Экспериментальная деятельность по теме: "Апробирование программы И.А Кузьмина "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте"
опыты и эксперименты
Цель: Создание в ДОУ системы духовно – нравственного воспитания на отечественных традициях на основе современного опыта.
Задачи: 1. Развивать духовно – нравственную основу личности ребенка – родителя – педагога, делая это направление деятельности в образовании приоритетным.
2.Обеспечить преемственность от дошкольного образования к общеобразовательной школе, создавая предпосылки для успешной адаптации ребенка к начальной школе.
3.Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
4.Развивать коммуникативные умения и управленческие способности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Солнышко»»
Городского округа город Шарья Костромской области
(МБДОУ Детский сад № 15 «Солнышко»»)
Экспериментальная деятельность по теме:
«Апробирование программы И.А Кузьмина «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
Автор – исполнитель: Шатрова М.В
Шарья. 2022 год
Цель: Создание в ДОУ системы духовно – нравственного воспитания на отечественных традициях на основе современного опыта.
Задачи: 1. Развивать духовно – нравственную основу личности ребенка – родителя – педагога, делая это направление деятельности в образовании приоритетным.
2.Обеспечить преемственность от дошкольного образования к общеобразовательной школе, создавая предпосылки для успешной адаптации ребенка к начальной школе.
3.Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
4.Развивать коммуникативные умения и управленческие способности дошкольника.
Объект исследования: процесс воспитания основ нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование нравственной личности дошкольника.
Гипотеза эксперимента:
Воспитание основ нравственной культуры у детей дошкольного возраста будет более результативным, если:
1.Воспитание основ нравственной культуры является приоритетным направлением образовательного процесса и рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности эмоционального, познавательного, поведенческого, рефлексивного компонентов.
2.Разработана и внедрена в образовательный процесс научно - обоснованная
модель воспитания основ нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
3. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы рассматривается как источник профессионального совершенствования в контексте преемственного воспитания у детей основ нравственной культуры и является объектом рефлексивного анализа.
Основной идеей является развитие духовно – нравственной основы личности ребенка – родителя – педагога.
Актуальность.
Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, снижение воспитательной роли семьи актулизируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющимся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, привычки, чувства, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку «действенным субъектом человеческого сообщества» (Д.И Фельдштейн) По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально –педагогических проблем.
Значимость эмоциональной жизни ребенка дошкольного возраста обусловлена тем, что «не благодаря работе интеллекта, не через подражание входим мы в связь с социальной средой. Но благодаря тому, что непосредственно чувствуем эту среду как живую, человеческую». И отношение к социокультурной среде, всякий социально –психический опыт, приобретаемый ребенком, также проявляется прежде всего в чувствах.
Таким образом, для ребенка дошкольного возраста при всей его значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения.
Важнейшим условием нормального психо – эмоционального развития детей дошкольного возраста является общение. Потребность ребенка в общении определяется стремлением к познанию и оценке других людей и через них и с помощью к самопознанию и самооценке.
В процессе общения со взрослыми у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет реально оценить себя, увидеть свои возможности, воплощенные в другом, на которого он может быть похожим.
В программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» организация общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится центральное место.
Впервые в дошкольном образовании взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками осуществляется на основе активных форм обучения, которые проводятся по определенным технологиям, и выбор которых обусловлен готовностью детей к деловому познавательному и личностному общению.
Методы опытно – экспериментальной деятельности:
Наблюдения
Активные формы обучения
Анкетирование, социологический опрос
Анализ документации
Тестирование
Обобщение педагогического опыта
Методы контроля:
Оперативный мониторинг
Наблюдение
Опросы
Экспертиза
Анкетирование
Ожидаемые результаты
Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей.
Развитие коммуникативных умений.
Развитие управленческих способностей.
Развитие речевого взаимодействия.
Развитие мотивации к общению у детей и взрослых.
Заключение
Дети учатся регулировать свое поведение через нравственные эталоны, соответствующие традициям русской культуры. Родители приобщаются к идеям культуросообразности и развития общенационального воспитания, семейным ценностям и традициям. Для педагогов значимость воспитательной системы заключается в возможности внедрения инновационного опыта детского сада в массовую педагогическую практику.
Важно то, что у педагогов и у родителей происходит переоценка ценностей, формируется новое педагогическое мышление, осознается необходимость дальнейшего развития воспитательной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» ЗадачиПрисоединение родителей к отечественным традициям.Оказание родител...
НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Семья вместе – душа на месте.
Активное развивающее занятие по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»Семья вместе ...
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» Задачи1. Присоединение родителей к отечественным традициям.2....
План-конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в группе младшего возраста (3-4 года) на тему «Любимая книга»
Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией "Книга"....
«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...
Самообразование на тему Система работы с родителями «Моя семья» по серии книг для развития детей к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
ЦЕЛЬ: Создать необходимые условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании. ЗАДАЧИ:1. Изучить педагогические, психологические, методи...
Доклад «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» По программе « Неизведанное рядом» (из опыта работы группы №13 (2 младшая группа))
АктуальностьОдним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнк...