Нод по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы "Золотая хохлома".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район
Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей старшей группы по теме «По мотивам хохломской росписи».
Подготовила воспитатель:
Белая Лилия Александровна
2022г.
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию.
Тема: «По мотивам хохломской росписи» в старшей группе.
Цель:
-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
Задачи:
-Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением.
-Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти.
-Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на кувшине.
-Развивать чувства цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.
Демонстрационный материал.
Хохломские изделия.
Раздаточный материал.
Листы белой бумаги для упражнений, гуашь зеленая, желтая, красная, черная, кисти, банки с водой, салфетки; готовые шаблон кувшина.
Ход НОД:
Под музыку русской народной песни («Светит месяц», в исполнении оркестра русских народных инструментов, входит воспитатель в костюме в стиле хохломской росписи.
Воспитатель: Ребята сегодня утром нам пришла посылка с ярким нарядом и письмом. (Демонстрируется наряд) Наряд я уже примеряла, письмо без вас не открывала. Вам интересно узнать, что в этом письме?
Письмо. Здравствуйте девочки и мальчики! Пишут Вам торговцы с Новгородской ярмарки. Скоро состоится ярмарка, а посуды не хватает, помогите нам.
Воспитатель: Ну что ребята поможем?
Дети: поможем.
Воспитатель: Давайте посмотрим ребята, что же прислали нам…. (Достают посуду).
Дети: посуда.
Воспитатель: Ах, какая она красивая расписная! Ребята, разве мы сейчас пользуемся такой посудой? (Нет). Потому что сейчас много посуды из всевозможных материалов, а раньше в основном была простая деревянная посуда. Но со временем мастера стали украшать её яркими красками.
Воспитатель: Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?
Дети: из дерева.
Воспитатель: А чем же она необычна?
Дети: Посуда расписана узорами.
Воспитатель: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.
Дети: Сахарница, ложки, чаша, половник.
Воспитатель: И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Воспитатель: Ребята, а вам знакома такая роспись?
Дети: да
Отгадайте загадку.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А как вы думаете, от чего и почему, ее очень часто называют золотая хохлома ? Потому что на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах. Вы хотите узнать почему роспись называется хохломской. Существует такая легенда: давным-давно поселился в одной деревушке за рекой Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой. И с той поры у мастера посуда выходила точно золотом раскрашена.
- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) - Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, цветочки, листочки, ягодки. Показ иллюстраций (заглядывая в посылку). Воспитатель говорит: «Посмотрите, ребята, здесь еще, что то есть!.»(Достают изображённые на бумаги контуры кувшина). Ребята, вот и задание от мастеров.
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту кувшин хохломским узором.
- Вы согласны?
- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне, с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая).
Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).
- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, капельки, травку, и т. д.).
- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
Ребята, а давайте мы сейчас немного разомнемся.
Физминутка.
Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому (руки полочкой)
Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)
Нарисуем травку (повороты)
Солнечною краской
Ягоды рябинки (руки полочкой)
Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)
Хохлома да хохлома (повороты)
Вот так чудо дивное!
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.
Идет индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель:
- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.
Анализ работ.
Посмотрите, какие чудесные получилась кувшины? Яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А теперь, вспомним, какой росписью мы расписывали свою посуду? Какие элементы вы запомнили? Почему хохлому называют золотой? Кому было трудно быть мастерами или наоборот легко?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zolotaya_hohloma.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район
Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей старшей группы по теме «По мотивам хохломской росписи».
Подготовила воспитатель:
Белая Лилия Александровна
2022г.
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию.
Тема: «По мотивам хохломской росписи» в старшей группе.
Цель:
-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
Задачи:
-Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением.
-Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти.
-Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на кувшине.
-Развивать чувства цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.
Демонстрационный материал.
Хохломские изделия.
Раздаточный материал.
Листы белой бумаги для упражнений, гуашь зеленая, желтая, красная, черная, кисти, банки с водой, салфетки; готовые шаблон кувшина.
Ход НОД:
Под музыку русской народной песни («Светит месяц», в исполнении оркестра русских народных инструментов, входит воспитатель в костюме в стиле хохломской росписи.
Воспитатель: Ребята сегодня утром нам пришла посылка с ярким нарядом и письмом. (Демонстрируется наряд) Наряд я уже примеряла, письмо без вас не открывала. Вам интересно узнать, что в этом письме?
Письмо. Здравствуйте девочки и мальчики! Пишут Вам торговцы с Новгородской ярмарки. Скоро состоится ярмарка, а посуды не хватает, помогите нам.
Воспитатель: Ну что ребята поможем?
Дети: поможем.
Воспитатель: Давайте посмотрим ребята, что же прислали нам…. (Достают посуду).
Дети: посуда.
Воспитатель: Ах, какая она красивая расписная! Ребята, разве мы сейчас пользуемся такой посудой? (Нет). Потому что сейчас много посуды из всевозможных материалов, а раньше в основном была простая деревянная посуда. Но со временем мастера стали украшать её яркими красками.
Воспитатель: Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?
Дети: из дерева.
Воспитатель: А чем же она необычна?
Дети: Посуда расписана узорами.
Воспитатель: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.
Дети: Сахарница, ложки, чаша, половник.
Воспитатель: И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Воспитатель: Ребята, а вам знакома такая роспись?
Дети: да
Отгадайте загадку.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А как вы думаете, от чего и почему, ее очень часто называют золотая хохлома ? Потому что на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах. Вы хотите узнать почему роспись называется хохломской. Существует такая легенда: давным-давно поселился в одной деревушке за рекой Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой. И с той поры у мастера посуда выходила точно золотом раскрашена.
- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) - Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, цветочки, листочки, ягодки. Показ иллюстраций (заглядывая в посылку). Воспитатель говорит: «Посмотрите, ребята, здесь еще, что то есть!.»(Достают изображённые на бумаги контуры кувшина). Ребята, вот и задание от мастеров.
- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту кувшин хохломским узором.
- Вы согласны?
- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне, с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая).
Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).
- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, капельки, травку, и т. д.).
- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
Ребята, а давайте мы сейчас немного разомнемся.
Физминутка.
Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)
Наше чудо дивное
Мы рисуем хохлому (руки полочкой)
Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)
Нарисуем травку (повороты)
Солнечною краской
Ягоды рябинки (руки полочкой)
Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)
Хохлома да хохлома (повороты)
Вот так чудо дивное!
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.
Идет индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель:
- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.
Анализ работ.
Посмотрите, какие чудесные получилась кувшины? Яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А теперь, вспомним, какой росписью мы расписывали свою посуду? Какие элементы вы запомнили? Почему хохлому называют золотой? Кому было трудно быть мастерами или наоборот легко?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
КОНСПЕКТ организованной интегрированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Старая сказка на новый лад»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6221214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6...
Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"
В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....