Особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста (2-3 лет), имеющими нарушения зрения.
статья

Санькова Ирина Анатольевна

В образовательной работе реализуется АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием и АОП для слабовидящих детей.

 Коррекционно-развивающую работу на группе осуществляют специалисты: воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог (тифлопедагог).  За ребенком – инвалидом закреплен ассистент – помощник.

Лечебно-восстановительную работу проводят медицинские работники – врач-офтальмолог, 2 медсестры – ортоптистки.

Комплектование групп происходит на основании заключений ТПМПК, в которых даются рекомендации: по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка; по реализации АООП ДО для ребенка с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие); по оказанию ему коррекционно-развивающей работы специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательной работы с детьми  раннего возраста (2-3 лет), имеющими   нарушения зрения.

1. МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа посещают дети с нарушениями зрения; в детском саду функционируют 10 групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения зрения).

2.Группу раннего возраста компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения посещают 8 воспитанников от 2 до 3 лет: 7 детей с диагнозами амблиопия и косоглазие, 1 ребенок -слабовидящий, имеет статус ребенок-инвалид.

В образовательной работе реализуется АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием и АОП для слабовидящих детей.

 Коррекционно-развивающую работу на группе осуществляют специалисты: воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог (тифлопедагог).  За ребенком – инвалидом закреплен ассистент – помощник.

Лечебно-восстановительную работу проводят медицинские работники – врач-офтальмолог, 2 медсестры – ортоптистки.

Комплектование групп происходит на основании заключений ТПМПК, в которых даются рекомендации: по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка; по реализации АООП ДО для ребенка с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие); по оказанию ему коррекционно-развивающей работы специалистами ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед).  

3.Особенности детей

  •  Сниженная острота зрения;
  •  ограничение поля зрения со стороны глаза с окклюзией;
  • нарушение прослеживающей функции глаза;                
  •  бедный сенсорный опыт;
  •  меньшая подвижность, нечеткость координации движений, снижение их быстроты, ловкости, ритмичности, точности;
  •  чаще подвержены простудным заболеваниям, показатели физического развития на 5–14 % ниже, чем у нормально видящих сверстников.

4.5. Коррекционная  работа с детьми ведется по двум направлениям: лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая.

Лечебно-восстановительная работа осуществляется медицинским персоналом. Врач-офтальмолог назначает лечение и зрительные нагрузки с учетом возраста и зрительного диагноза ребенка.

Лечение детей проводится  медсестрами - ортоптистками в специально оборудованном ортоптическом кабинете.

6. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в процессе обучения и воспитания детей в соответствии с реализацией адаптированной програмы для детей  с косоглазием и амблиопией».

7. Методической основой коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте являются, прежде всего, совместные действия ребенка и взрослого, действия ребенка по подражанию. В последующем - по образцу и словесной инструкции. Все это осуществляется в рамках предметной и игровой деятельности. Центральным видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, из которой постепенно к трем годам развивается игра.

8. Коррекционная работа с детьми раннего возраста в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи со всеми образовательными областями и видами детской деятельности. На всех видах развивающих игровых ситуаций с раннего возраста ведется систематическая работа по формированию сенсорных эталонов, развитию зрительного восприятия, всех сохранных анализаторов, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.

9. Сенсорное развитие. Основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением зрения – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования свойств предметов и объектов окружающего мира. Чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы: эталоны цвета; эталоны формы; эталоны величины. В начале работы вводим эталоны основных цветов: жёлтый цвет как солнышко, красный цвет как помидор, синий — как море, небо, зелёный – как ёлка. Обязательное подкрепление картинками, которые можно повесить на стенку, доску и т.д. Мы стараемся сделать акцент на четыре основных цвета. Стаканчики под карандаши четырёх цветов. Тарелочки, кружечки тоже по цветам. Когда играем, то обязательно акцентируем внимание на цвете: «Вытираем ручки синими салфетками, «Накормим Катю из жёлтой тарелочки», «Найдём матрёшкам красные косыночки» и т.д.

10. Форма — это внешнее очертание предмета. К сенсорным эталонам для раннего возраста относят плоскостные фигуры: круг, квадрат, и объёмные геометрические тела: куб, шар. Начинать знакомство с формой следует с шара и куба (паралельно с круга и квадрата). Дети узнают о том, что шар круглый, его можно катать, он не колет ручки, а куб наоборот — колет ручки, у него есть углы, его нельзя катать, зато можно строить башню. На данном этапе хорошо поиграть в «волшебный мешочек» — в мешок насыпать кубики и шарики — ребёнок на ощупь должен доставать заданную фигуру (3 года). При знакомстве с кругом и квадратом необходимо также подключать чувственный опыт: пальчиком, не отрывая руки обводить круг; показывать уголки у квадрата.

11. Величина. Признак величины является относительным. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов. Например б. машина-м. машина, б. мяч – м. мяч, б.пирамидка – м. пирамидка

12. Физическое развитие. Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать  комплекс подвижных игр и упражнений, направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В этом возрасте нужно стимулировать ребенка ходить, поэтому стоит почаще просить его подойти и посмотреть/взять/принести определенный предмет. Огромное удовольствие доставляют малышам действия с мячами. Крупный надувной мяч нужно научить ребёнка обхватывать двумя руками, поднимать его над головой и бросать в разных направлениях. Для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно работать с ним, можно насыпать в него 2-3 столовые ложки какой-нибудь крупы, тогда при движении мяч будет шуршать («озвученные мячи»). Маленькие и средние мячи лучше обхватывать так, чтобы пальцы принимали форму мяча и были растопырены. Нужно учить ребёнка бросать мяч в разных направлениях , ориентируясь на голос взрослого, ударять мячом об пол и т. д.

13. В группе оборудован уголок уединения для социально-эмоциональное развитие, где ребенок может побыть один, полистать книжку, обнять игрушку, почувствовать себя в безопасности.

В период адаптации, когда ребенок переступает порог детского сада, ему интересны все вещи, которые находятся в комнате. Малышу надо помочь осмотреть (пощупать) предметы: «рассмотреть» руками, простукать, опробовать звуковые и манипуляционные возможности предметов. Ребёнку надо помочь разобраться в новых впечатлениях, ведя его руки по предметам, показывая, чему служит данная вещь, сопровождая всё это полным описанием действий.

14. Обучение действиям с дидактическими игрушками осуществляется в определённой последовательности. Например, как обучить ребёнка деятельности с пирамидой:

- учить ребёнка обхватывать игрушку двумя руками и узнавать её по просьбе взрослого;

- учить выделять основные части (кольца), обхватывая двумя ладонями (руки ребёнка лежат на игрушке, руки взрослого направляют их движение);

- учить разбирать игрушку несколькими способами: взрослый держит пирамидку, ребёнок двумя руками снимает кольца со стержня удобным для него способом, кладёт рядом; взрослый сначала держит пирамиду, ребёнок находит вершину, закрепляется одной рукой за вершину пирамиды, другой рукой скользит вниз, после этого правой рукой снимает кольца, левой держит основание пирамиды.

К 3 годам можно начинать знакомить ребёнка с различными сюжетными игрушками (собачки, мишки, куклы и т. д.). Взрослый может свои руки положить на игрушку, а ручки ребёнка на свои руки и обследовать её. Или наоборот: ручки ребёнка на игрушке, свои наверху. Все движения сопровождаются рассказом, комментариями.

Важно сформировать у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост.

15. Для ребёнка с нарушением зрения кукла – особая игрушка, представляет собой модель человека. С её помощью ребёнок может «увидеть» себя со стороны, представить соотношение частей тела. Играть с куклой нужно учить не только девочек, но и мальчиков. Кукла должна быть средних размеров (30-35 см), с чётко выделенными деталями, лучше из твёрдой пластмассы. Одеть её желательно так, чтобы она напоминала ребёнка.  Должна быть к - девочка, к – мальчик, к – пупс. Это облегчит ему процесс соотнесения себя с куклой.  

16. С детьми, у которых более сложные нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость высокой степени, атрофия зрительного нерва и др.), мы стараемся видеть и глазами, и руками, т.е. ощупываем, осматривая каждый предмет, надавливаем, стучим, нюхаем, т.е. получаем информацию о предмете всеми возможными способами. Используем также игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся, т.е. игрушки, которые двигаются. Они способствуют развитию подвижности глаз детей.

Запрет «не трогай, сломаешь, запачкаешь, испортишь» не может применяться к ребёнку с нарушением зрения.

 Для детей с нарушением зрения большое значение имеет величина игрушки. Для них лучше всего игрушки средней величины (9 – 30 см).

17-18.  Одна из самых важных и трудных задач для родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих ребёнка с нарушенным зрением - формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. Преодолеть трудности в данном вопросе помогают следующие правила:

- терпение, т. к. это дело хлопотное и трудное;

- не стремитесь научить ребёнка всему сразу; добивайтесь поочерёдного и прочного усвоения каждого действия;

- опирайтесь на сохранные органы чувств (остаточное зрение, слух, осязание, вкус), объясняйте ребёнку всё подробно;

- при обучении ребёнка лучше всего использовать следующие приёмы: берёте руки малыша в свои и производите действия совместно с ним, лучше находиться сзади малыша, присев на корточки;

- помогать ребёнку надо разумно, давая ему самостоятельно справиться с некоторыми действиями, которыми он овладел;

- оживляйте занятия игрой, прибаутками, потешками;

- высказывайте своё отношение по поводу успехов и неудач ребёнка.

При одевании и раздевании важно использовать возможности малыша. Например, можно его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т. д. Совместными действиями обращать внимание ребёнка на детали одежды на передней стороне и задней. Если изнанку у одежды определить трудно, нужно пришить на лицевую сторону метку в виде пуговки, кусочка ткани. Можно сделать метки в виде кусочков лейкопластыря на обуви, например, на правой туфельке, тапочке.  Каждый ребёнок должен иметь своё место для вещей и хорошо знать, где оно находится.

19. Для реализации программных коррекционно-развивающих задач  в работе со слабовидящими детьми необходимо создание  специальных условий, находящих свое отражение в предметно-развивающей среде  группы:

- сигнальные пятна на дверных проемах, на шкафчике в раздевалке, в туалете над раковинами (в целях безопасности);

20. - подвесные кресты-вертушки для восприятия дидактического материала в режиме движения (пособия используются для коррекции зрения, развивают память и речь);

21. - развивающие панели;

22. - игры с водой и песком, связанные с тактильно – кинестетической чувствительностью, снятием эмоционального напряжения;

23. - зрительная гимнастика с офтальмотренажёрами в виде  настенных панно (занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые).

24. Система работы, применяемая  в группе раннего возраста, обеспечивает целостный, комплексный, дифференцированный процесс восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Результатами реализации коррекционно-развивающей помощи детям 2-3 лет с нарушениями зрения стали  следующие показатели:

- успешная социально-психологическая адаптация воспитанников с нарушениями зрения в образовательной среде;

- положительная динамика коррекционно-развивающей работы.

Список использованной литературы:

1.Демирчоглян Г.,  Демирчоглян А.   Улучшаем зрение / Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с. , илл. (Серия «Домашняя школа»).        

2. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно - развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно – методическое пособие. /Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец – Москва, ЗАО «Элти - Кудиц», 2003 -112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия».

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван...

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

Комплексно-тематический план учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Город мастеров" с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения

Представленный комплексно-тематический план на неделю по теме «Город мастеров» составлен для работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими...

Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.

В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....

СТАТЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯВ настоящее время проблема художественно-эстетического воспитания, разви...

«Тропинки к проЗрению» (особенности организации психолого-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими нарушения зрения)

В данном материале представлен опыт взаимодействия педагога-психолога с детьми с нарушениями зрения....