Комплексно-тематический план учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Город мастеров" с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
Представленный комплексно-тематический план на неделю по теме «Город мастеров» составлен для работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения.
Цель плана – построение целостного коррекционно-образовательного процесса на основе всех системообразующих факторов интеграции образовательных областей.
Комплексно-тематический план составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).
План составлен на основе инвариантного содержания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ (проектом):
- Примерная основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
При составлении плана использованы следующие методические пособия:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2003.
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М., 2008.
- Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
- Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
- Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А.Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2011.
- Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Коррекция зрительного восприятия. Методическое пособие для тифлопедагогов. / Под ред. В.Я. Салаховой. Челябинск, 2003.
- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
- Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
- Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Методическое пособие для тифлопедагогов. Самара, 2004.
Содержание плана соответствует заявленным в ФГТ принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей с нарушением зрения;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
План помогает педагогу объединить образовательные области в единый целостный процесс, определить формы взаимодействия взрослого и ребенка, спроектировать в коррекционно-образовательной работе совместную и самостоятельную деятельность детей, определить ее содержание и продукт деятельности ребенка с ориентацией на определенные темы.
В Плане предусматривается решение образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН), образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности в семье.
План составлен в удобной табличной форме, содержащей четкое определение целей и задач работы с детьми, что позволяет педагогу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Структура плана представлена следующими разделами:
- день недели;
- интеграция образовательных областей;
- программное содержание;
- совместная образовательная деятельность, виды и формы работы;
- развивающая среда (материалы, оборудование, дидактические, коррекционные пособия);
- рекомендации воспитателям по планированию образовательной деятельности в течение дня;
- рекомендации по образовательной деятельности в семье;
- планируемые результаты уровня интегративных качеств.
Основной формой реализации плана является совместная деятельность тифлопедагога и детей, которая осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу с детьми данного возраста, имеющими нарушения зрения:
- время проведения – в первую половину дня, протяженностью до 15 минут;
- НОД должна представлять тематическую и игровую целостность;
- распределение учебной нагрузки должно соответствовать зрительным возможностям и уровню психического развития ребенка;
- обязательное использование игр и упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия зрительного и мышечного утомления, независимо от темы НОД;
- широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов;
- осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных анализаторов и нервно-психических функций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»
Комплексно-тематический план
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет),
имеющими нарушения зрения
Материалы на конкурс методических разработок
«Интеграция образовательных областей
как средство организации образовательного процесса
в дошкольном образовательном учреждении»
Составила: Польская Екатерина Александровна
учитель-дефектолог МБДОУ №25
Снежинск 2013г.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Комплексно-тематический план
- Электронное приложение
- Презентация «Кто работает в детском саду?» (Приложение 1)
- Дидактические игры и упражнения к плану (Приложение 2)
- Папка-передвижка «Рекомендации тифлопедагога для родителей» (Приложение 3)
- Творческие работы детей и родителей «Все профессии нужны, все профессии важны» (Приложение 4)
Пояснительная записка
Представленный на конкурс комплексно-тематический план на неделю по теме «Город мастеров» составлен для работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения.
Цель плана – построение целостного коррекционно-образовательного процесса на основе всех системообразующих факторов интеграции образовательных областей.
Комплексно-тематический план составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).
План составлен на основе инвариантного содержания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ (проектом):
- Примерная основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
При составлении плана использованы следующие методические пособия:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2003.
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М., 2008.
- Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
- Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
- Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А.Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2011.
- Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Коррекция зрительного восприятия. Методическое пособие для тифлопедагогов. / Под ред. В.Я. Салаховой. Челябинск, 2003.
- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
- Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
- Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Методическое пособие для тифлопедагогов. Самара, 2004.
Содержание плана соответствует заявленным в ФГТ принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей с нарушением зрения;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
План помогает педагогу объединить образовательные области в единый целостный процесс, определить формы взаимодействия взрослого и ребенка, спроектировать в коррекционно-образовательной работе совместную и самостоятельную деятельность детей, определить ее содержание и продукт деятельности ребенка с ориентацией на определенные темы.
В Плане предусматривается решение образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН), образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности в семье.
План составлен в удобной табличной форме, содержащей четкое определение целей и задач работы с детьми, что позволяет педагогу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Структура плана представлена следующими разделами:
- день недели;
- интеграция образовательных областей;
- программное содержание;
- совместная образовательная деятельность, виды и формы работы;
- развивающая среда (материалы, оборудование, дидактические, коррекционные пособия);
- рекомендации воспитателям по планированию образовательной деятельности в течение дня;
- рекомендации по образовательной деятельности в семье;
- планируемые результаты уровня интегративных качеств.
Основной формой реализации плана является совместная деятельность тифлопедагога и детей, которая осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу с детьми данного возраста, имеющими нарушения зрения:
- время проведения – в первую половину дня, протяженностью до 15 минут;
- НОД должна представлять тематическую и игровую целостность;
- распределение учебной нагрузки должно соответствовать зрительным возможностям и уровню психического развития ребенка;
- обязательное использование игр и упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия зрительного и мышечного утомления, независимо от темы НОД;
- широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов;
- осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных анализаторов и нервно-психических функций.
Дидактическая тема: «Город мастеров»
Программные задачи:
1. Знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врач, продавец, воспитатель, помощник воспитателя, повар и др.).
2. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.
День недели | Интеграция образовательных областей | Программное содержание | Организованная образовательная деятельность, виды деятельности и формы работы | Развивающая среда | Рекомендации воспитателям по планированию образовательной деятельности в течение дня |
ПОНЕДЕЛЬНИК | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура» | «Познание» - Учить узнавать предмет по его контурному изображению. - Учить узнавать профессию человека по его внешнему виду, по предметам необходимым для труда. - Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах выполняемых каждым из них. «Коммуникация» - Расширять и активизировать словарь (профессия, трудиться, воспитатель, помощник воспитателя, врач, медсестра, повар, дворник и т.д.). - Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос. - Учить соотносить существительные мужского и женского рода с глаголами. «Социализация» - Учить детей правильно называть имена и отчества работников детского сада. «Труд» - Воспитывать интерес к жизни и труду работников детского сада. «Здоровье» - Развитие зрительных функций. «Физическая культура» - Накопление и обогащение двигательного опыта детей. | Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия «Кто работает в детском саду?» Игровая: - дидактическая игра «Узнай предмет по силуэту» (Приложение 2). Продуктивная: - графическое задание «Найди кому что нужно». Познавательно-исследовательская: - просмотр презентации «Кто работает в детском саду?»; - дидактическая игра «Чьи это предметы?» (орудия труда). Коммуникативная: - речевое упражнение «Кто работает в детском саду?» (Узнай и назови сотрудника детского сада по фотографии); - дидактическая игра «Кто что делает?». Двигательная: - подвижная игра «Вокруг себя повернись и в (дворника, …др.) превратись» (выполнение имитационных движений); - зрительная гимнастика «Пальминг», «Проследи глазками за движением мячика». | Презентация «Кто работает в детском саду?» (Приложение 1). Дидактическое упражнение «Найди кому, что нужно». Цветные карандаши. Контурное изображение орудий труда. | Повторите с детьми имена, отчества сотрудников детского сада. Поговорите о значении их труда. Понаблюдайте за трудом помощника воспитателя, дворника. Учите детей помогать накрывать стол к обеду (расставлять предметы посуды). Д/игры и упражнения «Что мы делаем, не скажем, а возьмем и всем покажем», «Четвертый лишний», «Собери картинку из частей» (2-3 части). Разучивание зрительной гимнастики «Профессии». |
ВТОРНИК | «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество» | «Познание» - Продолжать знакомить детей с профессией повара. - Учить использовать сохранные анализаторы при ознакомлении с объектами. - Развивать умение раскатывать комочки прямыми движениями, соединять концы получившейся палочки. «Коммуникация» - Расширять и активизировать словарь детей (готовить, резать, вкусная, полезная, фартук, колпак и т.д.). - Поощрять желание детей задавать вопросы, вступать в диалог с взрослым. «Чтение художественной литературы» - Приобщать детей к словесному искусству на основе повторения ранее изученного стихотворения. «Социализация» - Закреплять навыки организованного поведения. «Безопасность» - Учить правилам обращения с ножом. «Здоровье» - Дать представление о пище полезной для здоровья человека. «Труд» - Расширять и обогащать представления о трудовых действиях повара, результатах его труда. | Экскурсия на кухню детского сада Игровая: - дидактическая игра «Какие предметы нужны повару?»; - дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». Продуктивная: - лепка «Бублик». Познавательно-исследовательская: - наблюдение за работой повара; - решение проблемной ситуации «В детском саду много детей, всех надо накормить, но на кухне работают только три человека. Как им успеть все сделать?». Коммуникативная: - ответы на вопросы «Что чем делают? (ножом, поварешкой и т.д.)». Чтение художественной литературы: - рассказывание ранее изученного стихотворения «Повар» В. Степанова. | Помещение кухни детского сада. Стихотворение «Повар» В. Степанова. Пластилин, доски. | Проведите беседу «Кто нас кормит». Рассмотрите предметы посуды. Объясните, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу, и из которой едят. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим – рубим…». Д/игры и упражнения «Обведи предметы посуды по трафарету», «Помоги повару перебрать белую и красную фасоль». Зрительная гимнастика «Профессии». |
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Здоровье» | «Познание» - Упражнять в осязательном узнавании формы предмета. - Закреплять умение осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов. «Коммуникация» - Активизировать и обогащать словарь детей (скалка, противень, разделочная доска, формочки, прихватка). «Социализация» - Развивать игровой замысел, умение входить в определенный образ. «Безопасность» - Дать представление о том, что приготовление пищи может быть опасным (ожоги, др.). «Труд» - Продолжать расширять и обогащать представления о трудовых действиях повара, результатах его труда. «Здоровье» - Развивать зрительные функции. - Учить следить за своей осанкой. | Индивидуальное коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Я пеку, пеку, пеку» Игровая: - дидактическая игра «Узнай фигуру на ощупь»; - пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнем, сладкий тортик испечем»; - сюжетно-ролевая игра «Мы поварята». Продуктивная: - изготовление печенья из теста для лепки для кукольного уголка. Познавательно-исследовательская: - дидактическая игра «Узнай на ощупь»; - дидактическое упражнение «Выбери все зеленые, красные, желтые пуговицы»; - решение проблемной ситуации «Противень горячий. Что надо сделать повару, чтобы не обжечься?». Коммуникативная: - дидактическая игра «Назови предметы посуды». Двигательная: - игра – имитация «Что делает повар?» (имитация движений чистка овощей, резка, жарка, помешивание); - зрительная гимнастика «Профессии». | Поварской колпачок и фартук. Пособие «Волшебные очки». Формочки круглой, квадратной, овальной и треугольной формы. Набор игрушечной посуды: скалка, доска разделочная, противень. Пуговки разного цвета. Прихватка. Тесто для лепки. | ||
СРЕДА | «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура» | «Познание» - Учить детей различать и правильно называть части тела кукол, соотносить со своим телом. - Продолжать обогащать и расширять представления детей о труде взрослых на примере профессии врача. «Коммуникация» - Обогащать и активизировать словарь детей (термометр, фонендоскоп, шприц, таблетки, йод, грелка, бинт). «Чтение художественной литературы» - Приобщать детей к словесному искусству на основе повторения отрывка из ранее прочитанного произведения. «Социализация» - Научить основным приемам ухаживания за больным, развивать чуткое отношение к заболевшему. «Безопасность» - Дать представление детям о том, что использование лекарств без назначений врача может быть опасным. «Труд» - Учить выделять основные трудовые процессы. «Здоровье» - Развитие зрительных функций. - Сформировать у детей элементарные представления о здоровье и средствах его укрепления. «Физическая культура» - Накопление и обогащение двигательного опыта детей. | Подгрупповое коррекционное занятие по социально - бытовой ориентировке «Наши куклы заболели» Игровая: - сюжетно-ролевая игра «Лечим кукол»; Продуктивная: - дидактическая упражнение «Помоги врачу собрать чемодан». Познавательно-исследовательская: - рассматривание инструментов и лекарств, необходимых для работы врача; - дидактическая игра «Что болит у куклы?»; - решение проблемной ситуации «Врач и медсестра помогают нам, когда мы заболели. А что нужно делать, чтобы не болеть?». Коммуникативная: - называние предметов, необходимых для работы врача; - беседа «Чем опасны лекарства». Чтение художественной литературы: - прослушивание отрывка из произведения «Айболит» К. Чуковского. Двигательная: - подвижная игра-имитация «Бедный мишка заболел…»; - зрительная гимнастика «Пальминг». | Куклы с повязками на разных частях тела. Халат, колпак и чемодан врача, с инструментами (ножницы, йод, термометр, зеленка, фонендоскоп и т.д.). Дидактическое упражнение «Помоги врачу собрать чемодан». Отрывок из произведения «Айболит» К. Чуковского. | Понаблюдайте за тем, как врач в детском саду осматривает детей. Проведите беседу «Откуда появляются синяки и шишки». Чтение рассказа «Айболит» К. Чуковского. Сюжетно - ролевые игра «Больница». Лепка «Разноцветные витамины». Д/игры и упражнения «Найди отличия», «Помоги Айболиту добраться до больного бегемотика» (лабиринт). Зрительная гимнастика «Профессии». |
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Труд» | «Познание» - Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения. - Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между объектами. - Закреплять умение составлять целое из частей. «Коммуникация» - Обогащать и активизировать словарь (сверху, внизу, справа, слева, близко, далеко). «Здоровье» - Развивать зрительные функции. «Труд» - Формировать положительное отношение к труду взрослых. | Рассматривание сюжетной картины «Врач» Игровая: - дидактическая игра «Собери картинку». Продуктивная: - моделирование фрагмента картины силуэтами. Познавательно-исследовательская: - рассматривание сюжетной картины; -дидактическая игра «Найди на картинке все белое». Коммуникативная: - ответы на вопросы по сюжетной картине; - дидактическая игра «Далеко – близко». Двигательная: - зрительная гимнастика «Проследи глазами за движением куклы-врача» (влево, вправо, вверх, вниз, по кругу). | Сюжетная картина «Врач» (серия «Рассказы по картинкам» наглядно - дидактическое пособие «Кем быть?» М.: Мозаика – Синтез, 2005-2010). Соответствующая разрезная картинка (2-3 части). Фланелеграф. Набор цветных силуэтов для моделирования картины. Кукла-врач. | ||
ЧЕТВЕР Г | «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье», «Труд» | «Познание» - Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, глазомер. - Совершенствовать умение правильно держать карандаш, дорисовывать недостающие детали предметного изображения. - Продолжать обогащать и расширять представления детей о труде взрослых на примере профессии плотника. «Коммуникация» - Обогащать и активизировать словарь (плотник, инструменты, молоток, отвертка, пила, дрель, гвозди и т.д.). «Чтение художественной литературы» - Приобщать детей к словесному искусству на основе чтения стихотворения. «Безопасность» - Дать представление о том, что неправильное обращение с инструментами может быть опасным. «Здоровье» - Развивать зрительные функции. «Физическая культура» - Закреплять умение ловить мяч, брошенный педагогом. «Труд» - Расширять и обогащать представления о трудовых действиях плотника и результатах его труда. | Индивидуальное коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Я бы в плотники пошел, пусть меня научат…» Игровая: - пальчиковая гимнастика «Молоток»; Продуктивная: - дидактическое упражнение «Почини мебель. Дорисуй недостающие детали». Познавательно-исследовательская: - решение проблемной ситуации: «У стула отвалилась ножка. Что делать?» - дидактическая игра «Найди пару каждому инструменту. Назови, чем они отличаются». Коммуникативная: - беседа «Зачем нужна работа плотника?»; - дидактическая игра «Назови ласково». Чтение художественной литературы: - чтение стихотворения «Плотник» В. Степанова. Двигательная: - зрительная гимнастика «Пальминг»; - игра с мячом «Назови инструмент ласково» (молоток – молоточек и т.д.). | Картинка плотник (серия «Рассказы по картинкам» наглядно - дидактическое пособие «Кем быть?» М.: Мозаика – Синтез, 2005-2010). Игрушечные инструменты. Дидактическая игра «Найди пару каждому инструменту». Дидактическое упражнение «Почини мебель. Дорисуй недостающие детали». Надувной мяч. Стихотворение «Плотник» В. Степанова. | Понаблюдайте за работой плотника детского сада. Проведите беседу: «Каким должен быть плотник». Обратите внимание детей на то, что это мужская профессия. Пальчиковая гимнастика «Молоток». Д/игры и упражнения «Помоги плотнику найти инструменты», «Что изменилось?», «Обведи по точкам». Зрительная гимнастика «Профессии». |
ПЯТНИЦА | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд» | «Познание» - Продолжать знакомить детей с профессией продавца. - Закреплять умение различать и называть цвет, форму, величину предмета; материал, из которого он изготовлен. - Учить сравнивать величину предметов путем наложения, приложения. «Коммуникация» - Активизировать и обогащать словарь детей (продавец, покупатель, продавать, покупать, кассовый аппарат, чек и т.д.). - Учить преобразовывать существительные единственного числа в существительные множественного числа. - Развивать диалогическую форму речи. «Социализация» - Развивать игровой замысел, умение входить в определенный образ. «Безопасность» - Познакомить с элементарными правилами поведения в магазине (не отходить далеко от родителей, не брать в руки и в рот незнакомые предметы, не разговаривать с незнакомцами и т.д.). «Здоровье» - Развивать зрительные функции. «Физическая культура» - Закреплять умение ловить мяч, брошенный педагогом. «Труд» - Формировать представления о труде продавца. | Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия «В магазине игрушек» Игровая: - сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» (педагог – продавец, ребенок – покупатель; и наоборот). Продуктивная: - дидактическая игра «Помоги продавцу упаковать игрушки в подходящие по размеру коробки»; - изготовление украшений для витрины магазина (обводка и раскрашивание пунктирного изображения игрушек). Познавательно-исследовательская: - дидактическая игра «Найди игрушку по описанию»; - решение проблемной ситуации «Продавец не может достать игрушку с самой верхней полки. Что надо сделать?». Коммуникативная: - беседа «Как правильно вести себя в магазине»; - дидактическая игра «Опиши игрушку, которую хочешь купить»; - сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек». Двигательная: - зрительная гимнастика «Проследи глазами за движением машинки»; - игра с мячом «Один – много». | Игрушечный кассовый аппарат. Игрушки. Мяч. Три коробки разного размера. Фломастеры. Дидактическое упражнение «Обведи по точкам». | Проговорите с детьми о том, какие бывают магазины, что в них продают. Обратите внимание детей на работников магазина, чем они занимаются (продавец, кассир, охранник). Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Магазин одежды». Д/игры и упражнения «Что где продается», «Помоги продавцу разложить товар на полки (верхнюю, нижнюю, среднюю)». Зрительная гимнастика «Пальминг». |
Рекомендации тифлопедагога по образовательной деятельности в семье (Приложение 3) | |||||
- Возвращаясь с ребенком из детского сада, обратите его внимание на то, что все люди идут домой с работы. Расскажите ребенку о профессиях всех членов вашей семьи. - Поиграйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», где вы будете покупателем (пациентом), а он продавцом (врачом), и наоборот. Активизируйте речевую деятельность ребенка; пусть он как можно больше говорит предложениями, а не отдельными словами. - Почитайте стихотворения В.Степанова о профессиях. Выучите наиболее понравившееся ребенку. - Поиграйте с ребенком в игру «Отгадай, кто что делает». Научите своего малыша узнавать, называть и показывать движения, характерные для определенных видов деятельности взрослых: дворник – подметает дорогу, убирает лопатой снег; плотник - забивает молотком гвозди; повар - солит суп, перемешивает салат, режет хлеб, крошит овощи; медсестра – делает укол, перебинтовывает руку и др. - Примите участие в создании альбома «Все профессии нужны, все профессии важны». Для этого приготовьте вместе с ребенком творческую работу на листе формата А4 о профессии члена вашей семьи. (Приложение 4) |
Планируемые результаты уровня интегративных качеств:
- Умеет группировать предметы по цвету;
- Различает круг, квадрат, треугольник, предметы круглой, квадратной, треугольной формы;
- Понимает смысл обозначений: сверху, внизу, справа, слева, близко, далеко;
- Называет орудия труда, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал);
- Умеет раскатывать комочки прямыми движениями ладоней;
- Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, помощник воспитателя, врач, медсестра, повар, продавец и др.);
- Проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх;
- С интересом слушает стихотворения, участвует в его обсуждении;
- Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
- Умеет проявлять доброжелательность по отношению к окружающим;
- Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду;
- Обращается к работникам детского сада по имени и отчеству;
- Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- Имеет элементарные представления о здоровье и средствах его укрепления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).
Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...
План-программа кружковой работы по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста «Пластилиновое чудо»
Для детей от 2 до 4 лет....
План-конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) с нарушением зрения «В гости к нам пришли матрёшки»
Занятие помогает детям в игровой форме закрепить знание геометрических форм и основных цветов спектра, умение сравнивать предметы по величине. У детей развиваются зрительные функции, общая и мелкая мо...
Тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР
В данном пособии предлагаются примерные рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе и индивидуальной работы воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога....
"ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания Благодаря игре ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях. окружающей действительности, должна быть наиболее естестве...
«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»
Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...