Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.
статья по теме

Гвоздева Оксана Валентиновна

В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности работы с детьми ясельного возраста

                Период раннего детства – уникальный период, т.к. происходит бурное, интенсивное созревание самого организма, происходит развитие двигательной и психической, и также сенсорной сферы ребенка. Но это развитие не будет происходить, если не будет грамотно и в соответствии с возрастными особенностями ребенка организована предметно-пространственная развивающая среда.

                Так как наши дети имеют нарушения зрения, следовательно, предметно-пространственная среда должна нести не только развивающую, но и коррекционную направленность. Она строится с учетом «зоны актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития».

                Коррекционно-развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, для преодоления и исправления трудностей в развитии детей с нарушением зрения. При ее организации  необходимо учитывать:

  • структуру зрительного нарушения и проблемы, возникающие при овладении и взаимодействии с окружающей средой;
  • соответствие наполнения коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей и так далее.

                Также учитываются и особенности восприятия детей с нарушением зрения:

  • целенаправленно должны привносится объекты восприятия яркие по цвету, светящиеся;
  •  игрушки «провоцирующие» функцию взора и поисковую деятельность;
  •  по размеру доступные для обзора .

                Развивающая среда  не должна иметь ограничение в пространстве, а пространство должно быть наполнено предметами для любой деятельности ребенка с нарушением зрения.

                 Ведущим познавательным процессом ясельного возраста является восприятие. Активизация его возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности, поэтому накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной и параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений, развитие речи.

                Непосредственно непрерывная образовательная деятельность по сенсорике характеризуется принципом последовательности, то есть предусматривается постепенное усложнение: от элементарной группировки однородных предметов по цвету, форме, величине, до учета этих признаков в продуктивной деятельности.

                Мышление детей носит в этом возрасте преимущественно наглядно-действенный характер, а основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Дидактические игрушки выполняют важную задачу – способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев рук, развивают познавательную активность детей. Для этого необходимо обеспечить работу с игрушками-манипуляторами типа сборно-разборных пирамид, башенок, простыми вкладышами; также возможность нанизывания, навинчивания, разбрасывания и собирания в коробки.  

                Для проведения непосредственно непрерывной образовательной деятельности с детьми ясельного возраста можно рекомендовать 5 видов дидактических игрушек:

  1. игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и другие)
  2. игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, форме и величине (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)
  3. игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей и предназначенные для вкладывания и накладывания, составления башенок (шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)  
  4. игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и т.д.)
  5. игрушки сюжетные (по лексическим темам), а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, форма, величина)

 

                Правильно организованная коррекционно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучать детей к самостоятельным играм.

Примерный перечень игр и игрушек для детей ясельного возраста:

  • Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы для нанизывания
  • Матрешки с 3, 4, 5 вкладышами
  • Пирамидки разного размера и цвета
  • Вкладыши разной формы и по лексическим темам
  • Развивающие кубы-пазлы
  • Гвозди-перевертыши
  • Стаканчики  
  • Цилиндры
  • Набор столбиков основных цветов
  • Игрушки – шнуровки разного вида
  • Сюжетно-дидактическое панно с разными видами застежек
  • Лото по разной тематике
  • Разрезные картинки из 2-х частей
  • Кубики 2 и 4-х частей
  • Наборы кубов и шаров разной величины и цвета
  • Крупная цветная мозаика
  • Игрушки и предметы по лексическим темам
  • Игры, развивающие глазомер и  глазодвигательную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

Конспект НОД  по ОО «Познание»  с детьми средней группы, имеющими нарушения зрения  (с интеграцией ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая кул...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"

Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную  активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...

«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....

Использование скрайбинг - технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи необходимо использовать разные технологии. Одной из таких технологий является скрайбинг....

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Учителю-логопеду важно знать специфику работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, потому что это поможет ему эффективно выполнять свою работу и достичь лучших результатов в корре...