Игры, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Социально-коммуникативное развитие-одна из образовательных областей по ФГОС. Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка и одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социально-коммуникативное развитие | 17.93 КБ |
igry_2.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка и одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.
«Чудо-клубочек»
Цель: познакомить детей друг с другом; помочь каждому ребенку почувствовать, что он особенный неповторимый; создать атмосферу доброжелательности.
Для проведения игры нужен небольшой клубок цветных ниток. Воспитатель говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей
Педагог: Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! Нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу.
Воспитатель : Меня зовут… А как тебя зовут? Ты хочешь дружить ?..Ты любишь играть? Во что больше любишь играть? И т.п.
В конце игры все берутся за руки в кругу и хором говорят:
- Прикатился наш клубок. Подружись со мной, дружок!
Ссора
Цепь: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Ход игры.
Воспитатель обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек.
- Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Вот послушайте их историю.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы педагога:
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Дружный ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Ход игры.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти с «мостика»;
2. Проползти под дугой;
3. Обогнуть «широкое озеро»;
4. Пробраться через «дремучий лес»;
5. Спрятаться от диких животных и т.д.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Хор животных
Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов, развитие музыкального слуха.
Ход игры:
Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами, а звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му!».
Затем можно подключиться ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп и она продолжает пение.
Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.
Волшебный букет
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Ход игры
Педагог: Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)
- Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)
- Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Будем говорить друг другу хорошие слова! Их называют комплиментами.
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Педагог: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети: Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит воспитанников к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить окружающим хорошие слова.
Предварительный просмотр:
Игра для ребенка-дошкольника является формой жизни, в которой он может реализовать свои потребности и способности в полной мере. Так же игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Горная тропинка
Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.
Оснащение: веревка или мел.
Предварительная работа.
Педагог предлагает детям, послушав басню С. Маршака «Два барана», ответить на вопросы:
- Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
- Какие, качества погубили баранов?
- Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Ход игры.
С помощью мела или веревок ограничивается «пропасть» шириной 2 м, «мостик» и «тропинка» шириной 25-30 см.
Педагог разделяет детей на пары и говорит:
- Представьте, что мы высоко в горах. Впереди – пропасть, через которую вам предстоит перебраться.
Вы пойдете навстречу друг другу по узкой тропинке и встретитесь на очень узком мостике. Помните, что главное - не свалиться в пропасть самому и не дать упасть своему другу.
По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно преодолела препятствие. Учитывается и оценивается активность детей, степень внимания к своему партнеру, взаимопомощь, а также время выполнения задания.
Желтый чемоданчик.
Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.
Ход игры.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
Упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Кто ты?
Цель: учить слышать собеседника, понимать его и соблюдать правила игры.
Содержание. Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:
- Кто ошибается,
- Тот попадается!
- Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается, водящий меняется.
Зеркало
Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.
Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».
После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
Интервью
Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя.
Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)
Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Город, в котором я живу».
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
Пум – пум - пум.
Цель: развитие внимания, диалогической речи, умения анализировать полученную информацию.
Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.
Педагог:
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например:
- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
- Для чего «Пум – пум – пум» нужен?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? Какого он цвета?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......
Универсальные игры, способствующие познавательно-речевому развитию дошкольников (из опыта работы учителя-логопеда)
В своей работе с дошкольниками использую различные дидактические игры. Есть среди игр и самые любимые, т.к. они решают не одну, а сразу несколько коррекционно-развающих задач и являются универса...
Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...
«Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников».
Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников».Цель: познакомить воспитателей с приёмами, направленными на развитие общения и взаимодейств...
Мастер – класс Тема: «Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие дошкольников»
Буду рада помочь....
Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
Одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спосо...
"Игровые технологии, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете "Деловая игра"...