Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-творческому развитию в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских досок»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohloma.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №4»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-творческому развитию в старшей группе
«Золотая хохлома. Роспись дощечек»
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории
Бадмаева Л.И.
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по художественно-творческому развитию в старшей группе
«Золотая хохлома. Роспись хохломских досок»
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Оборудование: разделочные доски из дерева, (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.
Ход занятия
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я.
Любите отгадывать загадки? (Да).
Тогда, слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Как волшебница Жар-птица, не выходит из ума
Чародейка-мастерица, золотая Хохлома.
И богата, и красива, рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету: гроздь огненных рябин,
Маки солнечного лета и ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память: зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея, от дыхания зимы.
Входим в царство Берендея, в мир волшебной Хохломы.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организована выставка хохломских изделий.
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны? (Да!).
- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
- Молодцы! Присаживайтесь
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши досочки узорами.
После окончания работы Ребята выходят с в центр группы, показывают их гостям.
Ох, Россия, ты Россия
В каждом доме терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.
Гостю рада от души
Кубки чаши и ковши!
И богата, и красива
Золотая Хохлома.
Ой, вы, гости дорогие
У нас работы расписные
Писали их, старались
Подарить вам собирались.
Дети дарят свои изделия гостям.
Воспитатель:
Удивительна и богата земля русская своими мастерами!
Мальчик: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Девочка: Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Воспитатель:
Ребята нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы». Всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе тема: «Украсим сахарницу хохломской росписью»
С использованием инновационных технологий: икт, здоровьесберегающие....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе«Золотая хохлома роспись хохломских досок». Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - ...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Золотая хохлома"
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: Приобщение детей...
Конспект образовательной деятельности по художественному - эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Роспись дымковской игрушки «Олешка»
Представлен конспект по рисованию....
Нод по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы "Золотая хохлома".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район Конспект образовате...
Открытое образовательное мероприятие в средней группе по направлению художественно-эстетическое развитие. Тема: «Золотая хохлома, роспись хохломских досок»,
Направлено на воспитание интереса к народным промыслам, любови и бережного отношения к природе, к народному декоративному творчеству; развитие умений активно и творчески применять ранее ус...