Сообщение для педагогов "Амплификация - основной принцип ФГОС ДО".
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Амплификация - один из основных принципов ФГОС ДО.
В настоящий Стандарт ФГОС ДО введено одно из основных понятий - амплификация развития.
Амплификация - это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей.
поэтому она должна охватывать все образовательные области:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- музыкальное воспитание
В раннем возрасте (1 год - 3 года) – это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Путь, основанный на амплификации детского развития — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно строить работу, «учитывая индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.»
Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение ( амплификация ) детского развития», согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в Стандарте:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Для успешного овладения программой развития нельзя забывать об " уважении взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ".
Образовательная деятельность должна быть построена на основе взаимодействия взрослых с детьми.
Взрослый должен быть ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка:
- учитывать социальную ситуацию его развития,
- поддерживать положительное, доброжелательное отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности,
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности,
- предоставлять возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения,
- защищать детей от всех форм физического и психического насилия,
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность.
Для того, чтобы ребёнку хотелось участвовать в какой-либо деятельности, необходимо
- организовать образовательное пространство,
- обеспечить разнообразие материалов, оборудования и инвентаря.
Тогда это будет побуждать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментировать с доступными детям материалами, быть двигательно- активными, участвовать в подвижных играх и соревнованиях, получать эмоциональное удовлетворение от взаимодействия с предметно-пространственным окружением, самовыражаться каждому ребенку.
Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по введению ФГОС "Основные принципы дошкольного образования и их реализация"
С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В докладе более подробно раскрываются основные принципы и необходимость их реализации....
Презентация из опыта работы «Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей – один из основных принципов ФГОС ДО»
Презентация из опыта работы с родителями в дошкольной образовательной организации....
Основные принципы ФГОС ДО
Консультация для воспитателей...
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Моя главная задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контрол...
Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО
раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО
Раздел к основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...
"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сег...