Педагогическое наблюдение как метод выявления проблем психологического благополучия одаренных детей дошкольного возраста
презентация по психологии
Презентация к выступению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.
Задачи: определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор; увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени; внести изменения в развивающую среду; определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации; внести изменения в план воспитательно – образовательной работы; получить информацию, которой могут воспользоваться как специалисты , так и родители; дать возможность родителям больше узнать о своих детях; получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.
Участники образовательного процесса по выявлению способных и одаренных детей: Родители воспитатели педагог–психолог музыкальный руководитель учитель - логопед инструктор по физической культуре
критически относятся к ребенку и не замечают наличия у него способностей знают о способностях ребенка, но не имеют средств, времени или желания развивать их не компетентны в том, как развивать ребенка преувеличивают возможности ребенка Родители:
Педагоги: знакомят родителей с внешними проявлениями одаренности убеждают родителей не подменять игру «школьными» методами обучения д ают методические рекомендации по организации занятий убеждают родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности
Увлечение одним видом деятельности в ущерб другим Нарушение социально-коммуникативных навыков Повышенная эмоциональность и наличие страхов Пренебрежение общепринятыми нормами поведения в детском саду
Признаки благополучного климата в группе: в течение всего дня хорошее настроение детей; доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам; умение детей занять себя делом; возможность уединиться; со стороны взрослых отсутствие давления; знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного; высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи; желание участвовать в деятельности коллектива; удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.
Педагог: знает общие закономерности развития детей; организует гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности; создает предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей; организует образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений; умеет планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей. РППС: Физическая и экологическая безопасность Психофизиологическая безопасность Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения
Предварительный просмотр:
Педагогическое наблюдение как метод выявления проблем психологического благополучия одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада, расположенного в сельской местности.
1 слайд. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важных аспектов деятельности нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей, С ноября 2020 года, наш детский сад является муниципальным ресурсным центром по работе с одаренными детьми.
2 слайд. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования в детском саду, не считая психологической диагностики, является наблюдение.
В результате наблюдений за детьми педагоги оценивают все стороны их психоэмоционального состояния и физического развития.
3 слайд. Задачи, которые ставят перед собой педагоги при организации наблюдения:
определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор;
увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени;
внести изменения в развивающую среду;
определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации;
внести изменения в план воспитательно – образовательной работы;
получить информацию, которой могут воспользоваться как специалисты , так и родители;
дать возможность родителям больше узнать о своих детях;
получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.
В нашем детском саду педагогами чаще используется техника регистрации эпизодов, короткие описания конкретных случаев. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие. Для детей с ОВЗ и способных детей ведется карта наблюдений.
Данные наблюдений анализируются воспитателями в сотрудничестве со старшим воспитателем и специалистами и вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути дальнейшего развития ребенка, которые отражаются в индивидуальном маршруте развития ребенка.
4 слайд Участниками образовательного процесса в нашем детском саду по выявлению способных и одаренных детей являются:
Родители, воспитатели, педагог–психолог, музыкальный руководитель, учитель - логопед, инструктор по физической культуре,
Я не случайно упомянула родителей на первом месте, так как мы считаем, что влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии большую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании психического здоровья способного или одаренного ребенка. И в работе с родителями способных детей педагоги сталкиваются с определенными трудностями, которые сказываются на психическом благополучии ребенка:
Часть из них, я думаю, встречается не только в сельском образовательном учреждении. Но некоторые характерны именно для него.
5 слайд Родители критически относятся к ребенку и не замечают наличия у него способностей, (отмахиваются, когда педагоги говорят о наличии способностей в той или иной сфере)
Родители знают о способностях ребенка, но не имеют средств, времени или желания развивать их, (например, считают, что мальчику не нужно петь, а нужно заниматься борьбой, насильно водят в секции)
Родители не компетентны в том, как развивать ребенка (не знают как правильно и чем занимать его дома для развития гармоничной личности, эта черта наиболее характерна для сельского детского сада, педагогическая малограмотность родителей)
Родители преувеличивают возможности ребенка (это чаще всего обычный ребенок или ребенок с повышенной обучаемостью, «натасканный» родителями в чтении, математике, что выдается за одаренность)
Все эти проблемы отрицательно сказываются на способных детях.
В нашем детском саду мы выявляем и решаем эти проблемы, здесь нам помогает расположение детского сада в сельской местности, педагоги знают семью, знают социальную ситуацию в ней, особенности воспитания детей в семье, материальное положение и могут подбирать реализуемые рекомендации, учитывающие особенности семьи.
6 слайд Педагоги знакомят родителей с внешними проявлениями одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это поможет выявить способности у детей и убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности.
Убеждают родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком, создавая условия для развертывания новых сюжетов.
Но, при этом, нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка, если ребенок тянется к чтению или математике, педагоги помогают правильно выстраивать занятия.
Убеждают родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности (принять, поддержать, но не восхвалять)
7 слайд В нашем саду, кроме родительских собраний, индивидуальной работы, создан детско-родительский клуб, в том числе и по вопросам одаренности детей, где родители, кроме получения теоритической информации, совместно с детьми участвуют в разных практических видах деятельности. Так же для родителей, с целью помочь им в воспитании и развитии детей выпускается интернет-газета, которая затрагивает темы психологического благополучия детей, наример, «как правильно ругать ребенка», «роль отца в жизни ребенка», «как правильно поддерживать детскую инициативу».
Но признаки психического неблагополучия встречаются не только в работе с родителями.
8 слайд .У детей с признаками одаренности так же существует ряд проблем, которые мы заметили, прежде, чем к ним перейти, озвучу немного цифр, на данный момент у нас в детском саду из 44 человек старшего дошкольного возраста 11 детей с ярко выраженными способностями, это вокальные, художественные , артистические спортивные, интеллектуальные способности в основном средний и выше среднего уровня и 1 ребенок , которого можно назвать одаренным, это интеллектуальная и техническая одаренность.
По наблюдению за детьми были выявлены следующие проблемы:
9 слайд. Увлечение одним видом деятельности в ущерб другим видам, что ведет к негармоничному развитию личности ребенка.
Пример: у мальчика хорошие вокальные данные, ребенка поддерживают, дают реализоваться и дома и в детском саду, но при этом ребенок астеничен, эмоционален, плаксив, недостаточное физическое развитие. Маме рекомендовано отдать его в спортивную секцию, воспитатели привлекают его в мальчишечьи игры, инструктор по физической культуре уделяет внимание этому ребенку на занятиях, но в условиях нашего детского сада мы не можем дать этому ребенку нужное ему физическое развитие.
Нарушение социально-коммуникативных навыков.
Ребенок нетерпелив по отношению к другим детям, не может принять то, что они предлагают, не может играть по их правилам, устанавливает свои, делает им замечания, перебивает.
Повышенная эмоциональность и наличие страхов.
Чаще всего связанных со страхом смерти (боится сказочных героев, боится есть крупные куски из страха подавиться, страх потери родителей)
Пренебрежение общепринятыми нормами поведения в детском саду.
Ребенок перебивает педагога во время занятий, может встать и уйти играть.
В итоге такие дети могут находиться в постоянном стрессе из - за неумения найти контакт с ровесниками, замечаний педагогов, им может быть просто скучно.
10 слайд. Мы стараемся, чтобы в нашем учреждении было комфортно всем детям, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями, чтобы дети испытывали чувство радости и удовольствия, находясь в детском саду, для этого мы создаем благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду, которые играют важное значение в полноценном развитии дошкольника.
Признаки благополучного климата в группе:
- В течение всего дня хорошее настроение детей;
‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
‒ умение детей занять себя делом;
‒ возможность уединиться;
‒ со стороны взрослых отсутствие давления;
‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;
‒ желание участвовать в деятельности коллектива;
‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.
Здесь можно выделить две главные составляющие:
Личность педагога и развивающая предметно пространственная среда
11 слайд. Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ:
‒ знают общие закономерности развития детей;
‒ организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;
‒ создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей;
‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;
‒ умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.
РППС
12 слайд Мы стараемся разнообразить развивающую среду в детском саду так, чтоб она была интересна детям, чтобы каждый ребенок смог найти для себя деятельность в соответствии со своими потребностями, в этом нам приходит на помощь не только функционал игровых уголков, но и стены групповых помещений.
13, 14 слайд. Кроме дополнительной деятельности, это кружки по математике, физкультуре, вокалу и актерскому исскуству, педагоги учреждения ищут новые подходы к детям, новые технологии для их развития.
15, 16 слайд. Со средней группы дети в игровой форме изучают метод составления интеллект карт, осваивают технологию друдлы, зеркальное рисование, кинезиологические упражнения, в виду необходимости педагоги стали больше уделять внимания социально-коммуникативным технологиям, 17 слайд. для снятия напряжения у детей используются тактильные карточки, сенсорные коробки, уголки настроения и уединения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...
Консультация для педагогов «Проблема определения одаренности детей дошкольного возраста, ее выявление, развитие и сопровождение»
Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников: Выявление особенностей основн...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...
Выявление и педагогическое сопровождение музыкально-одаренных детей дошкольного возраста в условиях
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми,...
«Развитие творческой одаренности детей дошкольного возраста, через комплекс инновационных методов на занятиях по хореографии»
Диссеминация опыта работы с одарёнными детьми на Весенней педагогической конференции педагогических работников муниципальной системы города Лабытнанги....
«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»
Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
laquo;ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...