"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сегодня я хочу вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым мы строим свою работу в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya2.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"
Выполнила: воспитатель ГБДОУ №11 Невского р-н, гор. Санкт-Петербурга Березина Александра Алексеевна.
Индивидуализация-это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация-не потакание собственным капризам, это умение анализировать размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими "могу- не могу", "можно-нельзя", умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
Индивидуализация дошкольного образования
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сегодня я хочу Вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым мы строим свою работу в этом направлении.
Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.
Основные его признаки-предоставление детям права учавствовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.
Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.). Если цели не достигнуты-пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов.
Мы выбрали вместе с детьми тему "Зимующие птицы". Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).
Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.
Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. И мы (воспитатели) создаем условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляем выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.
Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластелин разных цветов, цветное тесто, глина и пр.). Наша задача не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним мы поможем словами, других приободрим, третим окажем физическую помощь, если они в ней нуждаются.
Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Например: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.
Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать. Наконец, индивидуализация реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок-уникальная личность.
Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:
-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т.д.) -осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных "хочу" те, за которые он готов нести личную ответственность. -в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых "хочу" преобразовывается в "могу", ребенку необходимо получать поддержку.
А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения для педагога?
педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду; -поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей); -принимает индивидуальные особенности ребенка.
Вывод:
Таким образом, образовательный процесс в ДОО мы строим с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы «Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей – один из основных принципов ФГОС ДО»
Презентация из опыта работы с родителями в дошкольной образовательной организации....
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО
презентация к пед. совету...
Методы индивидуализации образовательного процесса
В данной презентации обозначены основные методы индивидуализации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.Данная презентация подготовлена на основе книги:Михайлова-Свирская Л.В.Индивиду...
Индивидуализация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого воспитанника по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде...
"Учёт принципов ФГОС ДО при выборе структурных компонентов календарного плана воспитательно - образовательного плана"
Презентация...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии реализации принципа индивидуализации образовательного процесса»
laquo;Современные образовательные технологии реализации принципа индивидуализации образовательного процесса»...