Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.
статья по теме
В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности работы с детьми ясельного возраста
Период раннего детства – уникальный период, т.к. происходит бурное, интенсивное созревание самого организма, происходит развитие двигательной и психической, и также сенсорной сферы ребенка. Но это развитие не будет происходить, если не будет грамотно и в соответствии с возрастными особенностями ребенка организована предметно-пространственная развивающая среда.
Так как наши дети имеют нарушения зрения, следовательно, предметно-пространственная среда должна нести не только развивающую, но и коррекционную направленность. Она строится с учетом «зоны актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития».
Коррекционно-развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, для преодоления и исправления трудностей в развитии детей с нарушением зрения. При ее организации необходимо учитывать:
- структуру зрительного нарушения и проблемы, возникающие при овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- соответствие наполнения коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей и так далее.
Также учитываются и особенности восприятия детей с нарушением зрения:
- целенаправленно должны привносится объекты восприятия яркие по цвету, светящиеся;
- игрушки «провоцирующие» функцию взора и поисковую деятельность;
- по размеру доступные для обзора .
Развивающая среда не должна иметь ограничение в пространстве, а пространство должно быть наполнено предметами для любой деятельности ребенка с нарушением зрения.
Ведущим познавательным процессом ясельного возраста является восприятие. Активизация его возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности, поэтому накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной и параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений, развитие речи.
Непосредственно непрерывная образовательная деятельность по сенсорике характеризуется принципом последовательности, то есть предусматривается постепенное усложнение: от элементарной группировки однородных предметов по цвету, форме, величине, до учета этих признаков в продуктивной деятельности.
Мышление детей носит в этом возрасте преимущественно наглядно-действенный характер, а основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Дидактические игрушки выполняют важную задачу – способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев рук, развивают познавательную активность детей. Для этого необходимо обеспечить работу с игрушками-манипуляторами типа сборно-разборных пирамид, башенок, простыми вкладышами; также возможность нанизывания, навинчивания, разбрасывания и собирания в коробки.
Для проведения непосредственно непрерывной образовательной деятельности с детьми ясельного возраста можно рекомендовать 5 видов дидактических игрушек:
- игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и другие)
- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, форме и величине (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)
- игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей и предназначенные для вкладывания и накладывания, составления башенок (шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)
- игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и т.д.)
- игрушки сюжетные (по лексическим темам), а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, форма, величина)
Правильно организованная коррекционно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучать детей к самостоятельным играм.
Примерный перечень игр и игрушек для детей ясельного возраста:
- Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы для нанизывания
- Матрешки с 3, 4, 5 вкладышами
- Пирамидки разного размера и цвета
- Вкладыши разной формы и по лексическим темам
- Развивающие кубы-пазлы
- Гвозди-перевертыши
- Стаканчики
- Цилиндры
- Набор столбиков основных цветов
- Игрушки – шнуровки разного вида
- Сюжетно-дидактическое панно с разными видами застежек
- Лото по разной тематике
- Разрезные картинки из 2-х частей
- Кубики 2 и 4-х частей
- Наборы кубов и шаров разной величины и цвета
- Крупная цветная мозаика
- Игрушки и предметы по лексическим темам
- Игры, развивающие глазомер и глазодвигательную функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
Конспект НОД по ОО «Познание» с детьми средней группы, имеющими нарушения зрения (с интеграцией ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая кул...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"
Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...
«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....
Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....
Использование скрайбинг - технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи необходимо использовать разные технологии. Одной из таких технологий является скрайбинг....
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Учителю-логопеду важно знать специфику работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, потому что это поможет ему эффективно выполнять свою работу и достичь лучших результатов в корре...