"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сегодня  я хочу вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым мы строим свою работу в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya2.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"

Выполнила: воспитатель ГБДОУ №11 Невского р-н, гор. Санкт-Петербурга Березина Александра Алексеевна.

Индивидуализация-это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация-не потакание собственным капризам, это умение анализировать размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими "могу- не могу", "можно-нельзя", умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

Индивидуализация дошкольного образования

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

    Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сегодня я хочу Вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым мы строим свою работу в этом направлении.

Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

Основные его признаки-предоставление детям права учавствовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.). Если цели не достигнуты-пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов.

Мы выбрали вместе с детьми тему "Зимующие птицы". Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. И мы (воспитатели) создаем условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляем выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластелин разных цветов, цветное тесто, глина и пр.). Наша задача не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним мы поможем словами, других приободрим, третим окажем физическую помощь, если они в ней нуждаются.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Например: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.

Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.  Наконец, индивидуализация реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок-уникальная личность.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т.д.) -осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных  "хочу" те, за которые он готов нести личную ответственность. -в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых "хочу" преобразовывается в "могу", ребенку необходимо получать поддержку.

А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения для педагога?

педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду; -поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей); -принимает индивидуальные особенности ребенка.

Вывод:

Таким образом, образовательный процесс в ДОО мы строим с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Методы индивидуализации образовательного процесса

В данной презентации обозначены основные методы индивидуализации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.Данная презентация подготовлена на основе книги:Михайлова-Свирская Л.В.Индивиду...

Индивидуализация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого воспитанника по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии реализации принципа индивидуализации образовательного процесса»

laquo;Современные образовательные технологии реализации принципа индивидуализации образовательного процесса»...