К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья
. В статье рассматривается категория «одаренность», определяются проблемы раннего выявления и поддержки одаренности в образовательном пространстве России, рассматривается роль и место образовательной организации в их решении. Аргументируется необходимость разработки процедуры оценки условий выявления и поддержки детской одаренности на уровне образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rahimova.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рахимова Олеся Олеговна
Воспитатель ДОУ №1 Московского района
Санкт - Петербурга
Полякова М.Н
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной педагогики
институт Детства,
РГПУ им. А.И. Герцена
Аннотация. В статье рассматривается категория «одаренность», определяются проблемы раннего выявления и поддержки одаренности в образовательном пространстве России, рассматривается роль и место образовательной организации в их решении. Аргументируется необходимость разработки процедуры оценки условий выявления и поддержки детской одаренности на уровне образовательной организации.
Ключевые слова: одаренность, выявление и поддержка одаренности, образовательная организация, дополнительное образование детей
«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».
[Из Концепции общенациональной системы
выявления и развития молодых талантов]
Повышение интеллектуально-творческого потенциала страны тесно связано с вопросами выявления и развития одаренности. С возрастанием информатизации общества растет понимание, что именно интеллект и креативностьявляются на сегодняшний день главными составляющими прогресса. В связи с этим особую актуальность приобретает задачакак можно более раннего выявления одаренных людей и создания условий для их развития.
Когда же проявляются первыепризнаки одаренности, каким образом человек проявляет свой талант, какие нужны условия для поддержки данного феномена?
Анализ нормативно-правовых источников позволяет высказать утверждение, что именно институт образования призван решать задачи по выявлению, развитию и поддержке детской одаренности. А миссия государства заключается в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для развития способностей всех детей, в том числе одаренных[1]. Реализация данной миссии рассматривается, безусловно, как вклад вразвитие науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.
Под эффективной системой образования мы понимаем системную, непрерывную работу по выявлению и поддержке одаренных детей как в образовательных учреждениях, так ина разных уровнях образования: дошкольном, общем, профессиональном, а также в дополнительном образовании.
Ключевое место в решении задач поиска и поддержки талантов отводится системе дополнительного образования. Такие характеристики как непрерывность, свободный личностныйвыбор деятельности, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, адаптивность к возникающим изменениям помогают осознать ценностный статус дополнительного образования как «уникальной социальной практики наращивания инновационного потенциала общества» [2].
Что касается образовательных учреждений, то главной их задачей является создание условий для развития и самореализации одарённых детей. Для этогокак можно раньшенужно разработать механизм распознавания потенциала таких детей и помочь раскрыться их способностям.
Проблема изучения феномена одаренности имеет длительную историю. Вместе с тем необходимо отметить, что и на Западе, и в нашей странетерминология в области изучения феномена «одаренность» еще не установилась.По-разному интерпретируются понятия детской одаренностив педагогике и психологии. В научных исследованиях несуществует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет единства в определении сущности феномена одаренности.
Однако интерес исследователей к данной проблеме высок. В своем научном труде Толстопятова О.А. даетобзор результатов исследований в интересующей нас области [3]:
- исследована природа одаренности (В. Александер, Г. Вебб, Д.Векслер, Дж.Миллер, Д. Хендриксон, Р. Хэттел, Е.Шафер и др.);
- определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (Д.Б.Богоявлепская, А.Карне, Н.С.Лейтес, Ф.Монкс, В.И.Панов, К.Перлет, Л.И.Савенков, К.А.Хеллер, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и др.);
- рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.П.Ананьев, В.А.Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и др.);
- изучена структура конкретных способностей (В.А.Крутецкий, Б.М.Теплов и др.);
- выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.);
- предложены способы изучения одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.);
- предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Халл и др.).
Большинство авторов трактует одаренность как условие успешной деятельности, в основе которой лежит своеобразное сочетание способностей, (общие способности, умственный потенциал, совокупность задатков) [4].
В вопросах одаренности современные российские исследователи ориентируются на Рабочую концепцию одаренности, подготовленную авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук Д.Б.Богоявленской [5]. Согласно данной концепции одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован потенциал одаренности.
Проблемавыявления детской одаренности иразвития способностей также очень неоднозначна. Причин этой неоднозначностина сегодняшний день насчитываетсябольшое количество. Перечислим некоторые из них:
- В Концепции Федеральной целевой программы развития образованияакцентируется внимание на том, что «серьезной проблемой российского образования является отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью» [6].
- Процесс образования одаренных детей, подростков и молодежи до последнего времени происходит в Российской Федерации стихийно, нетдостоверной статистики об образовательных организациях, которые реально или потенциально эффективно работают с одаренными детьми;
- Запрос на образование одаренных детей и подростков со стороны государства и общества имеется, но ответ на данный запрос образовательные организации по мере сил пытаются выработать самостоятельно и не всегда успешно;
- Недостаточен профессионализм педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми, поскольку не сформирована система подготовкинеобходимых кадрови повышенияквалификации педагогов и психологов;
- Содержание образовательных программ не отвечает запросам одаренных детей. Большое количество имеющихся программ для одаренных детей носят лишь обучающий характер, они не нацелены на перспективу развития способностей [7];
- Нет современных материалов по работе с одаренными детьми. Остается несовершеннойсистема выявленияодаренных детей, их социальной и психолого-педагогической поддержки;
- Проявляется некомпетентность родителей в развитии и поддержке одаренных детей;
- Слабо разработаны юридические акты защиты одаренных детей.
В связи с вышеназванными проблемамиактуальной станет разработка такой системы, которая напрямую соприкасается с созданием условий развития, личностного самоопределения одаренных детей в интересах прогресса общества. И концепция обучения одаренных детей должна быть ориентирована на комплексное, в том числе, социальное развитие одаренных обучающихся, а не сводиться только к непосредственному развитию одаренности.
Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи сегодня является приоритетной задачей реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышения доступности качественного образования [8]. В связи с этим оценка условий выявления и поддержки детской одаренности на уровне образовательной организации является актуальной инеобходимой процедурой для определения потенциала образовательной организации в решении указанных выше задач и для повышения качества современного образования. Это и стало целью нашего исследования.
Объектом нашего исследования является оценка условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации, а предметом исследования - организация и содержание оценки условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации.
Мы сформулировали следующую гипотезу: организация оценки условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации должна строиться как самоэкспертиза и включать следующие шаги:
- Определениецели и задач, направленных на оценку условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации;
- Определение комплекса критериев и показателей, методов сбора информации, доступных для понимания и реализации педагогическими работниками образовательной организации;
- Определение процедуры проведения самоэкспертизы и форм фиксации информации в процессе оценивания условий выявления и поддержки детской одаренности;
- Анализ полученных данных и предложения к оптимизации условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации
Задачи исследования:
1. Определить теоретические подходы к разработке инструментария оценки условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации;
2. Разработать и апробировать процедуру оценкиусловий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации;
3. Разработатьрекомендации к совершенствованию оценки условий выявления и поддержки детской одаренности в образовательной организации.
Для решения этих задач и проверки гипотезы исследования предполагается использовать комплекс методов:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез психолого-педагогических источников, анализ нормативно-правовых документов в аспекте исследования, сравнение и классификация научныхконцепций одаренности, позволяющие выявить базовые положения и уточнитьопределение одаренности детей; изучение и обобщение массового иинновационного педагогического опыта в области работы с одаренными детьми дошкольного и младшегошкольного возраста.
Практические методы: констатирующий и формирующий эксперименты.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его материалы, включая разработку и апробацию процедуры оценивания, а также разработанные по результатам оценки рекомендации могут быть использованы в практическом опыте в образовательной организации
Таким образом, мы обозначили основные проблемы современного образования по выявлению и поддержке одаренных детей и возможные пути их решения в образовательной организации.
Библиография
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ 03.04.2012 г.N Пр-827). Электронный ресурс https://rg.ru/2012/09/17/talanty-site-dok.html
- Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Электронный ресурс https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
- Толстопятова О. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования: дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –Ставроп.гос.университет,Ставрополь. -2004
- Гафурова Н. О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Красноярский гос.пед.университет, Красноярск. – 1996
- Рабочая концепция одаренности. М., 2003
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р)
- Савенков А. И., Данилина Р. А.,Титков Е. П.,Троицкая И. Ю.,Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография. Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Арзамас. гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара". - Арзамас: АГПИ, 2010. - 206 с.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о создании Центр раннего выявления и поддержки сельских талантливых детей (4-7 лет) в музыкально-театрализованной деятельности
нормативный документ...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В СПАРТАКИАДАХ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрываются формы взаимодействия всех участников образовательных отношений для раскрытия и дальнейшего развития спортивно одаренных детей на раннем этапе физического развития....
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...
Программа по созданию условий для выявления и поддержки способностей у детей дошкольного возраста
Цель программы – создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на выявление и развитие способностей воспитанников. Содержательный раздел программы включа...
«Национальный проект «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей»: специалист по организации, оказанию услуг психолого-педагогической, методи-ческой и консультативной помощи и реализующий информационно- просветительскую поддержку родителей, воспитывающ
Представлено удостоверение КПК на 72 часа...
«Технология Л.В.Свирской «Детский совет» как важнейшая форма поддержки инициативы одаренных детей»
laquo;Технология Л.В.Свирской «Детский совет» как важнейшая форма поддержки инициативы одаренных детей»...