Игры для социально- коммуникативного развития
картотека (младшая группа)
Игры для социально-коммуникативного развития.
Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:
- восприятие норм социального поведения;
- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
- развитие эмпатии;
- формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
- выработку навыков безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для социально- коммуникативного развития
Выполнила: Бушуева О. С.
Игры для социально-коммуникативного развития.
Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:
- восприятие норм социального поведения;
- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
- развитие эмпатии;
- формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
- выработку навыков безопасного поведения.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .
Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Вася играл с Колей – катали шарик, Игорь играл с Денисом – возили паровозик, Даня играл с Машей – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Наше солнце»
Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой- в её
Сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!» побуждает детей повторить их.
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Дети стоят напротив друг друга. Взрослый, показывая детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Ваня!»).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так.
Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:»Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
«Прилетела птичка»
Цель: развивать внимание к сверстнику.
Материал: игрушечная птичка.
Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:
Прилетела птичка,
Синичка-невеличка.
К Тане прилетела (сажает птичку на ручку Тане и по очереди другим детям).
На деток посмотрела,
Дальше полетела.
«Прячемся от дождика»
Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе.
Материал: зонт
Ход: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:
На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап! /движение пальчиков о ладошку/
Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/
Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/
От дождя убережёт. /все прячутся от дождя под зонт/
Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. И Саша, и Ваня, и Таня.. Все здесь…
Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».
«Разноцветные клубочки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. – высыпает клубочки
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзину собирать.
Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и
И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.
Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».
«Топ-топ-топ»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражая ровесникам.
Материал: салютики
Ход: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздает каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
По дорожке мы шагаем Ай да малыши!
И в ладошки ударяем. Ай да крепыши! /А.Ануфриева/
«Зайки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: игрушечный заяц.
Ход: педагог привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:
По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
«Поезд»
Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
Ход: взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый паровоза. Паровоз дает гудок и поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».
Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.
Детям предлагают выйти на остановку, где они играют и собирают цветы и т.п.
Игра может проводиться под пение песенки:
Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?
Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Колеса стучат, Вставайте, ребята,
Далеко-далеко. Бежит паровоз
А в поезде этом Пойдемте гулять!
Но вот остановка, Далеко-далеко.
Ребята сидят.
После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики
«Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?
Игра «Покажи на себе»
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
Игра «Кому что нужно»
Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.
Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.
Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.
В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.
Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.
Игра «Да или нет»
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.
Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.
Игра «Громко – тихо»
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).
Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют «Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
Игра «Пускание корабликов»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука на одном выдохе и многократного произношения звука на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.
Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.
— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).
— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).
— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук .
— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки .
Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.
Игра «Упакуй подарок»
Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.
Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).
Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».
После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.
Игра «Веселые ладошки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.
Цель для ребенка: произносить текст и действовать в соответствии со словами.
Дидактические действия: дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.
Веселые ладошки
Побежали по дорожке
И к ребятам прибежали, да? (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).
Игра «Шла коза по лесу…»
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.
Дидактические действия: дети повторяют слова, движения за ведущим:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу (дети скачут подскоками по разным дорожкам, находят себе дружочка, берутся за руки «лодочкой».
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем (прыгают).
Ножками подрыгаем, подрыгаем (выбрасывают вперед ноги).
Ручками похлопаем, похлопаем (хлопают),
Ножками потопаем, потопаем (топают)
Игра «Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Цель для ребенка: действовать согласованно в соответствии с текстом игры.
Дидактические действия: дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается; сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся! (получается большой круг)
Ведущий говорит: «Хлоп!» — «пузырь лопается, все сбегаются к центру ( «пузырь сдулся») или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Игра «Зайка»
Цель: сплочение коллектива.
Цель для ребенка: согласованно выполнять действия.
Дидактические действия: выбирается «зайка», он садится в центр круга и «спит». Дети, взявшись за руки, идут по кругу, поют песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать?
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи (дети останавливаются, хлопают в ладоши, «зайка» встает, выбирает ребенка, садит его на свое место, сам встает в круг).
Игра повторяется).
Игра «Улыбка»
Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие умения осознавать себя в группе.
Цель для ребенка: передать улыбку по кругу.
Дидактические действия: выбирается ведущий. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая:
Ничего не покупаем,
Ничего не продаем,
Лишь улыбки собираем
И прохожим раздаем.
Водящий поворачивается к ребенку, стоящему справа от него, прижимает ладони к губам, потом хлопает ладонями по его ладоням и, улыбаясь, обращается к нему:
Саша(Степа, Таня…), улыбнись!
К Аня (Даша, Женя…) повернись!
Названный ребенок поворачивается к следующему и передает ему свою улыбку. Игра продолжается, пока улыбка не обойдет весь круг (закончить игру можно исполнением песни о дружбе или танцем под песню «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского).
Игра «Ниточка»
Цель: сплочение коллектива.
Цель для ребенка: двигаться за педагогом, не расцепляя рук, меняя направление движения.
Дидактические действия: педагог говорит детям: «Я – иголочка, а вы – ниточка». Дети встают за педагогом, берутся за руки, идут со словами:
Ниточка, ниточка за иголкой тянется,
Никогда без ниточки иголка не останется.
Педагог останавливается и говорит:
Я за ниточку взялась -
Тонка нитка порвалась! (дети поднимают сцепленные руки вверх и резко опускают их на последний слог, расцепляя).
Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»
Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы.
Цель для ребенка: дотронуться до названой части тела сначала своей, а потом товарища.
Дидактические действия: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом — товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"
мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"...
Методическая разработка сюжетно –ролевой игры по социально - коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Поездка в театр»
Формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни....
Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......
Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию
Дидактические игры по социально-коммуникативному развитиютема «Профессии...
Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами указанными во ФГОС
Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами указаннымиво ФГОС Направления развития и образования детей (в соот...
Игры, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников
Социально-коммуникативное развитие-одна из образовательных областей по ФГОС. Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка и ...
Подвижные игры ОО "Социально-коммуникативное развитие"
Подвижные игры, направленные на развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников...