Знакомство дошкольников подготовительной к школе группы с мифологическим жанром в живописи
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Авачёва Ярославна Юрьевна

Цель занятия: знакомство со сказочной живописью (мифологическим жанром).

Задачи:

  1. Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.
  2. Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.
  3. Дать свободу воображению, фантазии, эмоциональным проявлениям.
  4. Активизировать использование слов и словосочетаний: сказка, миф, сказочная живопись, мифологический жанр, добро(ый), зло(й), идеал.
  5. Приобщать к чтению художественной литературы.
  6. Формировать патриотические чувства на основе сказочных образов богатырей русских.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki_mifologicheskiy_zhanr_v_zhivopisi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа пос. Самарский

муниципального района Волжский  Самарской  области

Структурное подразделение «Детский сад «Мечта»

Знакомство дошкольников подготовительной к школе группы с мифологическим жанром в живописи.

Разработала:

старший воспитатель СП ДС «Мечта» ГБОУ ООШ пос. Самарский

Авачёва Ярославна Юрьевна

пос. Самарский

2021 год

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ: МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ»

для проведения в подготовительной группе

Цель занятия: знакомство со сказочной живописью (мифологическим жанром).

Задачи:

  1. Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.
  2. Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.
  3. Дать свободу воображению, фантазии, эмоциональным проявлениям.
  4. Активизировать использование слов и словосочетаний: сказка, миф, сказочная живопись, мифологический жанр, добро(ый), зло(й), идеал.
  5. Приобщать к чтению художественной литературы.
  6. Формировать патриотические чувства на основе сказочных образов богатырей русских.

Подготовка: чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций сказок, используемых на этом занятии: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Иван-царевич и Серый волк».

Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: ноутбук, репродукции картин мифологического жанра, книги-сказки, игрушка – кот-ученый.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, к нам приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой.

(слайд 1)

На прошлой неделе мы познакомились с некоторыми известными личностями России. В их числе были поэты, писатели и художники. С ними и будет связано наше сегодняшнее занятие.

На сегодня я не зря попросила вас принести книжки со сказками, в которых добро побеждает зло. Книги создают писатели, а вот иллюстрации к ним создает художник, который называется художник – оформитель, художник – иллюстратор, или просто художник книги (смотрим принесенные книги - выставлены на показ).

Но не только иллюстраторы рисуют сказочные сюжеты для оформления книг, многие художники были очарованы красотой, силой, мудростью представленных в сказках героев и стремились создать их выразительные образы в живописи.

Известные русские живописцы Михаил Александрович Врубель и Виктор Михайлович Васнецов создали картины с запоминающимися сказочными образами (слайд № 3 и 6).

Эти картины можно отнести к мифологическому жанру (еще есть пейзаж, натюрморт, анималистический жанры).  Слово «сказка, вымысел» на греческом языке звучит как «миф», поэтому ученые, которые изучают искусство, договорились называть картины на тему сказок, легенд и сказаний «мифологическим жанром».

- Давайте повторим все вместе: «мифологический жанр».

Картины данного жанра представлены на стенде.

2. Основная часть.

- Мир сказки – это мир, каким он должен быть по народным представлениям, - справедливый и прекрасный.

Итак, отправимся в путешествие в сказочную страну…

Сюрпризный момент:

-А сопровождать нас будет – Кот-ученый!

Он приготовил для нас игру-задание!

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель рассказывает эпизод сказки, а дети выбирают картину, в которой представлен этот персонаж.

В.М. Васнецов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
     Увидал Змей Добрыню, громом загремел:
     - Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь - живым сожру, захочу - в свое логово унесу, в плен возьму.

В.М. Васнецов «Снегурочка»

Жили-были старик со старухой; у них не было ни сына, ни дочери. Вот они лежат на печи, а дед и говорит бабке: «Я что придумал: поди принеси снегу». Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли Снегурочку.

В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. 

В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»

Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел...

В.М. Васнецов «Баба-Яга в ступе»

Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. А в избушке сидит Баба-Яга, костяная нога.

В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный»

- Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?

- У меня смерть в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.

М.А. Врубель «Царевна-лебедь»

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

Рассматривание произведений мифологического жанра.

А.

        Детям предлагается рассмотреть женские образы на примере заявленных произведений и описать их:

- назовите основных героев этих картин;

- опишите действия каждого из них;

- какими чертами характера обладают Царевна-лебедь, Василиса Премудрая и Снегурочка?

(Красота, доброта, кротость, мягкость, скромность, но в то  же время упорство и самостоятельность)

Б.

Детям предлагается рассмотреть мужские образы на примере заявленных произведений и описать их (Иван-царевич и Добрыня Никитич):

- назовите характерные черты мужских образов: царевича и русского богатыря (красота, мужество, величие, сила…)

С детьми делаем вывод: «Прекрасен богатырь русский своей любовью к Родине, к русской земле, во имя счастья людей он готов пожертвовать даже своей жизнью».

В.

Детям предлагается рассмотреть злых героев на примере заявленных произведений и описать их (Баба-Яга и Кощей Бессмертный).

Обращаем внимание на средства, с помощью которых художники раскрывают эти образы:

- каким цветом изображает В.Васнецов злых героев - Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного? Почему?

- найдите и назовите «говорящие детали», с помощью которых становится понятен характер этих героев.

Физкультминутка «Царь Горох».

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения.)

-Ребята, пока мы с вами занимались, кот-ученый приготовил нам еще одно задание. Давайте отгадаем его загадки!

Загадки

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём.

(Жар-птица)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

(Иголка)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

(Ступа)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

(Скатерть-самобранка)

Игровые упражнения, способствующие более глубокому пониманию образа:

  1. Придумайте реплики для героев.
  2. Разыгрывание эпизода «Ожившая картина».

3. Заключительная часть.

В конце занятия обратить внимание детей на красоту и силу характеров сказочных персонажей с помощью вопроса «На кого вы бы хотели быть похожими?»

        После чего делаем вместе вывод: во всех сказках неизменно одно – твердое знание, что есть – добро и что – зло, и вера в то, что добро всегда побеждает. Иначе - сказки нет. Иначе – к чему она?

        Просим подойти к выставке (либо раздаем картины на столы ребятам), найти и внимательно рассмотреть на картинах «волшебные предметы», «сказочную природу».

Используемая литература.

  1. Г. А. Рубан «Мы входим в мир прекрасного». Виды и жанры изобразительного искусства: адаптированная учебная программа и методические рекомендации для работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 76 с. - с. 59-73
  2. Материалы с сайта «ФизкультУра»

http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по знакомству детей подготовительной к школе группы с народным праздником День Кузьмы и Демьяна.

Проект реализуется в рамках тематических недель "Осень", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проекте задействованы все специалисты детского сада - музыкальный руководитель, воспитатели, воспитат...

«Знакомство детей подготовительной к школе группы с космосом"

Ознакомление детей Подготовительной школы с космосом....

Знакомство детей подготовительной к школе группы с татарским балетом.

Сценарий развлечения в детском саду  по ознакомлению с татарским балетом Шурале и Су анасы....

Игры и игровые упражнения По теме: «Знакомство детей подготовительной к школе группы с символами государства»

Игры и игровые упражненияПо теме:«Знакомство детей подготовительной к школе группы с символами государства»...

Перспективный план работы по знакомству детей подготовительной к школе группы с родным городом Дзержинском

Формировать понимание того,что человек-часть природы,что он должен беречь,охранчть и защищать ее,Учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды....

«Как организовать информационно-наглядный стенд для родителей дошкольников подготовительной к школе группы в вопросах готовности ребенка к школе»

Повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников посредством организации информационно-наглядной информации в родительском уголке....