Педагогическое наблюдение как метод выявления проблем психологического благополучия одаренных детей дошкольного возраста
презентация по психологии

Воскресенская Светлана Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое наблюдение как метод выявления проблем психологического благополучия одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада, расположенного в сельской местности Воскресенская Светлана александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад п. Ермаково

Слайд 2

Педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Слайд 3

Задачи: определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор; увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени; внести изменения в развивающую среду; определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации; внести изменения в план воспитательно – образовательной работы; получить информацию, которой могут воспользоваться как специалисты , так и родители; дать возможность родителям больше узнать о своих детях; получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.

Слайд 4

Участники образовательного процесса по выявлению способных и одаренных детей: Родители воспитатели педагог–психолог музыкальный руководитель учитель - логопед инструктор по физической культуре

Слайд 5

критически относятся к ребенку и не замечают наличия у него способностей знают о способностях ребенка, но не имеют средств, времени или желания развивать их не компетентны в том, как развивать ребенка преувеличивают возможности ребенка Родители:

Слайд 6

Педагоги: знакомят родителей с внешними проявлениями одаренности убеждают родителей не подменять игру «школьными» методами обучения д ают методические рекомендации по организации занятий убеждают родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности

Слайд 9

Увлечение одним видом деятельности в ущерб другим Нарушение социально-коммуникативных навыков Повышенная эмоциональность и наличие страхов Пренебрежение общепринятыми нормами поведения в детском саду

Слайд 10

Признаки благополучного климата в группе: в течение всего дня хорошее настроение детей; доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам; умение детей занять себя делом; возможность уединиться; со стороны взрослых отсутствие давления; знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного; высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи; желание участвовать в деятельности коллектива; удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

Слайд 11

Педагог: знает общие закономерности развития детей; организует гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности; создает предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей; организует образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений; умеет планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей. РППС: Физическая и экологическая безопасность Психофизиологическая безопасность Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения



Предварительный просмотр:

Педагогическое наблюдение как метод выявления проблем психологического благополучия одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада, расположенного в сельской местности.

1 слайд. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важных аспектов деятельности нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей, С ноября 2020 года, наш детский сад является муниципальным ресурсным центром по работе с одаренными детьми.

2 слайд. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования в детском саду, не считая психологической диагностики, является наблюдение.  

В результате наблюдений за детьми  педагоги  оценивают все стороны их психоэмоционального состояния и  физического развития.

3 слайд.  Задачи, которые ставят перед собой педагоги при организации наблюдения:

определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор;

 увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени;

 внести изменения в развивающую среду;

 определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации;

внести изменения в план воспитательно – образовательной работы;

получить информацию, которой могут воспользоваться как специалисты , так и родители;

дать возможность родителям больше узнать о своих детях;

получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.

В нашем детском саду педагогами  чаще  используется техника регистрации эпизодов,  короткие описания конкретных случаев. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие. Для детей с ОВЗ и способных детей ведется карта наблюдений.

Данные наблюдений анализируются воспитателями в сотрудничестве со старшим воспитателем и специалистами   и вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути   дальнейшего развития ребенка, которые отражаются в индивидуальном маршруте развития ребенка.

4 слайд Участниками образовательного процесса в нашем детском саду  по выявлению способных и одаренных детей являются:

Родители, воспитатели, педагог–психолог, музыкальный руководитель, учитель - логопед, инструктор по физической культуре,

Я не случайно упомянула родителей на первом месте, так как мы считаем, что  влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии большую  роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании психического здоровья способного или одаренного ребенка.  И  в работе с родителями способных  детей педагоги сталкиваются с  определенными трудностями, которые сказываются на психическом благополучии ребенка:

Часть из них, я думаю, встречается не только в сельском образовательном учреждении. Но некоторые характерны именно для него.

5 слайд Родители критически относятся к ребенку и не замечают наличия у него способностей, (отмахиваются, когда педагоги говорят о наличии способностей в той или иной сфере)

Родители знают о способностях ребенка, но не имеют средств, времени или желания развивать их,  (например, считают, что мальчику не нужно петь, а нужно заниматься борьбой, насильно водят в секции)

Родители не компетентны в том, как развивать  ребенка  (не знают как правильно и чем занимать его дома для развития гармоничной личности, эта черта наиболее характерна для сельского детского сада, педагогическая  малограмотность родителей)

Родители преувеличивают  возможности ребенка (это чаще всего обычный ребенок  или ребенок с повышенной обучаемостью,  «натасканный» родителями в чтении, математике, что выдается за одаренность)

Все эти проблемы отрицательно сказываются на способных  детях.

 В  нашем детском саду мы выявляем и  решаем эти  проблемы, здесь нам помогает расположение детского сада в сельской местности, педагоги знают семью, знают социальную ситуацию в ней, особенности воспитания детей в семье, материальное положение и могут подбирать реализуемые  рекомендации, учитывающие особенности семьи.

6 слайд Педагоги знакомят родителей с  внешними  проявлениями одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это поможет выявить способности у детей и убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности.

 Убеждают родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком, создавая условия для развертывания новых сюжетов.

Но,  при этом,  нельзя  закрывать пути реализации возможностей ребенка, если ребенок тянется к чтению или математике, педагоги помогают правильно выстраивать занятия.

Убеждают родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности (принять, поддержать, но не восхвалять)

7 слайд В нашем саду, кроме родительских собраний, индивидуальной работы,  создан  детско-родительский клуб, в том числе и по вопросам одаренности  детей, где родители, кроме получения  теоритической информации,    совместно с детьми участвуют в разных практических видах деятельности.  Так же для родителей, с целью помочь им в воспитании и развитии детей выпускается интернет-газета, которая  затрагивает темы психологического благополучия  детей, наример, «как правильно ругать ребенка», «роль отца в жизни ребенка», «как  правильно поддерживать детскую инициативу».

Но признаки психического неблагополучия  встречаются  не только в работе с родителями.

8 слайд .У детей с признаками одаренности так же существует ряд проблем, которые мы заметили, прежде,  чем к ним перейти, озвучу немного цифр, на данный момент у нас в детском саду из 44 человек старшего дошкольного возраста  11  детей с ярко выраженными  способностями, это вокальные, художественные , артистические спортивные, интеллектуальные способности  в основном средний и выше среднего уровня  и  1 ребенок , которого можно назвать одаренным, это  интеллектуальная  и техническая одаренность.

По наблюдению за детьми были выявлены следующие проблемы:

9 слайд. Увлечение одним видом деятельности в ущерб другим видам, что ведет к негармоничному развитию личности ребенка.

Пример: у мальчика хорошие вокальные данные, ребенка поддерживают, дают реализоваться и  дома и в детском саду, но при этом ребенок астеничен, эмоционален, плаксив, недостаточное физическое развитие. Маме рекомендовано отдать его в спортивную секцию, воспитатели привлекают его в мальчишечьи игры, инструктор по физической культуре уделяет внимание этому ребенку на занятиях, но в условиях нашего детского сада мы не можем дать этому  ребенку нужное ему  физическое развитие.

Нарушение социально-коммуникативных навыков.

 Ребенок нетерпелив по отношению к другим детям, не может  принять то, что они предлагают, не может играть по их правилам, устанавливает свои,  делает им замечания, перебивает.

Повышенная эмоциональность и наличие страхов.

 Чаще всего связанных со страхом смерти (боится сказочных героев, боится есть крупные куски из страха подавиться, страх потери родителей)

Пренебрежение   общепринятыми нормами поведения в детском саду.

Ребенок перебивает педагога во время занятий, может встать и уйти играть.

В итоге такие дети  могут  находиться в постоянном стрессе из - за неумения найти контакт с  ровесниками,   замечаний педагогов,  им  может быть просто  скучно.

 

10 слайд.  Мы стараемся,  чтобы в нашем учреждении было комфортно всем детям, в том числе и детям с  особыми образовательными потребностями, чтобы дети испытывали чувство радости и  удовольствия, находясь в детском саду, для этого  мы создаем благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду, которые  играют важное значение в полноценном  развитии дошкольника.

 Признаки благополучного климата в  группе:

 - В течение всего дня хорошее настроение детей;

‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;

‒ умение детей занять себя делом;

‒ возможность уединиться;

‒ со стороны взрослых отсутствие давления;

 ‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;

‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;

 ‒ желание участвовать в деятельности коллектива;

‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

Здесь можно выделить две главные составляющие:

Личность педагога и развивающая предметно пространственная среда

11 слайд. Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ:

‒ знают общие закономерности развития детей;

‒ организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;

 ‒ создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей;

 ‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;

‒ умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.

 РППС

12 слайд Мы стараемся разнообразить развивающую среду в  детском саду так,  чтоб она была интересна детям, чтобы каждый ребенок смог найти для себя деятельность в соответствии со своими потребностями, в этом нам приходит на помощь не только функционал игровых уголков, но и стены групповых помещений.

13, 14 слайд. Кроме дополнительной деятельности, это кружки по математике,  физкультуре, вокалу и актерскому исскуству, педагоги учреждения ищут новые подходы к детям, новые  технологии для их развития.

15, 16 слайд. Со средней группы дети в игровой форме изучают метод составления  интеллект карт, осваивают технологию друдлы, зеркальное рисование, кинезиологические упражнения, в виду необходимости педагоги стали больше уделять внимания социально-коммуникативным технологиям,  17 слайд. для снятия напряжения у детей используются тактильные карточки, сенсорные коробки, уголки настроения и уединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Консультация для педагогов «Проблема определения одаренности детей дошкольного возраста, ее выявление, развитие и сопровождение»

Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников: Выявление особенностей основн...

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...

Выявление и педагогическое сопровождение музыкально-одаренных детей дошкольного возраста в условиях

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми,...

«Развитие творческой одаренности детей дошкольного возраста, через комплекс инновационных методов на занятиях по хореографии»

Диссеминация опыта работы с одарёнными детьми на Весенней педагогической конференции педагогических работников муниципальной системы города Лабытнанги....

«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»

Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

laquo;ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...