Презентация "Лесенка успеха в ДОУ"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лесенка успеха с двусторонним движением или о радостной жизни детей и взрослых в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesenka_uspeha_v_dou.pptx274.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» «Четыре возраста детского сада» Подготовила: воспитатель Прибыткова Я.О. «Лесенка успеха с двусторонним движением или О радостной жизни детей и взрослых в детском саду»

Слайд 2

Эта книга – о неочевидных закономерностях детского р азвития и о том, как воспитателю поверить в себя, почувствовать радость от своей работы, которая не уступала бы детской радости от общения с ним.

Слайд 3

МЛАДШАЯ ГРУППА. СОДЕЙСТВУЕМ ОТКРЫТИЮ ЧЕЛОВЕКА. Игра и воображение возникают в зазоре между тем, какой я сегодня и тем, каким хочу быть завтра. Младшая группа-всегда разновозрастная. И обучение любому виду деятельности в младшей группе чаще всего индивидуальное. Если с девочками порой достаточно провести работу один раз, то с мальчиками и раз, и два, и более раз, пока программный материал не будет ими усвоен на уровне самостоятельности. Именно в возрасте трёх лет у ребёнка любого пола возникает и начинает очень быстро развиваться самосознание (самопознание или рефлексирование и самооценка). Они такие разные

Слайд 4

Игрушечный собеседник Педагог с помощью персонажа, во-первых, ставит ребёнка в проблемную ситуацию, решая которую малыш раскрывает сложный вид знаний - зависимости и закономерности; во-вторых, предлагает ему новую роль поведения – учителя персонажа; в-третьих, содействует развитию разных видов связной контекстной речи (повествовательной, описательной, доказательной, объяснительной). Успешность в деятельности – основа развития у малыша доверия к взрослому, результат успешного взаимодействия. Общие радости (всем хватило стульев, все разместились за столами и т. д.) сближают детей между собой и помогают вступить в контакт с воспитателем, когда он, называя каждого по имени, встречается с детьми взглядами, улыбками. Для малыша значимо не слова взрослого, а его мимика. На радостную интонацию он отвечает улыбкой, на таинственную замирает в ожидании чуда. Мастерство заключается в том, чтобы как можно богаче была палитра мимики и интонаций у воспитателя. Именно ожидание чуда и становится главным мотивом собственного решения малыша прийти в детский сад. Трудности в расставании с мамой ему будет легче пережить, если ежедневно внушать ему мысль, что его очень ждут в детском саду, хотят с ним поиграть, поговорить. Контакты и конфликты

Слайд 5

Воспитание как организация жизни и содействие Ни воспитать, ни обучить человека нельзя, если он САМ не захочет учиться у учителя. Поэтому А.В. Запорожец сорок лет назад и ввёл в дошкольную педагогику понятие СОДЕЙСТВИЕ, при котором сохраняются индивидуальности и взрослого (наставника), и ребёнка (воспитанника). Педагогу важно и себя сохранить, и не подавить ребёнка как индивидуальность. А для этого воспитатель должен вступить с воспитанником именно во взаимодействие. Это взаимодействие двух индивидуальностей, двух систем, взаимопроникновение, взаимообогащение на основе осознания неповторимости каждого. Театр воспитателя Работа воспитателя в любой возрастной группе – это театр. То он «фокусник», то «вкусный собеседник», то «дирижёр», то «очарованный зритель». Педагогу важно понимать, какую задачу он решает в данную минуту, а значит, в каком образе его должен увидеть воспитанник. Если ребята топают ножками, хлопают в ладоши, смеются, то воспитатель должен поддержать их эмоции – смеяться вместе с ними, удивляться, комментировать – выражать радость.

Слайд 6

Игра , труд, учение Отечественные учёные определили три вида деятельности, образующих стержень целостного педагогического процесса – это игровая, трудовая, учебная деятельности. В течение дня жизнь ребёнка должна быть организована так, чтобы он сумел проиграть в каждый из видов игр (сюжетно-ролевую, строительно-конструктивную, театральную, дидактическую, подвижную, музыкальную, забаву). Именно овладевая самообслуживанием – первым видом труда – ребёнок отделяет себя от взрослого, открывает свою независимость, утверждает свою самостоятельность. А профессионализм воспитателя проявляется в том, насколько он сумеет трудовой (обязательной) деятельности малыша придать игровую форму. И когда эта деятельность переводится в форму игры, проходит на азарте, с удовольствием, с радостью, то ребёнок получает мощное средство для развития самосознания и предметного сознания. В учебной деятельности воспитатель использует образец только в младшей и средней группах. Ребёнок сравнивает образец и свой результат и выясняет: получилось ли у него то, что от него ждали, или нет. И он уже в младшей группе с удовольствием многократно повторяет задание взрослого, пока не получит результат.

Слайд 7

Индивидуальная работа и занятия Особенность «Дома радости» заключается в том, что обучение ребёнка ведётся индивидуально (рано утром, днём, вечером). Воспитатель содействует освоению программы каждым ребёнком не на общегрупповых (фронтальных) занятиях, а в индивидуальных формах обучения. В младшей группе самое главное, что старты у каждого ребёнка свои, а вершина должна стать общей для каждого. Важно помнить особенность дошкольника: он обучается не только в те минуты, когда присутствует на занятии. Он развивается, когда разговаривает, моется, кушает, убирает игрушки и т.д. О родителях Воспитатель «Дома радости» не даёт родителям шанса на сравнение своего ребёнка с другими. Наоборот, хвалит и говорит каждому – и Ваш смог, и Ваш. Если мама и папа говорят: «Не верю!» - показываются работы ребёнка от первой попытки до последней, т.е. ту его работу, где он достиг результата. Рассматривая весь комплект выполненных малышом проб, мама понимает вклад педагога в развитие её ребёнка. Тогда родители начинают уважать работу воспитателя, с удовольствием сотрудничают на протяжении всех лет, а потом и второго малыша стремятся привести к этим же педагогам.

Слайд 8

СРЕДНЯЯ ГРУППА: ВОЗРАСТ СОВЕРШЕНСТВА. В средней группе очень важно, чтобы ребёнок научился выражать свою любовь к другому через заботу, сотрудничество со сверстниками. Тогда в старшей группе, сотрудничая со сверстниками в разных видах деятельности, ребёнок откроет в себе одарённость. Первый стыд У ребёнка пятого года жизни впервые возникают ощущения стыда, неловкости, смущения. Эти чувства тесно связаны с самооценкой, с представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В этом возрасте дети начинают осознавать ошибки поведения, и если знают о том, что их могут наказать, начинают лгать, придумывая виновника. В «Доме радости» никогда детей ни в одной из возрастных групп не наказывают. Высший суд человека – совесть, самооценка поступка. Содействие развитию самосознания воспитанника – основное направление работы педагогов в «Доме радости».

Слайд 9

Борьба за лидерство Что делать, когда ребята хотят быть первыми на физкультуре, на музыкальном занятии и т.д. Можно предложить такие варианты разговоров с детьми: «Конечно, первым встать легко. А можешь ли ты встать пятым? Нет, наверное. Я тебе доверяю найти пятое место, сумеешь? Уже борьба за лидерство уходит, на первый план выдвигается познавательная задача. Когда воспитатель в общении с детьми выдвигает на первый план познавательную задачу, борьба за лидерство между детьми угасает по форме, но не уходит. Борьба за лидерство – это нормальный способ утверждения каждым своей индивидуальности среди других. Умело разрешая подобные ситуации, педагог содействует росту самосознания воспитанника.

Слайд 10

Опыт трудовых усилий Любой вид труда должен проводиться в форме игры и поддерживаться воспитателем. Воспитатель берёт на себя роль очарованного зрителя, когда воспитанник выполняет деятельность как самодеятельность. Труд в природе в «Доме радости» представлен лишь как «театр воспитателя». Самое главное – показать детям трепетное, ответственное отношение взрослого к живым существам. Таким образом, встреча с природными объектами в «Доме радости» ограничивается для ребёнка постановкой познавательных задач, экспериментов, опытов, но не трудовыми поручениями, дежурством или коллективным трудом. Уровень самодеятельности в трудовой деятельности экологической направленности доступен отдельным старшим дошкольникам. Поэтому, чтобы не допустить гибели живого, психологических травм у дошкольника, труд в природе – это демонстрация взрослым своего мастерства.

Слайд 11

Воспитание в коллективе В коллективе, чем больше разных детей, тем больше каждый предъявляет своему партнёру разнообразных запросов, требований, ожиданий, заставляет каждого развиваться, поворачиваться к людям то одной стороной, то другой, то третьей. Если педагог хочет содействовать обогащению развития ребёнка, то должен позаботиться о том, чтобы каждый маленький человек, во-первых, освоил разные виды деятельности, во-вторых, нашёл себе партнёра по интересам. Педагогу надо совершенствовать своё мастерство в умении переходить от непосредственной организации малышей в игре при собственном участии в ней, до дистанционного управления, когда дети сами организуются и играют, а взрослый лишь репликами их поддерживает. И так в любом виде деятельности. Но потом обязательно нужно, чтобы ребёнок дал самооценку исполнения деятельности. И, наконец, воспитатель может взять на себя роль «очарованного зрителя», а дети как артисты радостно, самостоятельно и творчески участвуют в совместной деятельности .

Слайд 12

СТАРШАЯ ГРУППА: ЖИВУЩИЕ ПЕРСПЕКТИВОЙ. Уходит несдержанность, незащищённость, появляются чувство собственного достоинства, индивидуальный стиль, своеобразие творческих дарований. Ступеньки возрастных возможностей Дети шестого года жизни имеют собственное мнение и о других детях, и о взрослых, а главное – о себе. Пятилетний дошкольник очень дорожит своей самостоятельностью. Он, правда, не всегда объективно оценивает свои возможности, «замахивается» на объём дела, явно превышающий резервы его физических возможностей. Поэтому, чтобы сохранить его уверенность в самостоятельности, защитить самолюбие, воспитателю надо предупредить воспитанника, дав ему варианты выбора: сначала можно сделать это, а потом, если время останется, - это. Если же совет не будет услышан, то последствия убедят его в необходимости прислушиваться к опыту старших.

Слайд 13

Трудности одарённости В старшей группе каждый ребёнок открывает свою одарённость в той или иной деятельности. Но главная проблема одарённого ребёнка – ему всё даётся легко, и потому он не умеет преодолевать трудности, теряет веру в себя при неудачах. Поэтому необходимо одарённого ребёнка научить трудиться, включать волю в преодоление стресса. В старшей группе одарённому ребёнку кажется, что он может вот так «с ходу» сочинить, и он просит, чтобы его вызвали и слушали его рассказ. Но, уже рассказывая, он начинает понимать, что его результат будет хуже, чем у предшествующих рассказчиков, ибо сложно одновременно и придумывать, и рассказывать интересно. После занятия с таким «неудачником» ситуация анализируется. Очень важно воспитателю подвести ребёнка к адекватной самооценке и результата, и причин. А затем обязательно воспитатель помогает ребёнку подготовиться, чтобы на следующем занятии ребёнок удивил себя успехом. Тогда-то он и поймёт значение русских поговорок: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Поспешишь - людей насмешишь».

Слайд 14

Трудовые трудности В старшей группе труд усложняется, появляются бригадные формы работы. Эти формы позволяют детям стать единым коллективом. Трудовая деятельность – одна из самых трудных для ребёнка. Детей надо учить организовывать свой труд, учить обдумывать свои действия. Каждый раз ребёнок должен знать, чем и зачем он будет сегодня заниматься. Когда ребёнок знает, что его ждёт, он настраивает себя на эту работу. Человек должен жить перспективой. Объединение коллектива Если в младшей группе мы учили детей любить себя, то теперь важно, чтоб старшие дошкольники научились видеть своих товарищей, замечали в других то, чего им самим не хватает. Старшие дети утверждают себя через заботу о других. Хорошо освоенные в предшествующих группах виды труда становятся формой организации коллективных взаимоотношений. Успешность коллективного принятия решений для ребёнка старшей группы определяется формой организации и его деятельности. Такой формой организации и коллективного труда, и коллективной лепки или рисования всегда становится игра. Потребность в игре не имеет возрастных ограничений, она – ежеминутная потребность здорового человеческого организма, устремлённого к идеалу.

Слайд 15

Планирование дня Любой провал ребёнка – это провал работы педагога. Ставить ребёнка в ситуацию унижения недопустимо. Вот почему существует чёткая система подготовки всех детей к занятию. Утром проводятся три занятия: два после завтрака, а третье после прогулки (конструирование, рисование и другие продуктивные виды деятельности). Обратите внимание, что в «Доме радости», в одиночку воспитатель в старшей и подготовительной группах проводит всего одно занятие. Второе занятие проводят музыкальный или физкультурный специалист, а третье занятие проводят трое, а то и четверо взрослых (два воспитателя, няня, специалист по изобразительной деятельности). В условиях такого сотрудничества каждый творческий ход у каждого участника занятия будет поддержан. (Ведь самое главное в старших группах, чтобы неповторимость каждого была ярко выявлена и для него самого, и для всех окружающих).

Слайд 16

ШЕСТИЛЕТКИ. ОСМЫСЛЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО И ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО. Во втором полугодии в старшей группе, ребёнок открывает неизвестное в хорошо знакомом. И в подготовительной группе это становится ведущим методом его открытий. Поиски разных путей Воспитателю важно стремиться к обретению своего неповторимого стиля педагогической деятельности, и одно из условий этого – умение находить собственные решения в подходе к каждому ребёнку .

Слайд 17

Дети переосмысливают отношения, прежние знания и самих себя В младшей группе мы делаем всё, чтобы открыть ребёнку, как интересно общаться со взрослым. В средней группе показатель мастерства воспитателя – это уровень самоорганизации детьми разных видов деятельности. В старшей группе ребёнок открывает своего сверстника как интересного собеседника и партнёра по разным видам деятельности. В подготовительной группе взрослый вновь становится очень притягательным для ребёнка. Но если среди малышей воспитатель – инициатор общения, то теперь сам ребёнок ищет взрослого как интересного собеседника. При этом ребёнок начинает различать взрослых (оказывается, взрослые тоже совершают и хорошие поступки, и плохие) поэтому нельзя слепо идти за каждым, необходимо учиться выбирать, рассуждать, какие последствия могут быть от того или иного решения. Сегодняшний воспитанник испытывает удовольствие от общения с воспитательницей только тогда, когда услышит заданный ему лично «трудный вопрос» и с ним справится! Ведь он сделает или уже сделал важнейшее открытие: я могу у воспитателя учиться новому!

Слайд 18

Философствования Возникшая у детей потребность в философствовании – это «старт» для открытия принципиально новых возможностей у воспитанников подготовительной группы. Шестилетнему ребёнку становится доступно использование взаимодействия предметного сознания и самосознания. За счёт этого вырабатывается его способность принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям, творчески переосмысливать то, что имеется. Именно это обуславливает развитие в нём потребности учиться! В практику работы детских садов, работающих по программе «Дом радости», включены три средства, обращённые к решению этой задачи: - Диалоги или полилоги – «Посиделки». - Рассказ воспитателя (с привлечением наглядного материала) – «Сказание». - «Проблемные ситуации с развивающейся интригой». Каждое из этих средств может использоваться мастером-профессионалом в роли то метода, то формы, то условия содействия шестилетнему философу в овладении такими творческими путями познания, как: - систематизация знаний; - открытие противоречивости ранее сформированных систем знаний; - воссоздание каждым из них целостного образа границ своего знания; - стремление к творческому открытию нового (но с радостным признанием непознаваемости познаваемого до конца), к многогранности в познании окружающего мира и себя как неповторимой индивидуальности .

Слайд 19

Закон философского смеха В процессе и диалога, и рассказа, и «развивающейся интриги» обязательно должна возникать, такая проблемная ситуация, устанавливая и разрешая которую ребёнок или все участники философствования будут смеяться. В каждой группе, но особенно в подготовительной, смех должен постоянно сопровождать любые режимные моменты, а не только занятия. Педагогу нужно стремиться быть откровенным и открытым, искренним постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагогу и воспитаннику необходимо находиться в равноправных позициях: открытость педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагогу нужно видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Но при этом уметь грамотно выстраивать границы, задавать ориентиры, предъявлять детям адекватные требования. Педагогу необходимо создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"...

Консультация «Успех. Ситуация успеха»

Успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  Ситуация ...

«Консультация для родителей:«Формирование мотивации успеха у дошкольников» «Как создать мотивацию успеха у ребенка»

В процесс развития мотивации у дошкольников должны активно включаться и родители. Они являются для детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого....

Педагогическая мастерская "Мой успех- успех моей команды"

Сценарий проведения педагогической мастерской. Методическая разработка...