к объектам инфраструктуры образовательной организации. С этой целью территория и здание отвечает требованиям без барьерной среды.
Временной режим образования устанавливается в соответствии с законодательно закреплёнными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
В ходе занятия (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения.
Рабочее место обучающегося создаётся с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребёнка. Для создания оптимальных условий воспитательной работы организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой формы обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, предусмотрены места для отдыха и проведения свободного времени. С учётом того, что обучающихся необходимо учить проводить своё свободное время, для этого в соответствующих местах предусматривается организация обучающей деятельности. Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс воспитательной работы.
Материально техническое обеспечение
- Учебно- методический комплекс (Дидактические игры и упражнения)
-дидактические игры и занимательные упражнения
-игры и занимательные упражнения по изучение нумерации чисел
-игры и занимательные упражнения по изучении арифметических действий
-игры и занимательные упражнения на развитие пространственных представлений
-игры на определение времени
-веселые рифмы
-головоломки, пазлы, мозаики
-ребусы
-стимульный материал для развития речи (сюжетные картинки, индивидуальные карточки)
-дидактические игры:
- Цвета
- Времена года и праздники
- Лото «Буквы и цифры»
- Лото «Собирай - ка»
- Лото «Овощи и фрукты»
- Мои первые буквы
- Ассоциации «Животные»
- Мои первые цифры
-Наглядно-дидактический материал
- Сравниваем противоположности
- Алфавит
- Правила маленького пешехода
- Животные Африки
- Дикие животные
- Посуда
- Еда
- Герои зарубежных сказок
- Инструменты
- Цвета
- Уроки безопасности
- Праздники России
- Птицы
- Домашние птицы
- Овощи
Материалы для оформления и творчества детей,
- Аудиоматериалы и видеотехника, видеотека,(диски по ПДД, культуре поведения, «Школа безопасности», «Азбука здоровья», Моя Родина - Россия)
- Ноутбук,
- Телевизор,
- Проектор,
- Экран,
- Игры для занятий на свежем воздухе (мячи, скакалки, обручи, бадминтон, теннис),
- Игры для конструирования (лего ,пазлы, кубики)
- Методическая литература
- Современные родительские собрания в специализированных образовательных учреждениях.авт-сост. Е.М.Матвеева – Волгоград : Учитель , 2016 – 78с.
- Современный кабинет начальных классов. Нормативные документы, информационно –методический материалы, рекомендации /сост.Т. А. Кобзева, И. Б. Бабаян, И. Г. Судак. – Волгоград: Учитель, 2012. 159с.
- Дневник индивидуальной работы с учащимися / авт-сост. Е.М.Матвеева. - Изд.2-е.- Волгоград : Учитель, 2014. -33с.
- Рабочая программа воспитателя1-4 классы /авт-сост. Е. М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 65с.
- Справочные воспитателя (Классного руководителя )/ авт-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 20013. – 137с.
3.3. Список литературы
Список литературы
1. Конституция РФ;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Гражданский кодекс РФ;
4. Семейный кодекс РФ;
5. Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» (от 27.07.1996 №124-ФЗ);
6. Закон РФ «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
7. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1996 № 120-ФЗ);
8. Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»;
9. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
10. Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (от 12.03. 1997г.);
11. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
12. Устав школы
13. Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
14. Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
15. Е. М. Матвеева Рабочая программа воспитателя 1 – 4 классы, Волгоград: издательство «Учитель» 2014
16. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
17. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
18. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
19. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочный лист рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплин (модуля), курса внеурочной деятельности
Оценочный лист рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплин (модуля), курса внеурочной деятельности...
Перспективное планирование по теме: «Организация межвозрастного общения детейс ОВЗ во внеурочной деятельности образовательной организации".
Становление личности воспитанника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, направленны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» для обучающихся с ОВЗ 4 кл
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровей-ка»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Современные дети имеют низкий уровень знаний о ценности своего здоровья. Соответственно у детей нет ...
Проект "Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в совместной музыкально-театрализованной деятельности с педагогами и родителями" (2019-2024)
Проект музыкального руководителя Гусевой М. А....
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Веселые капельки»
Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение ...
Результаты освоения образовательных программ воспитанниками групп младшего, среднего, старшего дошкольного возраста за период 2019-2024 учебныйгод
Результаты освоения образовательных программ...