ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Моя главная задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контроль над поведением детей, совместно сними вырабатываю определенные правила, которые все без исключения ( и дети, и воспитатель) должны соблюдать. Например: «В группе нельзя громко говорить, кричать, потому что ты можешь помешать другому думать или заниматься любимым делом.» в этом случае я вправе сделать замечание расшалившемуся ребенку, да и сами дети, в случае необходимости, могут сделать замечание друг другу и мне тоже. Все должны помнить, что правила - это правила. Они для всех одинаковы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovye_formy_raboty_pri_delenii_gruppy_na_podgruppy.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида»
Железко Л.Л., воспитатель
с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основанный на следующих принципах:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) и др.
В рамках нового федерального стандарта образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии теперь пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогику заменяет более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС дошкольного образования представлен в таблице 1
Таблица 1 - Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС ДО
Характеристика образовательного процесса | Традиционное дошкольное образование | Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма (в соответствии с ФГОС ДОО) |
Целевая направленность | Формирование определенных знаний, умений и навыков. | Формирование личности. |
Ориентация | На «среднего» ребенка. | Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка. |
Позиции участников | Взрослый - субъект процесса образования, ребенок - объект его педагогических воздействий, исполнитель его планов. | Взрослый и ребенок - субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). |
Основная деятельность | Учебная. | Специфически детские виды деятельности. |
Основные мотивы участия детей | Авторитет взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности. | Интерес ребенка. Удивление ребенка. |
Необходимое поведение детей | Дисциплинированность, ответственность, исполнительность | Творчество. Познавательная активность. |
Основные формы образования | Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключительная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. | Экспериментирование, игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей. |
Основные формы организации детей | Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными. | Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными. |
Считаю, что реализации идеологических и методических основ новых федеральных стандартов способствуют проводимые мной мероприятия, когда дети группы делятся на команды по 3-6 человек. В этом случае каждый ребенок оказывается в наиболее важных условиях для возникновения коллективного делового общения. В микрогруппе из шести человек застенчивому ребенку всегда есть возможность уйти от давления лидера, защитившись окружением таких же детей, как он сам. Шестерка внутри может разбиваться на пары или тройки, что не менее важно для общения ровесников, т.к. именно такой вариант помогает детям обнаруживать и высказывать большее число мнений, не останавливаясь на том варианте, который был высказан первым. В процессе работы один и тот же вопрос может быть рассмотрен с разных сторон несколькими микрогруппами. Команды получают возможность предложить разные способы решения одной и той же проблемы, жизненной ситуации и т.д. Внутри группы у ребенка особенно активно формируется необходимый баланс для оценки своих возможностей, знаний и умений, коммуникативных навыков. Собственные решения ему надо испробовать и многократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка педагога. Нередко возникают такие варианты решений, о которых я и не предполагаю.
Моя главная моя задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контроль над поведением детей, совместно сними вырабатываю определенные правила, которые все без исключения ( и дети, и воспитатель) должны соблюдать. Например: «В группе нельзя громко говорить, кричать, потому что ты можешь помешать другому думать или заниматься любимым делом.» в этом случае я вправе сделать замечание расшалившемуся ребенку, да и сами дети, в случае необходимости, могут сделать замечание друг другу и мне тоже. Все должны помнить, что правила - это правила. Они для всех одинаковы.
Выбор способа деления детей на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания занятий, количества детей и малых групп, моего опыта работы в этом направлении. При делении на группы дети могут стоять или сидеть на стульчиках (ковре) по кругу. Необходимый материал можно разложить на подносе, на полу, на столе ( в мешочке, сундучке, конверте) и т.д. Применяю различные способы деления детей на команды (малые группы)
Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям. Я предлагаю детям объединяться в малые группы по 3-6 человек по желанию (кто с кем хочет). Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия:
чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
одного (или разного) цвета глаз (волос, бантиков, носочков, туфель, платьев и т.п.)
Разделиться на группы можно:
- по количеству стульев, расставленных за столом;
- по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.
Собраться в группу можно:
- со своими друзьями;
- с тем, с кем живёшь рядом;
- с кем спишь рядом в детском саду;
- с кем вместе сидишь за обеденным столом;
- с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
- по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;
- найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, собака, попугай, кошка, велосипед и т.п.
Деление на подгруппы по слову, движению, действию. Для деления на команды по этому принципу предлагаю детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества) и собрать в группы по порядковому номеру:
- назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года и разделиться на команды;
- назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
- назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортных средств и т.п. и объединиться в соответственные группы;
- вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в этом же порядке.
Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком). Я предлагаю каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в команды и уточняют, почему они собрались вместе. Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).
В качестве материала использую:
- отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
- геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 кр. квадратов, 6 кр. треугольников и т.д.);
- геометрические фигуры, одинаковые по цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых кр. треугольников, 6 малых зелёных квадратов);
- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, рыб, птиц, насекомых, транспортных средств и т.п.;
- муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
- предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
При этом, общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе и подбираться мною так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько (в зависимости от количества детей) команд.
Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок). Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и, после его выполнения, он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и, таким образом, создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Предлагаю соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:
- составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, собаку, кошку и т.п.;
- нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку, слепить;
- составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
Способ объединения детей на команды по считалке. Приглашаю детей встать в круг. Если предполагаю сформировать три команды, выбираю трех «капитанов». Они выходят в центр круга, тянут жребий и определяют, кто первый будет говорить считалку. Тот, на кого пал выбор считалки, становится членом команды рассчитавшего. Капитаны считают стоящих в кругу по очереди. Считалка может быть одной и той же. Но можно предложить капитанам использовать собственную считалку по желанию.
Найди команду на счет первый-второй. Дети выстраиваются в шеренгу по одному и рассчитываются на первый-второй. В одну команду попадает тот, кто оказался «первый», а в другую тот, кто «второй».
Итак, способов деления на команды достаточно много. Главная их особенность в том, чтобы в течение учебного года ребенок возможность поработать в команде со всеми детьми, т.к. внутрь такой организации возникают естественные условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями сверстников.
Использование этих форм работы показывает, что коммуникативное развитие детей происходит достаточно благополучно. Ребята налаживают контакты как со взрослыми, так и со сверстниками. 80% детей умеют договориться о совместных делах и играх, строить планы, способны выражать свои просьбы, делать сообщения. Свободно владеют различными средствами общения - речевыми, мимическими, жестовыми.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
- Анищенко И.О. «ФГОС дошкольного образования». Электронный ресурс: http://мдобу32-абвгдейка.рф/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования
. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образовани...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
ПЛАН ОБНОВЛЕНИЯ РППС И УЛУЧШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИСОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ...
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...
Формы работы при делении группы на подгруппы
формы работы при делении группы на подгруппы...
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...
Рекомендации для воспитателей ДОУ «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГОС»
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. ...