Нод по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы "Золотая хохлома".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Белая Лилия Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей старшей группы по теме «По мотивам хохломской росписи».

 

 

 

 

 

 

          Подготовила воспитатель:

Белая Лилия Александровна

 


 


 

 

 

 

 

 

2022г.

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию.

Тема: «По мотивам хохломской росписи» в старшей группе.

Цель:

-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

Задачи:

-Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением.

-Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти.

-Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на кувшине.

-Развивать чувства цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.

Демонстрационный материал. 

Хохломские изделия.

Раздаточный материал.

Листы белой бумаги для упражнений, гуашь зеленая, желтая, красная, черная, кисти, банки с водой, салфетки; готовые шаблон кувшина.

Ход НОД:

Под музыку русской народной песни («Светит месяц», в исполнении оркестра русских народных инструментов, входит воспитатель в костюме в стиле хохломской росписи.

Воспитатель: Ребята сегодня утром  нам пришла посылка с ярким нарядом и письмом. (Демонстрируется наряд) Наряд я уже примеряла, письмо без вас не открывала. Вам интересно узнать, что в этом письме?

Письмо. Здравствуйте девочки и мальчики! Пишут Вам торговцы с Новгородской ярмарки. Скоро состоится ярмарка, а посуды не хватает, помогите нам.

Воспитатель: Ну что ребята поможем?

Дети: поможем.

Воспитатель: Давайте посмотрим ребята, что же прислали нам…. (Достают посуду).

Дети: посуда.

Воспитатель: Ах, какая она красивая расписная! Ребята, разве мы сейчас пользуемся такой посудой? (Нет). Потому что сейчас много посуды из всевозможных материалов, а раньше в основном была простая деревянная посуда. Но со временем мастера стали украшать её яркими красками.

Воспитатель: Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?

Дети: из дерева.

Воспитатель: А чем же она необычна?

Дети: Посуда расписана узорами.

Воспитатель: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.

Дети: Сахарница, ложки, чаша, половник.

Воспитатель: И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Воспитатель: Ребята, а вам знакома такая роспись?

Дети: да

Отгадайте загадку.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А как вы думаете, от чего и почему, ее очень часто называют золотая хохлома ? Потому что на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах. Вы хотите узнать почему роспись называется хохломскойСуществует такая легенда: давным-давно поселился в одной деревушке за рекой Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой. И с той поры у мастера посуда выходила точно золотом раскрашена.

- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи(Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) - Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, цветочки, листочки, ягодки. Показ иллюстраций (заглядывая в посылку). Воспитатель говорит«Посмотрите, ребята, здесь еще, что то есть!.»(Достают изображённые на бумаги контуры кувшина). Ребята, вот и задание от мастеров.

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту кувшин хохломским узором.

- Вы согласны?

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне, с чего начинается роспись(С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая).

Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).

- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, капельки, травку, и т. д.).

- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Ребята, а давайте мы сейчас немного разомнемся.

Физминутка.

Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому (руки полочкой)

Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)

Нарисуем травку (повороты)

Солнечною краской

Ягоды рябинки (руки полочкой)

Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)

Хохлома да хохлома (повороты)

Вот так чудо дивное!

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.

Идет индивидуальная работа с детьми.

Воспитатель:

- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.

Анализ работ.

Посмотрите, какие чудесные получилась кувшины? Яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А теперь, вспомним, какой росписью мы расписывали свою посуду? Какие элементы вы запомнили? Почему хохлому называют золотой? Кому было трудно быть мастерами или наоборот легко?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zolotaya_hohloma.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 50 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей старшей группы по теме «По мотивам хохломской росписи».

         Подготовила воспитатель:

Белая Лилия Александровна


 


 

2022г.

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию.

Тема: «По мотивам хохломской росписи» в старшей группе.

Цель:

-Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

Задачи:

-Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением.

-Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти.

-Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на кувшине.

-Развивать чувства цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.

Демонстрационный материал. 

Хохломские изделия.

Раздаточный материал. 

Листы белой бумаги для упражнений, гуашь зеленая, желтая, красная, черная, кисти, банки с водой, салфетки; готовые шаблон кувшина.

Ход НОД:

Под музыку русской народной песни («Светит месяц», в исполнении оркестра русских народных инструментов, входит воспитатель в костюме в стиле хохломской росписи.

Воспитатель: Ребята сегодня утром  нам пришла посылка с ярким нарядом и письмом. (Демонстрируется наряд) Наряд я уже примеряла, письмо без вас не открывала. Вам интересно узнать, что в этом письме?

Письмо. Здравствуйте девочки и мальчики! Пишут Вам торговцы с Новгородской ярмарки. Скоро состоится ярмарка, а посуды не хватает, помогите нам.

Воспитатель: Ну что ребята поможем?

Дети: поможем.

Воспитатель: Давайте посмотрим ребята, что же прислали нам…. (Достают посуду).

Дети: посуда.

Воспитатель: Ах, какая она красивая расписная! Ребята, разве мы сейчас пользуемся такой посудой? (Нет). Потому что сейчас много посуды из всевозможных материалов, а раньше в основном была простая деревянная посуда. Но со временем мастера стали украшать её яркими красками.

Воспитатель: Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?

Дети: из дерева.

Воспитатель: А чем же она необычна?

Дети: Посуда расписана узорами.

Воспитатель: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.

Дети: Сахарница, ложки, чаша, половник.

Воспитатель: И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Воспитатель: Ребята, а вам знакома такая роспись?

Дети: да

Отгадайте загадку.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А как вы думаете, от чего и почему, ее очень часто называют золотая хохлома ? Потому что на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах. Вы хотите узнать почему роспись называется хохломскойСуществует такая легенда: давным-давно поселился в одной деревушке за рекой Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой. И с той поры у мастера посуда выходила точно золотом раскрашена.

- А сейчас внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) - Я хочу вам показать элементы узора в хохломской росписи : завитки, травинки, цветочки, листочки, ягодки. Показ иллюстраций (заглядывая в посылку). Воспитатель говорит«Посмотрите, ребята, здесь еще, что то есть!.»(Достают изображённые на бумаги контуры кувшина). Ребята, вот и задание от мастеров.

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту кувшин хохломским узором.

- Вы согласны?

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне, с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая).

Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).

- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, капельки, травку, и т. д.).

- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Ребята, а давайте мы сейчас немного разомнемся.

Физминутка.

Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому (руки полочкой)

Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)

Нарисуем травку (повороты)

Солнечною краской

Ягоды рябинки (руки полочкой)

Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)

Хохлома да хохлома (повороты)

Вот так чудо дивное!

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.

Идет индивидуальная работа с детьми.

Воспитатель:

- А теперь ребята, покажите свои работы и давайте полюбуемся ими.

Анализ работ.

Посмотрите, какие чудесные получилась кувшины? Яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А теперь, вспомним, какой росписью мы расписывали свою посуду? Какие элементы вы запомнили? Почему хохлому называют золотой? Кому было трудно быть мастерами или наоборот легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....