СТАТЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей раннего возраста художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества.
Художественно-эстетическое развитие у детей раннего возраста включает в себя знакомство с искусством, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную деятельность, музыкальное воспитание и театрализованные игры. Каждое из направлений в ранней возрастной группе имеет свои задачи. Мы решили изучить одно из направлений и выбрали изобразительную деятельность, а именно рисование, оно включает следующие задачи:
1) Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
2) Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
3) Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
4) Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
5) Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
6) Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки
В ходе своей деятельности, мне приходится ежегодно наблюдать за маленькими детьми, только пришедшими в ДОО. Творческий потенциал есть у каждого ребенка, только без поддержки и поощрения взрослыми, творческое мышление и способность создавать новое исчезает за невостребованностью. Поэтому, на протяжении всего пребывания ребенка в группе ДОО он слышит музыку; произведения фольклора во время гигиенических процедур, кормления и засыпания; каждое занятие сопровождается литературным произведением; двигательная деятельность в стихотворной форме и т. д.
Таким образом, хочется отметить, что использование разнообразных средств методов и приемов способствуют приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек творчества. Нужно по чаще хвалить малышей, не бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tulisova_opytno-eksperimentalnaya_rabota.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Тулисова Наталья Анатольевна
В настоящее время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей раннего возраста художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества.
Художественно-эстетическое развитие у детей раннего возраста включает в себя знакомство с искусством, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную деятельность, музыкальное воспитание и театрализованные игры. Каждое из направлений в ранней возрастной группе имеет свои задачи. Мы решили изучить одно из направлений и выбрали изобразительную деятельность, а именно рисование, оно включает следующие задачи:
1) Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
2) Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
3) Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
4) Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
5) Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
6) Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки
В ходе своей деятельности, мне приходится ежегодно наблюдать за маленькими детьми, только пришедшими в ДОО. Творческий потенциал есть у каждого ребенка, только без поддержки и поощрения взрослыми, творческое мышление и способность создавать новое исчезает за невостребованностью. Поэтому, на протяжении всего пребывания ребенка в группе ДОО он слышит музыку; произведения фольклора во время гигиенических процедур, кормления и засыпания; каждое занятие сопровождается литературным произведением; двигательная деятельность в стихотворной форме и т. д.
Таким образом, хочется отметить, что использование разнообразных средств методов и приемов способствуют приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек творчества. Нужно по чаще хвалить малышей, не бояться их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.
Библиографический список
1.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – URL: http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do, свободный.
2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. [Текст]: метод. пособие / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеёва. - 5-е изд. (инновационное), испр. и доп.- Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с
3. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») [Текст]: учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова.- перераб. и доп. – Москва: ИД «Цветной мир», 2017.- 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Моя семья и родственники».
1. Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».2. Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их об...
Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»
Данный методический материал позволит сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....
Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста
ДЖАЛЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА...
«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста» (из опыта работы музыкального руководителя)
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагог...
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».
Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста»....
Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста
В раннем возрасте (1 год - 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности. Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное количество игрушек. Пров...
Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста
Статья на тему "Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста"...