Познавательное развитие в первой младшей группе
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план НОД по программе «Первые шаги» по ознакомлению с предметным миром в первой младшей группе
(2 – 3 лет)
(1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Литература: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «ПЕРВЫЕ ШАГИ», часть 1 и 2. Авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
1неделя 2неделя 3неделя 4неделя
сентябрь
Тема: «Мячик, катись», «Мячик, поскачи», «Закати мяч в ворота».
Цель: формировать умение играть с мячом. Развивать умение бросать мяч, катить мяч. Закреплять умение обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объёма. Воспитывать умение играть в группе, уступать друг другу.
Материал: мячи разного размера, дуга для прокатывания мяча
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 10, 12./1,4,5.
Тема: «Каталки», «Ездим по дорожкам».
Цель: формировать умение играть с каталками. Развивать координацию движений ребенка, совершенствовать целенаправленность движений.
Закреплять умение захватывать и удерживать ручку каталки или веревку. Воспитывать интерес к игре.
Материал: каталки, веревки, полоски бумаги, разные игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 12/ 4,5.
Тема: «Домики», «Постройки из мебели и подручного материала».
Цель: формировать умение выполнять постройки из различного материала. Развивать умение накладывать, вкладывать, сцеплять, совмещать элементы конструкций. Закреплять знания о различных постройках. Воспитывать желание подражать взрослым.
Материал: разнообразные конструкторы, кубики, мебель.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 22, 23 / 32, 33.
Тема: «Игрушки для наблюдения».
Цель: формировать умение наблюдать за игрушками. Развивать умение отвечать на вопросы об увиденном. Закреплять знания о том, как привести в движение игрушку. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: разнообразные игрушки, которые могут двигаться, издавать звуки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 31 / 8.
октябрь
Тема: «Волшебный мешочек».
Цель: формировать умение выполнять определенное задание.
Развивать умение рассматривать, ощупывать предмет, называть его.
Закреплять знания о предметах. Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: красивый мешочек, различные предметы, игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 29 / 5
Тема: «Зайчик и белочка».
Цель: формировать умение удерживать и выполнять инструкции воспитателя.
Развивать умение классифицировать предметы. Закреплять знания о жизни животных. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Материал: игрушечные заяц, белка, медведь, собачка; бумажные морковка, орешки; картинки - мёд, косточки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 55/22.
Тема: «Детское лото».
Цель: формировать умение находить сходство между изображениями.
Развивать речь ребенка, умение называть предмет, изображенный на картинке
Закреплять название предмета. Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: игра «Лото»
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 56/24.
Тема: «Найди половинку».
Цель: формировать умение собирать целый рисунок из частей.
Развивать представление о целостном образе объекта и его частях. Закреплять умение находить сходство рисунков. Воспитывать усидчивость.
Материал: набор картинок целых и разрезанных на части.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 56/25.
ноябрь
Тема: «Башня», «Лесенка».
Цель: формировать умение строить из кубиков башню и лесенку. Развивать умение оценивать размеры кубиков, выкладывать их от большего к маленькому. Закреплять названия цветов. Воспитывать интерес к игре.
Материал: кубики разного размера и цвета, кукла.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 43, 44/ 6, 7.
Тема: «Домики для кукол».
Цель: формировать умение строить домики соответствующего размера.
Развивать умение оценивать размер предмета. Закреплять название материалов и цветов. Воспитывать познавательный интерес.
Материал: две куклы (машины и др.) разного размера, кубики для постройки домиков.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 44 / 8.
Тема: «Наливаем-выливаем», «Погружение в воду».
Цель: формировать у детей знания о свойствах воды.
Развивать умение наливать воду в различные ёмкости и погружать в воду предметы. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать терпение.
Материал: тазики, ёмкости с водой, пустые баночки бутылки, флаконы, воронки, кружечки, ситечко.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 32 / 11,12.
Тема: «Тонущие и плавающие предметы», «Кораблики».
Цель: формировать умение проводить наблюдение над предметами, получать знания о свойствах предметов. Развивать мышление, память, закреплять названия предметов. Воспитывать культуру поведения во время совместных игр.
Материал: таз с водой, металлические, деревянные, резиновые, пластиковые, бумажные предметы.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 34 / 14, 15.
декабрь
Тема: «Мыльные пузыри».
Цель: формировать у ребенка владение произвольным дыханием.
Развивать умение выдувать мыльные пузыри. Закреплять умение внимательно слушать объяснение. Воспитывать познавательный интерес.
Материал: ёмкость с мыльным раствором, трубочки, рамочки для надувания мыльных пузырей.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 35 / 16.
Тема: «Снег и вода».
Цель: формировать у детей знания о свойствах воды.
Развивать умение экспериментировать с водой. Закреплять название различных состояний воды. Воспитывать познавательный интерес.
Материал: вода, лёд, снег, различные ёмкости, картинки с изображением различных состояний воды.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 35 / 17.
Тема: «Бумажные снежки», «Секреты в бумаге».
Цель: формировать у детей сенсорный опыт, знакомить со свойствами бумаги. Развивать умение сминать, комкать, складывать, разрывать, разворачивать бумагу. Закреплять умение выполнять определённое задание. Воспитывать дружелюбие, отзывчивость.
Материал: листы бумаги, газеты, мелкие и крупные игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 38 / 22, 23.
Тема: «Игрушки из бумаги».
Цель: формировать умение использовать бумагу для выполнения поделок.
Развивать умение делать из бумаги шар, трубочку, бантики др. Закреплять сминать и комкать бумагу. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Материал: бумага, картинки снеговиков, бабочек, птичек, корабликов, самолетов.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 39 / 24.
январь
Тема: «Тряпочные игрушки».
Цель: формировать сенсорный опыт детей. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение сравнивать на ощупь содержимое мешочков. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материал: мешочки с разными наполнителями.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 28 / 3.
Тема: «Игры с магнитом».
Цель: формировать знания о свойствах магнита. Развивать моторику рук, интерес к экспериментированию. Закреплять умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы. Воспитывать усидчивость.
Материал: магниты, скрепки, монетки, пуговицы, неметаллические предметы, лист бумаги.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 30 / 6.
Тема: «Лупа».
Цель: формировать знания по использованию лупы. Развивать познавательный интерес. Закреплять название предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материал: лупа, очки, книга, цветок, снег и др.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 30 / 7.
февраль
Тема: «Превращения воды».
Цель: формировать знания детей о том, что в воде растворяются различные вещества. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы. Закреплять знания о разных состояниях воды. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материал: прозрачные ёмкости с водой, краски.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 32 / 10.
Тема: «Солнечные лучики».
Цель: формировать умение разбирать и собирать пирамидку. Развивать умение находить колечки, начиная с самого большого до маленького. Закреплять знания о величине предметов. Воспитывать дружеские отношения.
Материал: желтый бумажный круг, пирамидки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 50 / 15.
Тема: «Угадай, что на картинке».
Цель: формировать умение узнавать знакомый предмет по его части. Развивать мышление, память. Закреплять названия предметов. Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: картинки с изображением знакомых детям предметов (стол, яблоко, машинка, животное и др.)
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 57 /26.
Тема: «Погремушки и шумелки».
Цель: формировать умение заполнять емкости мелкими предметами. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять название предметов. Воспитывать желание выполнять своими руками поделки.
Материал: различные ёмкости для заполнения, крупа, песок, пуговицы, бусинки и др.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 29 / 4.
март
Тема: «Знакомство с матрёшкой».
Цель: формировать умение разбирать и собирать матрёшек. Развивать умение находить нужную по размеру матрёшку. Закреплять умение правильно применять слова большая, поменьше, маленькая. Воспитывать интерес к народному искусству.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 51 / 16.
Тема: «Матрёшки обедают», «Матрёшки ложатся спать».
Цель: формировать умение находить соответствие между предметами. Развивать умение правильно применять слова большой, маленький, одинакового размера. Закреплять умение сравнивать предметы по величине. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Материал: матрёшки разного размера, кружочки разного диаметра, полоски, разной длины.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 54 / 20, 21.
Тема: «Разложи картинки по порядку».
Цель: формировать умение определять последовательность действий на картинках. Развивать мышление, память. Закреплять знание режимных моментов, сказок. Воспитывать интерес к совместным играм.
Материал: наборы картинок, отражающих последовательность действий.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 57/ 27.
Тема: «Сравни картинки».
Цель: формировать умение сравнивать предметы по величине, количеству, цвету, материалу. Развивать речь детей, пополнять словарный запас. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к совместным играм.
Материал: парные картинки предметов, отличающихся по определённым признакам.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 57 / 28.
апрель
Тема: «Фигурные пирамидки».
Цель: формировать у ребенка целенаправленности в действиях. Развивать умение действовать по образцу. Закреплять умение собирать предмет из частей. Воспитывать целеустремлённость.
Материал: фигурные пирамидки, разборные игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 60 / 1.
Тема: «Домики из кубиков», «Гараж для машинки».
Цель: формировать умение выполнять постройки из кубиков, строительных наборов. Развивать умение соотносить размеры предмета с размером постройки. Закреплять название деталей конструктора. Воспитывать желание использовать постройки для разыгрывания небольших сюжетов.
Материал: кубики, строительные наборы, куклы, машинки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 61 / 3, 4.
Тема: «Строим по картинкам», «Картинки из кубиков».
Цель: формировать у ребенка целенаправленности в действиях. Развивать умение действовать по образцу. Закреплять умение собирать предмет из частей. Воспитывать целеустремлённость.
Материал: конструктор с образцами на картинках, кубики с картинками.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 62 / 5, 6.
Тема: «Плоскостное конструирование».
Цель: формировать умение создавать изображение с помощью различных геометрических фигур. Развивать умение накладывать фигуры на контур, нарисованный на бумаге. Закреплять название геометрических фигур. Воспитывать культуру поведения во время занятий.
Материал: листы бумаги с нанесёнными контурами предметов, состоящих из геометрических фигур, геометрические фигуры.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 63 / 7.
май
Тема: Распусти носочек, смотай клубочек, «Заплети косичку».
Цель: формировать умение таких действий как наматывание – разматывание, плетение. Развивать согласованность и точность движения рук. Закреплять умение правильно захватывать нить руками. Воспитывать усидчивость при работе.
Материал: вязаные изделия, клубки с нитками, веревки или ленты для плетения.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 25 / 38, 39.
Тема: «Намотай, забинтуй».
Цель: формировать умение наматывать бинт (ленту, на предмет). Развивать согласованность и точность движения рук. Закреплять название используемых в игре предметов. Воспитывать чувство сострадания, желание помочь персонажам.
Материал: кукла, мишка, зайчик или др. игрушки, бинты, ленточки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 25 / 40.
Тема: «Нанизываем бусы», «Шнуровка».
Цель: формировать умение таких действий как нанизывание, продевание. Развивать согласованность и точность движения рук. Закреплять название предметов. Воспитывать усидчивость при работе.
Материал: верёвочки, шнурки, проволочки, бусы с крупными отверстиями, предметы с дырочками для шнуровки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 25 / 41, 42.
Тема: «Куличи и куличики», «Песок и вода».
Цель: формировать умение выполнять поделки из песка. Развивать умение заполнять формы песком. Закреплять умение смешивать песок с водой, для придания ему вязкости. Воспитывать опрятность при работе с песком.
Материал: песок, вода, формы для заполнения песком.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 37, 38 / 18, 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группы "Прогулка в лес"
Цель занятия развитие у детей познавательного интереса к окружающей действительности....
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Осень золотая»
Цель: Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе. Задачи:1. Образовательные: Дать представление о времени года осень.2....
Конспект занятия по Познавательному развитию в первой младшей группе "Одежда"
"Одежда для девочек"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе "Как мы помогали кукле Маше" с использованием здоровьесберегающей технологии.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы....
Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе Тема "Наша Таня громко плачет"
Путём экспериментирования дать элементарные представления об одном из признаков предметов.Организовать деятельность детей по обогащению и систематизированию знаний о воде. Организовать опытно - ...
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Поможем мишке"
Познавательное развитие, медведь...
Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «В гостях у дедушки и бабушки»
Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе на теме: «В гостях у дедушки и бабушки»Инсценируя знакомую детям сказку, вызвать у них желание повторять вслед за персонажами...