Экспериментальная деятельность по теме: "Апробирование программы И.А Кузьмина "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте"
опыты и эксперименты

Шатрова Мария Владимировна

Цель: Создание в ДОУ системы духовно – нравственного воспитания на отечественных традициях на основе современного опыта.

Задачи: 1. Развивать духовно – нравственную основу личности ребенка – родителя – педагога, делая это направление  деятельности в образовании приоритетным.

2.Обеспечить преемственность от дошкольного образования к общеобразовательной школе, создавая предпосылки для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

3.Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

4.Развивать коммуникативные умения и управленческие способности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Солнышко»»

Городского округа город Шарья Костромской области

(МБДОУ Детский сад № 15 «Солнышко»»)

Экспериментальная деятельность по теме:

«Апробирование программы И.А Кузьмина «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

Автор – исполнитель: Шатрова М.В

Шарья. 2022 год

Цель: Создание в ДОУ системы духовно – нравственного воспитания на отечественных традициях на основе современного опыта.

Задачи: 1. Развивать духовно – нравственную основу личности ребенка – родителя – педагога, делая это направление  деятельности в образовании приоритетным.

2.Обеспечить преемственность от дошкольного образования к общеобразовательной школе, создавая предпосылки для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

3.Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

4.Развивать коммуникативные умения и управленческие способности дошкольника.

Объект исследования: процесс воспитания основ нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование нравственной личности дошкольника.

Гипотеза эксперимента:

Воспитание основ нравственной культуры у детей дошкольного возраста будет более результативным, если:

1.Воспитание основ нравственной культуры является приоритетным направлением образовательного  процесса и рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности эмоционального, познавательного, поведенческого, рефлексивного компонентов.

2.Разработана и внедрена в  образовательный процесс научно - обоснованная

 модель воспитания  основ нравственной  культуры у детей дошкольного возраста.

3. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы рассматривается как источник профессионального совершенствования в контексте преемственного воспитания  у детей основ нравственной культуры  и является объектом рефлексивного анализа.

Основной идеей является развитие духовно – нравственной основы личности ребенка – родителя – педагога.

Актуальность.

Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, снижение воспитательной роли семьи актулизируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющимся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, привычки, чувства, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку «действенным субъектом человеческого сообщества» (Д.И Фельдштейн) По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально –педагогических проблем.

Значимость эмоциональной жизни ребенка дошкольного возраста обусловлена тем, что «не благодаря работе интеллекта, не через подражание входим мы в связь с социальной средой. Но благодаря тому, что непосредственно чувствуем эту среду как живую, человеческую». И отношение к социокультурной среде, всякий социально –психический опыт, приобретаемый ребенком, также проявляется прежде всего в чувствах.

Таким образом, для ребенка дошкольного возраста при всей его значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения.

Важнейшим условием нормального психо – эмоционального развития детей дошкольного возраста является общение. Потребность ребенка в общении определяется стремлением к познанию и оценке других людей и через них и с помощью к самопознанию и самооценке.

В процессе общения со взрослыми у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет   реально   оценить себя,   увидеть  свои возможности, воплощенные в другом, на которого  он может  быть похожим.

В  программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» организация общения  детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится центральное место.

Впервые в дошкольном образовании взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками осуществляется на основе активных форм обучения, которые проводятся по определенным технологиям, и выбор  которых обусловлен готовностью детей к деловому познавательному и личностному общению.

Методы опытно – экспериментальной деятельности:

Наблюдения

Активные формы обучения

Анкетирование, социологический опрос

Анализ документации

Тестирование

Обобщение педагогического опыта

Методы контроля:

Оперативный мониторинг

Наблюдение

Опросы

Экспертиза

Анкетирование

Ожидаемые результаты

Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей.

Развитие коммуникативных умений.

Развитие управленческих способностей.

Развитие речевого взаимодействия.

Развитие мотивации к общению у детей и взрослых.

Заключение

Дети учатся регулировать свое поведение через нравственные эталоны, соответствующие традициям русской культуры. Родители приобщаются к идеям культуросообразности и развития общенационального воспитания, семейным ценностям и традициям. Для педагогов значимость воспитательной системы заключается в возможности внедрения инновационного опыта детского сада в массовую педагогическую практику.

Важно то, что у педагогов и у родителей происходит переоценка ценностей, формируется новое педагогическое мышление, осознается необходимость дальнейшего развития воспитательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» ЗадачиПрисоединение  родителей к  отечественным  традициям.Оказание родител...

НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Семья вместе – душа на месте.

Активное развивающее занятие    по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»Семья вместе ...

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» Задачи1.     Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.2....

«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...

Самообразование на тему Система работы с родителями «Моя семья» по серии книг для развития детей к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

ЦЕЛЬ: Создать необходимые условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании. ЗАДАЧИ:1. Изучить педагогические, психологические, методи...

Доклад «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» По программе « Неизведанное рядом» (из опыта работы группы №13 (2 младшая группа))

АктуальностьОдним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнк...